Дело № 2-2003/2013г. .
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 июля 2013 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Корниловой А.В,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лисовской Е.В. к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Лисовская Е.В. обратилась в суд с исковыми требованиями к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в черте г. Канска,
Свои требования мотивировала тем, что она родилась ДД.ММ.ГГГГ в деревне Архангельское Канского района, относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Канского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ её родители были лишены родительских прав в отношении неё. Постановлением администрации Канского района от ДД.ММ.ГГГГ № ей был назначен опекун ФИО4 С 2002 года она проживала со своим опекуном в г. Канске, там же закончила среднюю школу. Закрепленного жилого помещения за ней не имелось. Она обращалась по поводу предоставления ей жилого помещения к Президенту РФ, после чего вопрос предоставления жилья решался Министерством образования и науки Красноярского края. Ей было предложено встать на учет в администрации г. Канска после признания её малоимущей. Поскольку она не является малоимущей. То в постановке на учет ей было отказано. В данное время жилое помещение ей так и не предоставлено, она проживает с малолетним ребенком в съемном жилом помещении. Просит обязать администрацию г. Канска предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте г. Канска общей площадью не менее 33 кв.м.
В судебном заседании истица Лисовская Е.В. исковые требования поддержала, суду пояснила, что она проживала с родителями в деревне архангельское Канского района. В связи с лишением её родителей в отношении неё родительских прав и учреждении над ней опеки, за ней было закреплено жилое помещение, в котором проживали её родители в деревне. По достижению ею совершеннолетия она выяснила, что жилое помещение в деревне Архангельское пришло в полную негодность. В связи с этим она стала обращаться в различные инстанции за предоставлением ей жилья, однако в связи с закреплением за нею жилья ей было предложено встать на учет в качестве малоимущей. Однако администрация г. Канска направила её за постановкой на учет в Канский район. Но она с 2002 года проживает в г. Канске, поэтому не считает возможным вставать на учет в Канском районе. По её обращениям ДД.ММ.ГГГГ было отменено закрепление за ней жилого помещения, однако в связи с тем, что практически сразу после отмены закрепления за ней помещения ей исполнилось 23 года, она не смогла вовремя обратиться в Министерство образования и науки с необходимыми документами. Поскольку её право на получение жилого помещения до настоящего времени не реализовано, просит обязать администрацию г. Канска предоставить ей жилье на условиях договора специализированного найма жилого помещения.
Представитель истца Лисовской Е.В. Ширяев Д.А. (на основании доверенности) исковые требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации г. Канска Колмакова В.А. (на основании доверенности) исковые требования не признала, суду пояснила, что жилое помещение Лисовской Е.В. как сироте не могло быть предоставлено, так как за ней имелось закрепленное жилое помещение в дер. Архангельское. Полагает, что поскольку выявлена как сирота Лисовская Е.В. была в Канском районе, то жилье ей должно быть предоставлено в Канском районе.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Направили письменный отзыв, исследованный в судебном заседании.
Представители третьих лиц Управления образования г. Канска, Управления образования Канского района, администрации Канского района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав истицу и ей представителя, представителя ответчика, суд полагает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 45 ч.1 Конституции РФ каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
Ст. 14 ФЗ РФ № 131 от 24.09.2003 г с изм. на 15.02.2006г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение малоимущих граждан проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
Ст.8 ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, оставшиеся под опекой (попечительством) не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей находящимся на территории РФ не имеющим закрепленного жилого помещения, оно предоставляется вне очереди органами исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или по месту регистрации их рождения или по месту последнего проживания на территории соответствующих районов и городов субъектов РФ, если место их рождения находится за пределами РФ
В соответствии со ст. 49 ч.1 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда; ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления. Ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» от 02.11.2000 г. № 12-961 (в ред. 20.12.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным Правительством края органом исполнительной власти края в области образования.
Включение в список лиц, указанных в п.1 настоящей статьи, осуществляется в хронологическом порядке по дате подачи заявлений (ходатайств) о предоставлении жилых помещений. При совпадении дат подачи заявлений (ходатайств) включение в список осуществляется в алфавитном порядке фамилий граждан.
Предоставление жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в порядке очередности, сформированной в соответствии со списком.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления).
В соответствии со ст. 8 ФЗ 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 29.02.2012 г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.Статья 1 Закона Красноярского края №9-4225 от 24 декабря 2009 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции:своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий;уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий;контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.
Согласно ст. 3 данного закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий, а также отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти края; вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как установлено в судебном заседании, Лисовская Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 10) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в соответствии с решением Канского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители истицы лишены родительских прав (л.д. 12).
В соответствии с постановлением администрации Канского района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 назначена опекуном Лисовской Е.В. Также за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ из аппарата Правительства получен ответ по общению Лисовской Е.В. о том, что её обращение направлено для рассмотрения в Министерство образования и науки Красноярского края (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ из Министерства науки и образования красноярского края получен ответ о том, что закрепленное за Лисовской Е.В. помещение не признано непригодным для проживания, поэтому она вправе претендовать на получение жилья только по категории малоимущих граждан, для чего ей следует обратиться в администрацию Канского района (л.д. 16-17).
Согласно ответу администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ № Лисовской Е.В. отказано в предоставлении жилого помещения по тому основанию, что за ней числится закрепленным жилое помещение..
В соответствии с ответом администрации г. Канска от ДД.ММ.ГГГГ № Лисовской Е.В. следует обратиться по вопросу предоставления жилого помещения в администрацию Канского района.
Согласно акту межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, указанным в разделе 2 положения «О признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»
Постановлением администрации Канского района от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в постановление администрации Канского района № от ДД.ММ.ГГГГ. Пункт о закреплении за Лисовской Е.В. жилого помещения в дер. Архангельское признан утратившим силу в связи с тем, что указанное жилое помещение не соответствует требованиям, указанным в разделе 2 положения «О признании жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (л.д. 14).
По сведениям управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по красноярскому краю у Лисовской Е.В. и её родителей ФИО8 и ФИО9. не имеется в собственности жилого помещения.
По данным Краевого архива Канского отделения право собственности на объект недвижимости по адресу: <адрес> не зарегистрировано.
Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом Канского района жилое помещение по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности Канского района не значится.
Судом установлено, что с 2002 года Лисовская Е.В. проживала с опекуном в г. Канске Красноярского края по адресу: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в съемной квартире по адресу: <адрес> Жилья на праве собственности или по договору социального найма не имеет. Факт проживания ею в течение длительного периода времени подтверждается также копией аттестата о среднем образовании, согласно которому Лисовская Е.В. обучалась в школе № г. Канска, а впоследствии в филиале Красноярского государственного педагогического университета в г. Канске, что подтверждено зачетной книжкой.
При этом Лисовская Е.В. неоднократно обращалась за предоставлением жилья в администрацию г. Канска, однако ей было отказано в связи с тем, что за ней закреплено жилое помещение в дер. Архангельское. Данный вопрос также рассматривался министерством образования и науки Красноярского края, где ей также было отказано по тем же основаниям.
Также Лисовская Е.В. обращалась за признанием закрепленного за ней жилого помещения непригодным для проживания, в результате чего в 2010 году межведомственной комиссией установлен факт того, что данное помещение действительно непригодно для проживания. Однако администрацией Канского района только в феврале 2013 года было принято постановление, которым закрепление жилого помещения за Лисовской Е.В. было отменено, что фактически лишило Лисовскую Е.В. права на обращение за предоставлением ей жилого помещения как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в связи с достижением ею возраста 23 лет.
Между тем, до настоящего времени права истицы на предоставление ей жилого помещения не реализовано, чем нарушаются права и законные интересы Лисовской Е.В.
Из материалов дела следует, что истица относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении возраста 18 лет жилым помещением обеспечена не была, её право не было реализовано по независящим от истицы обстоятельствам. Фактически судом установлено, что Лисовская Е.В. заявила о своем желании быть льготно обеспеченной жилым помещением до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено её неоднократными обращениями в соответствующие инстанции, однако её право осталось нереализованным в связи с закреплением за ней жилой площади, которое впоследствии было отменено. Таким образом, поскольку право Лисовской Е.В. на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения имеется и не реализовано, то следует удовлетворить её исковые требования.
Суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному иску является администрация г. Канска. Лисовская Е.В. является лицом из детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ней жилого помещения. Следовательно, обеспечению жилым помещением она подлежит в порядке п. 1 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Местом жительства Лисовской Е.В. является г. Канск, что подтверждается её регистрацией по месту жительства. С 2002 года истица проживала в г. Канске, иного места пребывания не имела, поэтому должна быть обеспечена жилой площадью именно на территории г. Канска
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лисовской Е.В. к администрации г. Канска о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.
Обязать администрацию г. Канска предоставить Лисовской Е.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в черте населенного пункта г. Канска Красноярского края, общей площадью не менее 33 квадратных метра.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение одного месяца через Канский городской суд со дня вынесения решения в мотивированном виде.
Судья Глущенко Ю.В.