Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3212/2014 ~ М-3295/2014 от 29.08.2014

...

№ 2-3212/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2014 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

с участием представителя заявителя Тришина Ю.В. – Севергиной Я.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком один год,

представителя заинтересованного лица администрации г. Томска Рябец Я.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

при секретаре Дубовой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Тришина Ю.В. о признании незаконным решения администрации г. Томска об отказе в предоставлении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Тришин Ю.В. обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка для садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, выраженного в письме заместителя председателя комиссии по вопросам предоставления земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ .

В обоснование заявленных требования указано, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в администрацию г. Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 937,37 кв.м. для целей строительства индивидуального жилого дома с приложением необходимых документов. При этом при подготовке заявления была собрана информация об отсутствии на земельном участке красных линий, отсутствии обременении. ДД.ММ.ГГГГ за в предоставлении земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства Тришину Ю.В. было отказано ввиду обременения указанного земельного участка правами третьих лиц (пожизненное наследуемое владение физического лица) со ссылкой на п. 3 ст. 17 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-03. Как стало известно из полученных в администрации г. Томска документов, ранее представленных совместно с заявлением ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ на схему размещения объекта ранее имеющую сведения об отсутствии обременении на земельном участке были внесены изменения, в соответствии с которыми участок обременен ПНВ на основании Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Также в выданный пакет документов была вложена копия обозначенного Постановления. Документом, свидетельствующим о наличии ПНВ на земельный участок является соответствующий государственный акт не землю, иные документы, как то решение о предоставлении участка, не реализованное посредством выдачи государственного акта, документом подтверждающим наличие права ПНВ, не является. Ввиду отсутствия документов подтверждающих наличие у Ч государственного акта на право ПНВ в отношении спорного земельного участка полагает ссылка на обременения испрашиваемого земельного участка обозначенным выше правом несостоятельной. Из полученного ответа следует, что решение об отказе в удовлетворении поданного заявления было сформулировано в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков, утвержденным первым заместителем Мэра г. Томска - Е. В. Паршуто, с учетом чего полагает, что имело место решение органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка. Полагает, что решение администрации г. Томска об отказе в удовлетворении поданного заявления о предоставлении земельного участка по адресу: <адрес> в аренду для индивидуального жилищного строительства не соответствует положениям действующего законодательства, нарушает права на получение земельного участка в аренду для строительства.

В судебное заседание заявитель не явился, направил представителя.

Представитель заявителя в судебном заседании заявление поддержала по его доводам. Дополнительно пояснила, что в отношении земельного участка по <адрес> государственного акта не выдавалось, в связи с чем нельзя утверждать, что Ч имеет право пожизненного наследуемого владения.

Представитель администрации г. Томска в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала отзыв на иск. Указала, что отказ в предоставлении земельного участка является законным и обоснованным, Ч является титульным владельцем земельного участка, на который претендует Тришин Ю.В.

Заслушав пояснения участвующих лиц, изучив и оценив письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

По смыслу ст. 245 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», которые обязательны для суда, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В силу пп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

По общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 129 ГК РФ, объекты гражданских прав могут свободно переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Указанные ограничения в оборотоспособности земельных участков установлены в ст. 27 ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии со ст. 34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В силу ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (п. 4 ст. 28 ЗК РФ).

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Пунктами 2 - 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Тришин Ю.В. обратился в порядке п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 937,37 кв.м. для целей строительства индивидуального жилого дома с приложением необходимых документов

После проведения работ по заявлению ответом Комиссии по вопросам предоставления земельных участков администрации г. Томска, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, заявителю отказано в представлении земельного участка по причине того, что испрашиваемый земельный участок обременен права третьих лиц (пожизненное наследуемое владение физического лица), сделана ссылка на п. 3 ст. 17 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74 –ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области».

В порядке ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Полномочность администрации г. Томска в принятии оспариваемого решения установлена абз. 2 ч. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и корреспондирующими положениями, ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с п. 1 которой к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, и корреспондирующих положений ст. 40 Устава Города Томска, определяющих компетенцию данного органа местного самоуправлений, которым она является в силу ст. 25 Устава Города Томска.

В силу п. 1.10 ст. 36 Устава Города Томска Мэр Города Томска наделяет отдельными исполнительными, распорядительными и контрольными полномочиями должностных лиц администрации. Постановлением администрации Города Томска от 15.03.2011 N 223 при администрации Города Томска создан коллегиальный орган из должностных лиц администрации Города Томска - Комиссия по вопросам предоставления земельных участков на территории муниципального образования «Город Томск». Пунктом 2 указанного нормативного акта на комиссию возложены полномочия по рассмотрению заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении земельных участков и долей в праве собственности на земельные участки, распоряжение которыми осуществляет администрация Города Томска, для следующих видов деятельности: строительство, дачное хозяйство, огородничество, садоводство (за исключением земельных участков, расположенных в границах садоводческих товариществ), личное подсобное хозяйство.

Таким образом, оспариваемое заявителем решение принято уполномоченным коллегиальным органом от имени администрации Города Томска.

В целях оптимизации механизма реализации полномочий администрации Города Томска в области использования земель и в области градостроительной деятельности, руководствуясь статьями 36, 40 Устава Города Томск, распоряжением администрации Города Томска от 30.03.2012 N р240 утвержден Регламент работы комиссии по вопросам предоставления земельных участков.

К функциям указанной комиссии, отнесено, в том числе, рассмотрение заявлений о выборе земельных участков для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта (п.2.2 Регламента).

Основной формой работы Комиссии является заседание Комиссии, которое оформляется протоколом заседания Комиссии. Заседания Комиссии проводятся еженедельно по вторникам с 15.00 до 17.00. Место проведения заседания Комиссии определяется председателем Комиссии. Заседание Комиссии является правомочным (имеет кворум), если в нем приняло участие не менее половины членов Комиссии (пункты 3.2 и 3.3 Регламента).

Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ. (имеется в материалах дела) на заседании присутствовали 10 членов (из 10 положенных к присутствию), соответственно, кворум в отношении рассмотренных на этом заседании заявлений состоялся. Заявление Тришина Ю.В. рассмотрено на 6 день после его регистрации, что сообразуется с нормой, уст. 3.11 Регламента.

В силу п.4.11 Регламента основные документы комиссии (протокол и письмо) доведены до сведения заявителя.

Таким образом, установленная процедура принятие оспариваемого Тришиным Ю.В. решения соблюдена. Решение по его заявлению заключилось в отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка на основании п. 3 ст. 16 Закона ТО от ДД.ММ.ГГГГ № 74-ОЗ ввиду наличия титульного права на этот же земельный участок Ч

При этом у администрации Города Томска не было обязанности на проведение публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении спорного земельного участка на основании ст. 29 ЗК РФ, т.к. он (участок) обременен титульным правом иного лица (постановление администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ ).

Действительно, в соответствии со ст.30 ЗК РСФСР правоудостоверяющим пожизненное наследуемое владение документом является государственный акт, который Ч не оформил своевременно. Однако эта же статья содержит норму о том, что земельные участки предоставляются (т.е. право установлено) на основании заявления гражданина путем принятия соответствующего решения органа местного самоуправления. Такое решение в отношении спорного земельного участка в пользу Ч принято. Таким образом, он стал титульным владельцем участка, а отсутствие правоудостоверяющего (при наличии правоустанавливающего) документа это право не аннулирует. На настоящий момент право Ч не прекращено, не оспорено, не отменено.

Таким образом, Комиссия действовала, при принятии оспариваемого решения, в полном соответствии с действующим законодательством, с учетом интересов всех землепользователей.

В качестве указанного нарушенного права заявитель указывает субъективное право на получение земельного участка в аренду для строительства на основании ст. 30.1 ЗК РФ. Однако, данная норма не носит императивный характер для органа местного самоуправления. В силу п. 3 данной статьи предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. Очевидно, при наличии законных к предоставлению земельного участка препятствий, орган местного самоуправления обязан отказать в таком предоставлении. Что и было совершено в отношении спорного участка на основании конкретной нормы, установленной п. 3 ст. 16 Закона ТО от 04.10.2002 №74-03

Тем самым, решение администрации г. Томска об отказе предоставить Тришину Ю.В. земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ принято в пределах полномочий принявшего его органа, в полном соответствии с действующим законодательством (в том числе, по процедуре принятия), не нарушает права и законные интересы заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконным решения администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Тришину Ю.В. отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г. Томска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

...

...

Судья: Л.А.Шукшина

...

...

...

...

...

2-3212/2014 ~ М-3295/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Тришин Юрий Валерьевич
Другие
Севергина Янина Велерьевна
Администрация г. Томска
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Шукшина Л.А.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
29.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2014Передача материалов судье
29.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.09.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
15.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2014Подготовка дела (собеседование)
22.09.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.09.2014Предварительное судебное заседание
29.09.2014Судебное заседание
04.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.04.2015Дело оформлено
02.04.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее