Изготовлено: ДД.ММ.ГГГГ Дело №2-5660/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 октября 2015 года
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русиновой Л.М.,
при секретаре Гибадулиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КВА к ТСЖ о возложении обязанности по опломбированию счетчиков водоснабжения и возложение обязанности по перерасчету платы,
У С Т А Н О В И Л:
КВА является собственником жилого помещения по <адрес>, общей площадью 36,55 кв.м.
Решением общего собрания собственников помещений в качестве формы управления домом выбрано управление товариществом собственников жилья, ДД.ММ.ГГГГ создано ТСЖ. Общим собранием собственников многоквартирного дома принято решение о прекращении договорных отношений с управляющей компанией, об осуществлении управление домом через ТСЖ ТСЖ производится начисление платы за жилье и коммунальные платежи нанимателям и собственникам в доме.
КВА членом ТСЖ не является.
КВА обратился в суд с иском к ТСЖ, в котором просит обязать ответчика принять меры по вводу в эксплуатацию прибора учета горячего водоснабжения, установленного в доме по <адрес> зарегистрировать приборы индивидуального учета горячего и холодного водоснабжения в квартире №; произвести перерасчет платы, начисленной истцу по квартире по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установив стоимость услуг по статьей «содержание и ремонт жилья» в общем размере 8092,5 рублей; исключив задолженность платежей в накопительный фонд, резервный фонд, по денежной компенсации за неучастие в отработке, за почтовые отправления; установив стоимость услуг по холодному водоснабжению в размере 967,75 рублей, по горячему водоснабжению 4690,81 рублей. Также просит обязать ответчика предоставить в ресурсоснабжающую организацию сведения о фактическом количестве проживающих жильцов. Требования мотивирует тем, что ответчик начисляет плату за жилье по завышенным тарифам, неправомерно включает в плату платежи в накопительный фонд, резервный фонд, по денежной компенсации за неучастие в отработке, за почтовые отправления; без законных оснований отказывается зарегистрировать приборы индивидуального учета водоснабжения.
В судебном заседании представители истца БНП, КСА, ПНВ (по доверенностям) доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, поддержали.
Председатель ТСЖ ОАП в судебном заседании по заявленным требованиям возражал.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела №2-3293/14, суд считает, что требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.2 ст.154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, являются обязательными платежами (статья 39 пункт 2 ЖК РФ).
В силу статьи 145 ЖК РФ принятие решения об установлении размера обязательных платежей и взносов членов товарищества отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Согласно пункту 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья отнесено утверждение годового плана о финансовой деятельности товарищества и отчета о выполнении такого плана; образование специальных фондов товарищества, в том числе резервного фонда, фонда на восстановление и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и его оборудования.
В соответствии с п.6 ст.155 ЖК РФ не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу статьи 143.1 ЖК Российской Федерации права членов товарищества и собственников домовладений, не являющихся членами ТСЖ, на получение полного объема информации о деятельности товарищества, в том числе на доступ к финансово-бухгалтерским документам, решениям и протоколам общих собраний, заседаний правления являются равными.
Нормами жилищного законодательства предусмотрено две формы участия собственников имущества, не являющихся членами ТСЖ, в расходах на содержание общего имущества - на основании утвержденной сметы расходов на содержание и ремонт общего имущества, устанавливающей размеры платежей, одинаковые для всех собственников домов, расположенных на территории ТСЖ (статья 137), либо на основании индивидуального договора, заключенного каждым владельцем с товариществом собственников жилья (часть 6 статьи 155).
Пунктом 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491, установлено, что размер обязательных платежей или взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества для собственников помещений, являющихся членами товарищества, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяется органами управления ТСЖ либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно пункту 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года N 491 собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Пункт 11 данных Правил раскрывает понятие содержания общего имущества в многоквартирном доме, с указанием перечня проводимых работ.
Согласно пункту 17 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что при отсутствии договора между ТСЖ и собственником помещения в многоквартирном доме, взысканию в качестве затрат на содержание и ремонт общего имущества в порядке установленном Жилищным Кодексом Российской Федерации подлежат лишь необходимые и обоснованные затраты на ремонт и содержание общего имущества.
Кроме этого, размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается не произвольно, а на основании утвержденной органом управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Размер платежа за каждую коммунальную услугу складывается из экономически обоснованного тарифа, утверждаемого в порядке, определяемом действующим законодательством.
Согласно Уставу ТСЖ товарищество имеет право устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещений МД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в МД. Также имеет право определять сметы доходов и расходов товарищества на год, включая необходимые расходы по текущей эксплуатации и ремонту общего имущества, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также на другие установленные ЖК РФ и Уставом товарищества цели.
Из материалов дела следует, что начисляемый истцу тариф по статье содержание и ремонт жилья составил в ДД.ММ.ГГГГ в апреле, мае 70,86 рублей, июне 75,91 рублей, июле 72,88 рублей, августе 70,88 рублей, сентябре 70,97 рублей, октябре 77,86 рублей, ноябре 70,61 рублей, декабре 71,12 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ с января по апрель 80,75 рублей.
В спорный период наряду с коммунальными услугами истцу также производилось начисление платы в накопительный фонд с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 1900 рублей ежемесячно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 2375,75 рублей ежемесячно; начисление платы в резервный фонд с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 648,39 рублей ежемесячно, также в ДД.ММ.ГГГГ начислена плата за уборку территории за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 14268,75 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 1297,16 рублей ежемесячно, в ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7353,64 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3315,98 рублей. Также в квитанции на оплату за ДД.ММ.ГГГГ включены расходы по почтовому отправлению 82,49 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 37,29 рублей, за ДД.ММ.ГГГГ 83,78 рублей.
По мнению суда, начисление указанных сумм является необоснованным, а на ответчика должна быть возложена обязанность по перерасчету истцу платы.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Пунктом 2 ст.61 ГПК РФ установлено, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Кировского районного суда г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным начисление ТСЖ КВА как собственнику помещения по <адрес> к оплате за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплаты по статьей «содержание и ремонт жилья» платы сверх тарифов, установленных Постановлением мэра г.Ярославля, а также отчислений в накопительный фонд, платы за неучастие в отработке, в том числе по уборке территории.
ТСЖ в ходе судебного разбирательства в обосновании начисленной платы представлен протокол общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ, общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ и общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ.
Из данных документов следует, что ДД.ММ.ГГГГ утверждена смета на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ утвержден тариф по статье «содержание и ремонт жилья» на ДД.ММ.ГГГГ в размере 73 рублей за 1 кв.м., тариф на дополнительные отчисления на содержание и ремонт общедомового имущества в ДД.ММ.ГГГГ в сумме 65 рублей с 1 кв.м., утверждено положение о накопительном фонде на ремонт имущества и положение о резервном фонде, утверждено ежемесячное отчисление за благоустройство территории по тарифу 35,49 рублей за 1 кв.м.
Таким образом, изменение тарифа на содержание и ремонт жилья было произведено ТСЖ в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, начисление ТСЖ оспариваемого тарифа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлось незаконным.
Вместе с тем, повышение тарифа с ДД.ММ.ГГГГ, последующее повышение тарифа с ДД.ММ.ГГГГ также произведено с нарушениями установленного порядка.
Ответчиком не представлены утвержденные в соответствии с требованиями действующего законодательства сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. Тогда как, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами ТСЖ, определяется органами управления ТСЖ на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год. В представленных документах от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ данные отчеты также не содержаться, а указанные в них сметы являются фактически калькуляциями тарифа. Ответчиком не представлено доказательств экономического обоснования повышения тарифов, не представлено доказательств фактического несения ТСЖ заявленных к оплате собственникам расходов и фактическое выполнение данных работ.
Кроме того, повышение платы с ДД.ММ.ГГГГ произведено ТСЖ также в отсутствие решения общего собрания членов ТСЖ об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в доме в размере 80,75 рублей.
Ответчиком в ходе судебного разбирательства не представлено решений органа управления ТСЖ об установлении для собственников жилых помещений дома платы в резервный фонд и накопительный фонд в ДД.ММ.ГГГГ, компенсации за неучастие в отработке по уборке и благоустройству придомовой территории в ДД.ММ.ГГГГ. Из представленного ответчиком суду протокола общего собрания членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что членами ТСЖ были утверждены положение о накопительном фонде на ремонт общего домового имущества и положение о резервном фонде, установлена для собственников плата в ДД.ММ.ГГГГ в накопительный фонд в размере 65 рублей с 1 кв.м., также размер компенсации за неучастие в отработке по уборке и благоустройству территории 35,49 рублей с 1 кв.м. Вместе с тем, положения о резервном и накопительном фонде ответчиком суду представлены не были, также как и доказательств экономического обоснования установления дополнительных платежей, доказательств фактического оказания собственникам дома заявленных услуг.
Доказательств законности включения в плату истцу почтовых расходов ТСЖ в ходе судебного разбирательства также не представлено.
Таким образом, суд считает, что имеются основания для возложения на ответчика обязательства по перерасчету платы, начисленной КВА по квартире по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установив стоимость услуг по статьей «содержание и ремонт жилья» в общем размере 8092,5 рублей (19,97 руб. х 36,55 кв.м х 3 мес. + 16,15 руб. х 36,55 кв.м х 10) в соответствии с тарифом, установленным постановлением мэра г.Ярославля; а также исключив задолженность по платежам в накопительный фонд, резервный фонд, по денежной компенсации за неучастие в отработке, за почтовые отправления.
Согласно части 2 статьи 157 ЖК РФ, регламентирующей порядок установления размера платы за коммунальные услуги, размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Таким образом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из фактических показаний приборов учета (индивидуальных и домовых) и по установленным тарифам.
В судебном заседании установлено, что в квартире № были установлены приборы индивидуального учета горячего и холодного водоснабжения, а также в доме истца был установлен прибор учета горячего водоснабжения. ТСЖ зарегистрировать индивидуальные приборы учета водоснабжения, установленные в квартире истца, отказывается, меры по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета горячего водоснабжения не принимаются, в связи с чем, начисление платы истцу производится по нормативу потребления, что противоречит положениям действующего законодательства, изложенному выше.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что имеются правовые основания для возложения на ТСЖ обязательства по регистрации приборов индивидуального учета горячего и холодного водоснабжения в квартире по <адрес>. и принятию необходимых мер по вводу в эксплуатацию прибора учета горячего водоснабжения, установленного в доме по <адрес>.
По делу установлено, что расчет платы за холодное водоснабжение истцу с ДД.ММ.ГГГГ производилось в соответствии с показаниями общедомового прибора учета водоснабжения и установленными тарифами. В связи с тем, что общедомовой прибор учета горячего водоснабжения до настоящего времени ТСЖ не введен в эксплуатацию начисление платы за горячее водоснабжении производилось в соответствии с тарифами и показаниями по нормативу. При расчете учитывались только жильцы трех жилых помещений: квартира № комната №, квартира № комната №, квартира № комната №. Тогда как фактически при расчете должны были быть учтены также квартиры №, №, квартира № комната № и расчет должен был быть произведен исходя из 7 потребителей водоснабжения.
Истцом суду представлен расчет оплаты холодного и горячего водоснабжения с учетом 7 потребителей водоснабжения, в соответствии с которым в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ КВА надлежало уплатить 967,75 рублей и 4690,81 рублей соответственно. Судом указанный расчет при разрешении настоящего спора принимается, так как он соответствует требованиям действующего законодательства, установленным тарифам и нормативам, показаниям ОДПУ, предоставленными ТСЖ, а также количеству потребителей в доме.
В судебном заседании представитель ТСЖ пояснил, что в настоящее время товариществом были предоставлены сведения в ресурсоснабжающую организацию организация о фактически проживающем в доме количестве человек (7 человек). Учитывая указанные пояснения ответчика, суд не усматривает оснований дополнительно возлагать на ответчика заявленное истцом обязательство.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ТСЖ произвести перерасчет платы, начисленной КВА по квартире по <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установив стоимость услуг по статьей «содержание и ремонт жилья» в общем размере 8092,5 рублей; исключив задолженность по платежам в накопительный фонд, резервный фонд, по денежной компенсации за неучастие в отработке, за почтовые отправления; установив стоимость услуг по холодному водоснабжению в размере 967,75 рублей, по горячему водоснабжению 4690,81 рублей.
Обязать ТСЖ зарегистрировать приборы индивидуального учета горячего и холодного водоснабжения в квартире по <адрес> и принять меры по вводу в эксплуатацию прибора учета горячего водоснабжения, установленного в доме по <адрес>.
В остальной части исковых требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья Русинова Л.М.