2а-1595/2017 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута |
03 августа 2017 года |
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Екимовой Н.И., при секретаре судебного заседания Зайцевой О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми к Волощенко Александру Сергеевичу о взыскании задолженности по налогам,
установил:
ИФНС России по г.Воркуте Республики Коми обратилась в суд с иском к Волощенко А.С. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2012, 2013, 2014 гг. в размере 2 250 руб. и пеней в размере 362 руб. 81 коп., недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2012, 2013, 2014 гг. в размере 487,44 руб. и пеней в размере 77 руб. 39 коп., ссылаясь на то, что ответчик в указанный период являлся собственником транспортного средства, АУДИ80, а также квартиры, расположенной по адресу: ..., однако в установленные сроки соответствующие налоги не оплатил.
В судебное заседание административный истец представителя не направил, извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в своё отсутствие.
Административный ответчик в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил.
С учетом требований ч.2 ст.289 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, поскольку их явка не признана судом обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, обозрев материалы гражданского дела Северного судебного участка № 2а-4541/2016, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции РФ и пункт 1 статьи 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" N 2003-1 (действовавшего до 01.01.2015) плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
В силу ст. 5 указанного Закона исчисление налогов производится налоговыми органами, налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 01 января каждого года.
Согласно ст. 2 Закона РФ объектами налогообложения по налогу на имущество физических лиц признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, комнаты, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также доля в праве общей собственности на указанное имущество.
Частью 1 статьи 358 НК РФ к объектам налогообложения отнесены автомобили, мотоциклы.
В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса (статья 357 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления, которое согласно ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговым органом направляется налогоплательщику.
Законом Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» установлены налоговые ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
В соответствии с п.2 ст.4 Закона Республики Коми от 26.11.2002 №110-РЗ «О транспортном налоге» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 15 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу пункта 1 части 1 статьи 359, части 1 статьи 361, части 1 статьи 360 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, а налоговым периодом признается календарный год.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (часть 3 статьи 363 НК РФ).
Согласно п. 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
По сведениям Управления ГИБДД России, за ответчиком зарегистрированы транспортные средства: с 26.01.2010 по 05.10.2016 Ауди80, 1987 г.в., г.р.з. ....
В 2012, 2013, 2014 гг. в собственности ответчика имелось недвижимое имущество: квартира, расположенная по адресу: г...
С учетом сведений об объектах права собственности ИФНС сформированы налоговые уведомления: № 238165, в котором административному ответчику предложено оплатить в срок до 15.11.2013 транспортный налог за 2012 год в сумме 750 руб. и в срок до 01.11.2013 налог на имущество физических лиц за 2012 год в сумме 176 руб. 72 коп.; № 284418, в котором административному ответчику предложено оплатить в срок до 05.11.2014 налог на имущество физических лиц за 2011, 2012, 2013 год в сумме 176,72 руб. и транспортный налог за 2013 год в сумме 750 руб.; № 210484, в котором административному ответчику предложено оплатить в срок до 01.10.2015 налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 134 руб. и транспортный налог за 2014 год в сумме 750 руб.
В соответствии со статьей 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций, может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статья 286 КАС РФ подлежит применению в совокупности со специальными нормами НК РФ (статья 48), устанавливающими порядок взыскания обязательных платежей и санкций с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04 марта 2013 года N 20-ФЗ) заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Иное предусмотрено абзацами 2 и 3 вышеприведенного пункта 2 ст. 48 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
В соответствии с абзацем 3 п. 2 ст. 48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Из вышеприведенных положений НК РФ, действующих с 04 апреля 2013 года, следует, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования общая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе в течение шести месяцев обратиться в суд с заявлением о взыскании лишь со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица не превысила 3 000 рублей, налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования.
При этом под общей суммой налога, пеней понимается сумма, указанная во всех требованиях об уплате определенного налога, по которым истек срок исполнения. Суммы различных налогов, даже если они включены в одно требование об уплате налога, суммированию не подлежат. Для разных налогов установлены различные правила, определяющие порядок и сроки их уплаты; соответственно, и право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки за счет имущества физического лица по каждому из налогов возникает самостоятельно.
Статья 48 НК РФ в редакции Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 324-ФЗ, действующей с 03 января 2011 года до 04 апреля 2013 года, содержала аналогичные положения, за исключением того, что установленная законом сумма составляла не 3 000 рублей, а 1 500 рублей.
Анализ положений ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Названные положения в силу пункта 10 статьи 48 Кодекса применяются также при взыскании пеней, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении налоговым органом требования об их уплате.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.
Как установлено судом, требованием № 13988 от 09.12.2013 Волощенко А.С. предложено в срок не позднее 28.01.2014 уплатить: налог на имущество физических лиц за 2012 год в сумме 176,72 руб., по сроку уплаты 01.11.2013 и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 20,04 руб. по сроку уплаты 08.12.2013.
Требованием № 25552 от 09.12.2014 Волощенко А.С. предложено в срок не позднее 05.02.2015 уплатить: налог на имущество физических лиц за 2013 год в сумме 176,72 руб., по сроку уплаты 05.11.2014 и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 21,80 руб. по сроку уплаты 08.12.2014.
Требованием № 24298 от 09.11.2015 Волощенко А.С. предложено в срок не позднее 20.05.2016 уплатить: налог на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 134 руб., по сроку уплаты 01.10.2015 и пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 36,21 руб. по сроку уплаты 08.11.2015.
Общая сумма по налогу на имущество физических лиц по указанным требованиям составила 564,83 руб. (налоги 176,72 руб. за налоговый период 2012 год + 176,72 руб. за налоговый период 2013 год + 134 руб. за налоговый период 2014 год, пени – 78,05 руб. за вычетом оплаты 0,65 коп. произведенной ранее).
Требованием № 4869 от 15.05.2013 Волощенко А.С. предложено в срок не позднее 04.06.2013 уплатить пени по транспортному налогу в сумме 71,38 руб.
Требованием № 13988 от 09.12.2013 Волощенко А.С. предложено в срок не позднее 28.01.2014 уплатить: транспортный налог за 2012 год в сумме 750 руб., по сроку уплаты 15.11.2013 и пени по транспортному налогу в сумме 66,24 руб. по сроку уплаты 08.12.2013.
Требованием № 25552 от 09.12.2014 Волощенко А.С. предложено в срок не позднее 05.02.2015 уплатить: транспортный налог за 2013 год в сумме 750 руб., по сроку уплаты 17.11.2014 и пени по транспортному налогу в сумме 79,56 руб. по сроку уплаты 08.12.2014.
Требованием № 24298 от 09.11.2015 Волощенко А.С. предложено в срок не позднее 20.05.2016 уплатить: транспортный налог за 2014 год в сумме 750 руб., по сроку уплаты 01.10.2015 и пени по транспортному налогу в сумме 146,09 руб. по сроку уплаты 08.11.2015.
Общая сумма по транспортному налогу по указанным требованиям составила 2612,81 руб. (налоги 750 руб. за налоговый период 2012 год + 750 руб. за налоговый период 2013 год + 750 руб. за налоговый период 2014 год, пени – 363,27 руб. за вычетом оплаты 0,40 коп. произведенной ранее).
Таким образом, общая сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц и пеней составила 564,83 руб., т.е. не превысила 3000 руб., в связи с чем применению подлежит правило абзаца 3 п.2 ст.48 НК РФ, с учетом которого налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования, т.е. до 28.01.2017.
Общая сумма недоимки по транспортному налогу и пеней составила 2612,81 руб., т.е. не превысила 3000 руб., в связи с чем применению подлежит правило абзаца 3 п.2 ст.48 НК РФ, с учетом которого налоговый орган вправе обратиться в суд в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования, т.е. до 04.12.2016.
Как следует из материалов дела, 29.11.2016 ИФНС по г.Воркуте РК обратилась в Северный судебный участок г.Воркуты с административным заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Волощенко А.С. недоимки по транспортному налогу за 2012-2014 гг. и налогу на имущество с физических лиц за 2012-2014 гг., т.е. в установленный законом срок.
01.12.2016 мировым судьёй Северного судебного участка г.Воркуты вынесен судебный приказ №2А-4541/2016 о взыскании с Волощенко А.С. недоимки по транспортному налогу (2012-2014) в сумме 2250 руб., пени в сумме 362,81 руб. и по налогу на имущество физических лиц (2012-2014) в сумме 487,44 руб., пени в сумме 77,39 руб.
В связи с поступившими от Волощенко А.С. возражениями, определением мирового судьи от 23.12.2016 судебный приказ №2А-4541/2016 был отменен.
19.06.2017 налоговый орган обратился в Воркутинский городской суд с административным иском, т.е. в пределах предусмотренного законом срока (в шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа).
Поскольку, как установлено судом, до настоящего времени ответчик не уплатил налог за 2012-2014 гг., требование административного истца о взыскании с должника недоимки по транспортному налогу из расчета налоговой базы и налоговой ставки на общую сумму 2250 руб. и требование о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц из расчета налоговой базы и налоговой ставки на общую сумму 487,44 руб. основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Административным истцом также заявлено требование о взыскании с административного ответчика пеней по неуплаченному транспортному налогу в размере 362,81 руб. и налогу на имущество в размере в размере 77,39 руб.
На основании пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму недоимки должна быть начислена пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно пункту 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Расчет пени по налогам проверен судом и является верным, сумма пеней исчислена на основании ст.75 НК РФ, заявлена в пределах суммы, указанной в требовании.
Поскольку, как установлено выше, административным ответчиком не произведена уплата налогов, требование ИФНС по г.Воркуте о взыскании пеней соответствует нормам ст.75 Налогового кодекса РФ и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Воркуте Республики Коми удовлетворить.
взыскать с Волощенко Александра Сергеевича в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республике Коми недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2012-2014 гг. в размере 487 руб. 44 коп. и пени в размере 77 руб. 39 коп., недоимку по транспортному налогу за 2012-2014 гг. в размере 2 250 руб. и пени в размере 362 руб. 81 коп., а всего 3 177 руб. 64 коп. (три тысячи сто семьдесят семь рублей 64 копейки).
Взыскать с Волощенко Александра Сергеевича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий |