Дело №а-1111/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Южноуральский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Черепановой О.Ю.,
при секретаре Первухиной Е.Ю.,
с участием представителя административного истца Суханова О.А.,
представителя административного ответчика Мансеровой О.В.,
представителя заинтересованного лица Поповой В.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Минина В. Г. к Администрации Южноуральского городского округа <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Минин В.Г. обратился в суд с административным иском к Администрации Южноуральского городского округа <адрес> о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
В обоснование иска указал, что ДД.ММ.ГГГГ между собственниками <адрес> в <адрес> - им и Аксеновым В.А. было заключено соглашение, которым они дали друг другу согласие на строительство пристроев к дому № по границам участков своих квартир.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Южноуральского городского округа ему было выдано разрешение № на строительство пристроя к дому, расположенному по адресу: <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. При этом он предоставил все затребованные у него документы. Впоследствии разрешение было продлено до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно разрешению им было начато возведение пристроя к его части дома, и до 2015 года у Аксенова В.А. претензий к строящемуся пристрою не возникало. На завершающем этапе строительства у собственника <адрес> Аксенова В.А. возникли претензии к возведенному строению, Администрация Южноуральского городского округа встала на сторону Аксенова В.А. и своим постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ отменила разрешение на вышеуказанное строительство, в связи с чем, когда пристрой фактически построен, он лишен возможности зарегистрировать пристрой в установленном законом порядке.
Просил суд признать незаконным и отменить постановление Администрации Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене разрешения от ДД.ММ.ГГГГ № на строительство (реконструкцию) многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Представитель административного истца Суханов О.А. в судебном заседании поддержал административный иск по указанным в нем основаниям, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Администрации Южноуральского городского округа Мансерова О.А. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что изначально разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ было выдано Минину В.Г. с нарушением закона, поскольку при реконструкции многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> проектная документация была предоставлена Мининым В.Г. не в полном объеме, проект выполнен самостоятельно, отсутствовало согласие на реконструкцию собственника другой квартиры многоквартирного дома, требования к документам предъявлялись, как с индивидуальному жилому дому, а в настоящее время выяснилось, что дом является многоквартирным.
Представитель заинтересованного лица Аксенова В.А. - Попова В.Х. в судебном заседании поддержала доводы представителя административного ответчика в полном объеме.
Административный истец Минин В.Г., заинтересованное лицо Аксенов В.А. в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены, просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав стороны, допросив свидетеля ФИО6, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что требования административного истца являются законными и обоснованными по следующим основаниям.
Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего рассматривается в порядке, предусмотренном Главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных указанным Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство за исключением установленных законом случаев.
Согласно ч. 11, 13, 14 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Исчерпывающий перечень оснований прекращения разрешения на строительство приведен в п. 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. К таким основаниям отнесены: 1) принудительное прекращение права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд; 2) отказ от права собственности и иных прав на земельные участки; 3) расторжение договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращение права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства администрации Южноуральского городского округа Минину В.Г. выдано разрешение № на реконструкцию объекта капитального строительства: двухкомнатной квартиры в двухквартирном жилом доме, расположенным по адресу: <адрес>.
На основании заявления Минина В.Г от ДД.ММ.ГГГГ начальником Отдела архитектуры и градостроительства администрации Южноуралського городского округа действие вышеуказанного разрешения было продлено до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 91,11).
Из материалов дела следует, что квартира общей площадью 50,6 кв.м., и земельный участок, площадью 495 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, принадлежат на праве собственности Минину В.Г. (л.д. 7-8, 80-83,84-86).
Собственником <адрес> указанном доме и земельного участка по адресу: <адрес>, является Аксенов В.А. (л.д. 73-79).
Согласно кадастровому паспорту дом, расположенный по адресу: <адрес>, является многоквартирным жилым домом. По экспликации поэтажного плана технического паспорта дом состоит из двух квартир (л.д. 64- 65,48-58).
ДД.ММ.ГГГГ Аксенов В.А обратился в Администрацию Южноуральского городского округа по вопросу проведения проверки законности и обоснованности действий Минина В.Г. по реконструкции дома без согласия другого собственника (л.д. 93).
Постановлением Администрации Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ» указанное разрешение на строительство отменено и постановлено считать его недействительным в связи с отсутствием полного комплекта документов по реконструкции многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. (л.д.9).
Основания для прекращения разрешения на строительство, приведенные в п. 21.1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в постановлении Администрации Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № не указаны.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания данной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
В то же время орган местного самоуправления не вправе отменить указанные разрешения, если предоставленное на основании право было реализовано. Возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке, возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается.
Доводы представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица о том, что разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ выдано без предоставления полной проектной документации, а также в отсутствие решения общего собрания собственников многоквартирного дома, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку разрешение на строительство было подписано начальником Управления архитектуры и градостроительства Администрации Южноуральского городского округа. Заявление о продлении разрешения на реконструкцию принято заместителем главы Южноуральского городского округа по строительству и городскому хозяйству.
Судом установлено, что административный истец Минин В.Г. приступил к строительным работам после получения разрешения на реконструкцию в порядке статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, после предоставления всех затребованных у него документов. Оснований для отмены действия выданного Управлением архитектуры и градостроительства разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Южноуральского городского округа до обращения Аксенова В.А. не усматривала, продлила срок действия разрешения в 2016 году, о чем в судебном заседании пояснила свидетель ФИО7 - инженер Отдела архитектуры и градостроительства Администрации Южноуральского городского округа.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность отмены органом местного самоуправления принятого им решения, если данное решение затрагивает ранее возникшие и уже реализованные на законных основаниях права заинтересованных лиц. Обратное означало бы, что органы местного самоуправления вправе произвольно вторгаться в существующие правоотношения, прекращать или изменять правоотношения во внесудебном порядке в любое время лишь по собственному усмотрению.
Таким образом, поскольку право на реконструкцию квартиры было реализовано административным истцом на основании разрешения на реконструкцию от ДД.ММ.ГГГГ, то отмена данного разрешения в административном порядке будет являться
прямым нарушением прав Минина В.Г., вопрос об его отмене может рассматриваться исключительно в судебном порядке. Кроме того, как пояснила в судебном заседании представитель заинтересованного лица, в результате отмены указанного разрешения права Аксенова В.А. не восстановлены.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление органа местного самоуправления, изданного в порядке самоконтроля, не может быть признано законным, следовательно, исковые требования Минина В.Г. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минина В. Г. к Администрации Южноуральского городского округа <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление Администрации Южноуральского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № об отмене разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ на реконструкцию двухкомнатной <адрес> двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Южноуральский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Черепанова