Дело 2а-105/18
РЕШЕНИЕ
И--1
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре --2,
с участием помощника прокурора -- --3
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора -- к Администрации Практичанского сельсовета -- о признании незаконным бездействия в постановке на учет недвижимого имущества, находящегося на территории --: памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны; возложении обязанности на Администрацию Практичанского сельсовета -- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории --: памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны,
установил:
-- обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Практичанского сельсовета -- мотивируя тем, что была проведена проверка исполнения Администрацией Практичанского сельсовета -- законодательства об охране объектов культурного наследия, в ходе которой выявлены нарушения.
Согласно информации, предоставленной Администрацией Практичанского сельсовета, на территории сельсовета расположены 2 объекта культурного наследия – «Памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны», расположенный в --; «Памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны», расположенный в --.
Данные памятники культуры не являются объектами муниципальной собственности. Собственник у данных памятников отсутствует. Таким образом, данные объекты историко-культурного наследия являются бесхозяйной недвижимой вещью.
Администрацией Практичанского сельсовета не принимаются необходимые меры по реализации возложенных законом полномочий по государственной охране указанных памятников, что нарушает права граждан на сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие в постановке на учет недвижимого имущества, находящегося на территории --: памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны; возложить обязанность на Администрацию Практичанского сельсовета -- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории --: памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны.
От ответчика главы Администрации Практичанского сельсовета -- --4, поступило заявление в котором согласился с требованиями прокурора, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора --5 исковые требования поддержала, указал доводы, изложенные в исковом заявлении, дополнений не имела.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ.
В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом от -- -- «О прокуратуре Российской Федерации», исходя из положений ст. 35 указанного Закона, прокурор, в частности, имеет право, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При указанных обстоятельствах суд полагает, что заявление подано в рамках предоставленных прокурору -- полномочий.
В соответствии со ст. 44 Конституции РФ, каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч. 1). Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2). Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3).
В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона от -- № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящиеся в собственности поселения, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу п.п. 1, 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался (п.1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами гражданского дела, на территории Практичанского сельсовета -- расположены: «Памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны», в --; «Памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны», в --. Право собственности на данные объекты и на земельные участки, на которых они расположены, не зарегистрировано. Объем расходов на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия в 2018 году – затрачено 3 335 рублей.
При проведении прокуратурой проверки исполнения администрацией Практичанского сельсовета законодательства об охране объектов культурного наследия было установлено, что на территории сельсовета расположены два объекта культурного наследия, в нарушение п. 3 ст. 2 Закона ---РФ, Администрацией Практичанского сельсовета на указанные объекты культурного наследия не зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а также не оформлены правоустанавливающие документы на земельные участки. Отсутствие надлежащим образом оформленного права собственности на объекты культурного наследия не позволяют обеспечить соблюдение порядка ведения реестра муниципальной собственности, а также планировать бюджетные ассигнования на содержание данных объектов. Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении администрацией Практичанского сельсовета полномочий в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия.
Из ответа администрации Практичанского сельсовета -- следует, что перечень объектов культурного наследия не утвержден; свидетельство о государственной регистрации права, технический паспорт отсутствуют; паспорт объекта культурного наследия, включенного в реестр, отсутствует; охранно-арендные договоры не заключались; на праве аренды объекты культурного наследия не предоставлялись; объем расходов на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия в 2018 году – затрачено 3 335 рублей.
Статьями 1-3 Федерального закона от -- № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что предметами регулирования настоящего Федерального закона являются:
1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества; 3) порядок формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; 4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 1).
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации о культуре и осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ч. 1 ст. 2). Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 2). Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 2). Оформление права собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия федерального значения, которые являлись недвижимыми памятниками истории и культуры государственного (общесоюзного и республиканского) значения до -- и необходимы для обеспечения осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями установленных федеральными законами полномочий, производится в порядке, определенном пунктом 2 статьи 63 настоящего Федерального закона, за исключением объектов культурного наследия федерального значения, указанных в пункте 5 настоящей статьи (ч. 4 ст. 2). Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты культурного наследия, являющиеся произведениями ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары, водные объекты), отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом не регулируется (ч. 5 ст. 2). Оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после --, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения (ч. 6 ст.2). К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от -- № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В силу положений ч. 1 и ч. 2 ст. 3.1 Федерального закона от -- № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей (ч. 1 ст. 3.1). В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Границы территории объекта культурного наследия могут не совпадать с границами существующих земельных участков. В границах территории объекта культурного наследия могут находиться земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (ч. 2 ст. 3.1).
Статьей 6 Федерального закона от -- № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
Положениями ст. 9.2, 9.3 Федерального закона от -- № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, и государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, а к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относится, в том числе, и государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что собственник у объектов культурного наследия: «Памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны», «Памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны», находящихся под государственной охраной объектов культурного наследия и расположенными на территории Практичанского сельсовета --, отсутствует, что является безусловным основанием для обращения Администрации Практичанского сельсовета -- с заявлением о признании их бесхозяйными в установленном законом порядке, чего сделано не было.
Обращение прокурора в суд с настоящим иском обусловлено необходимостью обеспечения охраны памятников истории, предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных факторов.
Статьей 131 ГК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Исходя из вышеперечисленных норм, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, об удовлетворении исковых требований прокурора -- о признании бездействия Администрации Практичанского сельсовета в части не постановки на учет недвижимого имущества, находящегося на территории --: памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятника партизанам, погибшим в годы гражданской войны, незаконным, и возложении на Администрацию Практичанского сельсовета -- обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории -- и --: «Памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны»,«Памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны».
В силу ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе, государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Из материалов дела усматривается, что прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины, но и согласно Налоговому Кодексу РФ орган местного самоуправления Администрация Практичанского сельсовета --, также освобожден от ее уплаты. В данном случае применяются правила части 4 ст.103 ГПК РФ - в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора -- к Администрации Практичанского сельсовета -- о признании незаконным бездействия в постановке на учет недвижимого имущества, находящегося на территории --: памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны; возложении обязанности на Администрацию Практичанского сельсовета -- в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории --: памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Практичанского сельсовета -- в части не постановки на учет недвижимого имущества, находящегося на территории --: памятника односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, памятника партизанам, погибшим в годы гражданской войны.
Возложить на Администрацию Практичанского сельсовета -- обязанность поставить на учёт как бесхозяйное недвижимое имущество, находящееся на территории Практичанского сельсовета --: памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, расположенный в --; памятник партизанам, погибшим в годы гражданской войны, расположенный в --, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Мазановский районный суд -- путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.А.Потапов