Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-54/2020 ~ М-48/2020 от 10.03.2020

Дело № 2-54/2020

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 июня 2020 года пос. Муезерский

Муезерский районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Антонова Н.И.,

при секретаре судебного заседания Шадриной Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Муезерский водоканал» и к администрации Муезерского городского поселения об обязании совершить определенные действия,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах (далее истец, Управление, орган Роспотребнадзора) обратилось в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Муезерский водоканал» (далее ответчик, ООО «Муезерский водоканал») и к администрации Муезерского городского поселения (далее ответчик, Администрация) об обязании совершить определенные действия.

Иск мотивирован тем, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 23 указанного закона органы местного самоуправления, обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 5 Устава Муезерского городского поселения к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, а также организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Статьей 42 Устава органам местного самоуправления предоставлено право передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти Республики Карелия) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ) для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Частью 1 ст. 55 ВК РФ установлено, что собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов.

В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.

Пунктом 3 данной статьи определено, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.

Согласно ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

При этом, ст. 2 указанного федерального закона установлено,что органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 г. №10 утверждены санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (СанПиН 2.1.4.1110-02), в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территорий зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

В силу п 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02 соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Согласно пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность, находятся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1.9. СанПиН 2.1.4.1110-02 источник водоснабжения выбирается на стадии проекта районной планировки или генерального плана. В генеральных планах застройки населенных мест ЗСО источников водоснабжения указываются на схеме планировочных ограничений. При выборе источника хозяйственно-питьевого водоснабжения для отдельного объекта возможность организации ЗСО должна определяться на стадии выбора площадки для строительства водозабора.

Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п. 1.6. СанПиН 2.1.4.1110-02).

При этом, согласно п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

Согласно п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

Из п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 следует, что санитарные мероприятия должны выполняться: в пределах первого пояса ЗСО - органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.

Пунктом 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02 предписано, что отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.

Собственником централизованных систем холодного водоснабжения и отдельных объектов этих систем, на территории Муезерского городского поселения является указанное поселение в лице администрации Муезерского городского поселения.

К числу указанных объектов относятся: - поверхностный источник водоснабжения - река Муезерка (основной источник питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения пгт. Муезерский); -подземный источник водоснабжения - артезианская скважина (в районе старого поселка, один из источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения пгт. Муезерский).

ООО «Муезерский водоканал» на основании договора аренды муниципального имущества - объектов водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Муезерского городского поселения, осуществляет эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения, отдельных объектов этих систем, в том числе, источников водоснабжения, на территории Муезерского городского поселения и оказывает услуги по водоснабжению населения и юридических лиц п. Муезерский Муезерского района Республики Карелия. ООО «Муезерский водоканал» является зарегистрированной в установленном порядке ресурсоснабжающей организацией, оказывающей услуги по водоснабжению. Основным видом уставной деятельности ООО «Муезерский водоканал» является водоснабжение в пгт. Муезерский.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий, проводимых органом Роспотребнадзора в 2018-2019 годах, установлено, что у ООО «Муезерский водоканал» отсутствуют проекты зон санитарной охраны (ЗСО) поверхностного источника водоснабжения - река Муезерка и подземного источника водоснабжения – артезианская скважина (район старого поселка), а также санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов зон санитарной охраны санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования.

Указанное обстоятельство создает реальную угрозу ухудшения состояния окружающей среды и санитарно-эпидемиологической обстановки на территории и поселения, а также потенциальный риск возникновения заболеваний населения, что является недопустимым, нарушает права неопределенного круга лиц.

Истец, уточнив и изменив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, просит:

1. Возложить на ООО «Муезерский водоканал» обязанность по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг следующих источников водоснабжения: - поверхностный источник водоснабжения - река Муезерка (Республика Карелия, Муезерский район, п. Муезерский); - подземный источник водоснабжения - артезианская скважина (Республика Карелия, Муезерский район, п. Муезерский, район старого поселка);

2. Возложить на ООО «Муезерский водоканал» обязанность получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны указанных объектов водоснабжения;

3. Обязать администрацию Муезерского городского поселения профинансировать мероприятия по разработке с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны вокруг указанных источников водоснабжения.

4. Установить срок исполнения указанных требований – 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу в части первоначально заявленных исковых требований, прекращено в связи с изменением и уточнением исковых требований и отказом истца от первоначально заявленных исковых требований.

Представитель истца, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Истцом заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, уточненные исковые требования истец поддерживает и просит их удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации Муезерского городского поселения, извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Администрацией представлено письменное признание уточненных исковых требований и заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Представитель ответчика – ООО «Муезерский водоканал», извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Директором ООО «Муезерский водоканал» представлено письменное признание уточненных исковых требований и заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

В соответствии с частью 2 статьи 39 и статьей 173 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиками, так как это не противоречит Закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу абзаца 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Пунктом 13 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик администрация Муезерского городского поселения, являясь органом местного самоуправления, в силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, освобождена от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из положений п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ исковое заявление подлежит оплате государственной пошлиной в размере 6 000 рублей.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, с учетом того, что по настоящему делу судом удовлетворены исковые требования, предъявленные к ответчикам, которыми являются два юридических лица, одно из которых освобождено от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию с ООО «Муезерский водоканал» в бюджет Муезерского муниципального района 1/2 части государственной пошлины в размере 3 000 рублей (без учета 1/2 части, приходящейся на администрацию Муезерского городского поселения).

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования удовлетворить.

1. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Муезерский водоканал» в течение 1 (одного) года со дня вступления настоящего решения в законную силу:

- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны вокруг следующих источников водоснабжения, находящихся в п. Муезерский Муезерского района Республики Карелия: - река Муезерка – поверхностный источник водоснабжения; - артезианская скважина (район старого поселка) – подземный источник водоснабжения;

- получить санитарно-эпидемиологические заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны вокруг указанных объектов водоснабжения.

2. Обязать администрацию Муезерского городского поселения профинансировать мероприятия по разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Муезерский водоканал» в доход бюджета Муезерского муниципального района государственную пошлину в размере 3 000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья - Н.И. Антонов

Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья - Н.И. Антонов

2-54/2020 ~ М-48/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Респрублике Карелия в г. Костомукша, Муезерском и Калевальском районах Республики Карелия
Ответчики
общество с ограниченной ответственностью "Муезерский Водоканал"
Администрация Муезерского городского поселения
Суд
Муезерский районный суд Республики Карелия
Судья
Антонов Николай Иванович
Дело на странице суда
muezersky--kar.sudrf.ru
10.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.03.2020Передача материалов судье
16.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.04.2020Судебное заседание
29.05.2020Производство по делу возобновлено
15.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)
Судебный акт #2 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее