Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(дело №2-298/18)
19 марта 2018г.г. Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе: судьи Созаруковой Л.А.
при секретаре Федоровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Беловицкий Д.М. к филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»-Изобильненский «Райводоканал», ГУП СК «Ставропольводоканал» о регистрации прибора учета потребляемого ресурса, оспаривании начисленных платежей за потребленный ресурс, оспаривании договора холодного водоснабжения,
Установил:
В суд обратился истец Беловицкий Д.М. к ответчику филиал ГУП СК «<адрес>водоканал «Западный» ПТП Изобильненское» с иском о регистрации прибора учета потребляемого ресурса по адресу: <адрес>, оспаривании начисленных платежей за потребленный ресурс, оспаривании договора холодного водоснабжения от 17.11.2017г.
Определением Изобильненского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено ГУП СК «<адрес>водоканал».
Истец Беловицкий Д.М. в судебном заседании иск поддержал и пояснил, что в 2010 году он вступил в наследство после смерти своей мамы на жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, в котором до 2010г., в ванной комнате, был установлен прибор учета холодной воды -счетчик, и оплата за водопотребление производилась по прибору учета. В этом домовладении он не проживает, имеет другое домовладение, в котором зарегистрирован и постоянно проживает: по <адрес> в <адрес>. В 2010г. прибор учета вышел из строя, закончился период поверки, и он стал оплачивать за воду по нормативу, предъявляемому ему Водоканалом к оплате в платежках. Он отсутствовал дома, выезжал в <адрес>. Поэтому не считал нужным менять водяной счетчик. С 2017г. тарифы на водопотребление поднялись, стал применяться коэффициент к поливу огорода, которым он никогда не пользовался в этом доме, поэтому с марта 2017г. он перестал оплачивать водопотребление по нормативу. Домовладение по <адрес> он поддерживает - отапливает, поэтому производит оплату за водопотребление за 1куб воды в месяц. Водоканал продолжает начислять ему оплату по нормативу на 1го человек в месяц и за полив огорода. В октябре 2017г. он заменил счетчик на новый, и обратился в Водоканал за его опломбированием. Ему отказали, потребовали предоставить проект на установку счетчика, установить счетчик на границе сетей. Водяного колодца во дворе дома не имеется, проектной документации и квитанций оплаты коммунальных платежей после смерти наследодателя он не нашел. Водоканал не отрицает, что до 2010года оплата за водопотребление по этому домовладению производилась по прибору учета. Поэтому просит суд обязать ответчика зарегистрировать прибор учета холодной воды в домовладении по <адрес> по месту его установки, отменить незаконно начисленную ему задолженность с ДД.ММ.ГГГГг. по дату обращения в
суд, на ДД.ММ.ГГГГг., за водопотребление по нормативу в размере 7 358рублей, так как он производит оплату по показаниям фактически существующего и ранее установленного прибора учета воды, признать требование о предоставлении технических условий установки водяного счетчика незаконным. Так как в договоре № холодного водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГг. указано о заключении договора для оплаты по нормативу, просит суд признать п.1.3,п.18. договора незаконными. В виду правильного наименования ответчика, иск предъявляет к филиалу ГУП СК «<адрес>водоканал»-Изобильненский «Райводоканал».
Представитель ответчиков: филиала ГУП СК «<адрес>водоканал»-Изобильненский «Райводоканал», ГУП СК «Ставропольводоканал» по доверенности ФИО5 в судебном заседании иск не признал и пояснил, что действительно, по данным филиала ГУП СК «<адрес>водоканал»-Изобильненский «Райводоканал» имеются сведения за период с 2006г. по 2010г. об оплате за холодное водопотребление по домовладению по <адрес> в <адрес> по прибору учета- водяному счетчику. В 2010г. закончился срок поверки водяного счетчика в этом домовладении. Но документы на установку счетчика, технические условия, в ГУП не найдены, возможно, из-за срока хранения. Так как собственник этого домовладения сменился, и с 2011года стали действовать новые Правила о водоснабжении, установка счетчика потребления холодной воды стала проводиться в водяном колодце на границе разделения сетей, и этой границей является забор земельного участка домовладения истца, на котором и должен быть установлен водяной колодец с прибором учета холодной воды, то есть за забором на земельном участке истца. Совместным осмотром с истцом Беловицкий Д.М. земельного участка этого домовладения в процессе этого гражданского дела, было установлено, что во дворе дома по <адрес> водяного колодцы не имеется, возможно он засыпан, водяной колодец находится за пределами земельного участка и установлен на границе сетей Водоканала и врезки водопровода этого домовладения, поэтому этот водяной колодец принадлежит Водоканалу. Прибор учета воды установлен истцом внутри жилого помещения в нарушение п.5 ст.20 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", так как Беловицкий Д.М. - новый собственник этого домовладения. Поэтому он должен предъявить технические условия для установки счетчика на границе разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и Водоканала. В связи с этим, требование истца об опломбировке прибора учета, установленного не на границе сетей, внутри жилого помещения не основано на законе. Беловицкий Д.М. оплачивал за холодное водопотребление по нормативу до марта 2017г., и платить перестал. Поэтому за период с ДД.ММ.ГГГГг. по обращение его в суд- в конце января 2018г., по ДД.ММ.ГГГГг., задолженность по оплате коммунального ресурса составила у истца 7358рублей: из расчета потребления питьевой воды на 1 человека 7,2куба в месяц, за полив 1 сотки огорода - 6 кубов воды. У Беловицкий Д.М. 1 сотка огорода. Требование об изготовлении проектной документации ему не предъявлялось, была запрошена проектная документация для определения места установки прибора учета, его диаметра и типа. Пунктом 8 Правил № определено, что установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета начинается с получения технических условий на проектирование узла учета. Беловицкий Д.М. должен был получить технические условия на проектирование узла учёта. Договор холодного водоснабжения № составлен на лицевой счет абонента Беловицкий Д.М. и содержит условия предоставления потребляемого ресурса как по нормативу, так и по прибору учета. В соответствии с пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Беловицкий Д.М. по его заявлению от 26.10.2017г. был направлен письменный договор на холодное водоснабжение и водоотведение от 17.11.2017г. Но Беловицкий Д.М. договор не подписал, и предложений по нему не предоставил. Договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, и предоставленный Водоканалом Белвицкому договор является законным. Просит суд в удовлетворении иска отказать.
В судебном заседании специалист- старший государственный инспектор отдела по контролю за содержанием жилищного фонда <адрес> по строительному и жилищному надзору ФИО6 в судебном заседании пояснил, что он в качестве старшего государственного инспектора отдела по контролю и надзору за содержанием жилищного фонда с 30 ноября по ДД.ММ.ГГГГ проводил документарную проверку в отношении ГУП СК «<адрес>водоканал», в ходе которой установлено, что водоснабжение домовладения № по <адрес> в <адрес> осуществляется по публичному договору на водоснабжение и водоотведение размещенному на официальном сайте ГУЛ СК «СКВК» в сети Интернет. ДД.ММ.ГГГГ ГУП СК «СКВК», почтовым отправлением, по заявлению гр. Беловицкий Д.М. направлен договор холодного водоснабжения домовладения № по <адрес> в <адрес>, на момент проведения проверки ответ от абонента не получен. Расчеты за потребленные коммунальные ресурсы (холодное водоснабжение) по указанному домовладению, согласно предоставленной ГУП СК «СКВК» информации, до октября 2010г. велись по показаниям индивидуального прибора учета. С октября 2010г., в связи с истечением межповерочного интервала ИПУ, оплата производилась по нормативу. Проектная документация водоснабжения и акты введения в эксплуатацию ранее установленных индивидуальных приборов учета по указанному адресу не представлены. ДД.ММ.ГГГГ Беловицкий Д.М. зарегистрировано в ГУП СК «СКВК» заявление на регистрацию ИПУ от ДД.ММ.ГГГГ вх. №, актом от ДД.ММ.ГГГГ и письмом от 21Л 1.2017 г. № получен отказ ввода в эксплуатацию ИПУ и требование о выносе ИПУ, установленного на территории домовладения в водопроводный смотровой колодец на границу эксплуатационной ответственности. Акты разграничения границ эксплуатационной ответственности сторон по балансовой принадлежности сетей водоснабжения по указанному домовладению ГУП СК «СКВК» не предоставлены. Требование ГУП СК «СКВК» об установке прибора учета холодной воды на границе врезки водопроводных сетей домовладения Беловицкий Д.М. по <адрес> в <адрес> в центральный (магистральный) водопровод не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает его право, так как прибор учета холодной воды в домовладении был установлен до ведения в действие Правил 2001г. об установке прибора учета на границе сетей, поэтому Беловицкий Д.М. вправе оплачивать фактически потребленную воду согласно показаниям приборов учета холодного водоснабжения, установленного до введения в действие Правил №354 в 2011г.
Выслушав истца, представителя ответчиков филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» «Западный» ПТП Изобильненское», специалиста, исследуя материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается право собственности Беловицкий Д.М. на жилой дом по адресу: <адрес>. Свидетельством серии 26 АА «108977 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается право собственности Беловицкий Д.М. на земельный участок по адресу: <адрес>.
Согласно акту от 02.11.2017г., составленному филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» «Западный» и подписанному Беловицкий Д.М., прибор учёта по адресу: <адрес> не зарегистрирован, так как не представлена проектная документация.
Согласно акту от 07.03.2018г., составленному филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» «Западный» и подписанному Беловицкий Д.М., прибор учёта установлен в ванной комнате, не опломбирован, не принят в эксплуатацию, установлен абонентом самостоятельно.
Домовыми книгами подтверждаются отсутствие зарегистрированных в <адрес> граждан и регистрация Беловицкий Д.М. по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
Правоотношения по водоснабжению населения урегулированы Федеральным Законом от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Федеральным законом от 23.11.2009г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В судебном заседании установлено, что истец является потребителем поставляемых ответчиком услуг холодного водоснабжения с использованием централизованных систем, водоотведения, домовладение истца оборудовано прибором учета холодной воды, в настоящее время не зарегистрированным.
В соответствии с п.п. 66, 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №354, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который
производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" утверждены "Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в соответствии с п. 41 которых потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и (или) горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В соответствии с п.49 Правил, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная: с даты, указанной в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, или в заявлении потребителя, поданном исполнителю в соответствии с подпунктом "к" пункта 34 настоящих Правил, о начале потребления предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в случае отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета; с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек. Такой акт составляется исполнителем в присутствии потребителя и не менее чем 2 незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в составляемом акте возражения потребителя и не вправе препятствовать потребителю в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых, в случае их привлечения потребителем, также должны быть включены в составляемый исполнителем акт. В соответствии с п. 56 (2) при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Согласно п.80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета. Согласно п. 81, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета). Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета. Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета, а также форма акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета и порядок ее заполнения утверждаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Исполнитель обязан рассмотреть предложенные в заявке дату и время осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию и в случае невозможности исполнения заявки в указанный срок согласовать с потребителем иные дату и время проведения ввода в эксплуатацию установленного прибора учета. При этом предложение о новых дате и времени осуществления работ направляется потребителю не позднее чем через 3 рабочих дня со дня получения заявки, а предложенная новая дата осуществления работ не может быть позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки. В случае если исполнитель не явился в предложенные в заявке дату и время для осуществления ввода прибора учета в эксплуатацию или иные согласованные с потребителем дату и время и (или) предложенные исполнителем новые дата и время были позднее сроков, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, прибор учета считается введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, отвечающей требованиям, установленным пунктом 81 настоящих Правил, и с этой даты его показания учитываются при определении объема потребления коммунальных услуг. В соответствии с п. 81(14) этот порядок также действует при вводе прибора учёта после его замены.
Как установлено в судебном заседании пояснениями истца и представителя ответчика, прибор учета потребления воды в доме истца по <адрес> в <адрес> был установлен в 2006г., до 2010 года, и ДД.ММ.ГГГГ заменён на новый.
Из объяснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что отказ предприятия в регистрации прибора учёта мотивирован тем, что он установлен внутри жилого помещения.
Таким образом, предприятие, являясь ресурсоснабжающей организацией, фактически предъявило абоненту Беловицкий Д.М. требование о переносе прибора учёта воды на границу балансовой принадлежности сетей, границу эксплуатационной ответственности абонента.
Из п.10 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" следует, что договор о предоставлении коммунальных услуг заключается собственником жилого дома с ресурсоснабжающей организацией. В соответствии с п. 21, если иное не определено в договоре, заключенном с ресурсоснабжающей организацией, то такая ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество предоставления коммунальной услуги соответствующего вида на границе раздела внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
При этом собственники жилых домов в соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ вносят плату за приобретённые у ресурсоснабжающей организации объёмы (количество) холодной воды исходя из показаний приборов учёта, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает право ресурсоснабжающей организации определять объём потребляемой абонентом холодной воды по показаниям прибора учёта, расположенного на границе балансовой принадлежности сетей ресурсоснабжающей организации с сетями, не принадлежащими абоненту. Собственник жилого дома должен устанавливать прибор учёта не на линии границы водопровода, эксплуатируемого ответчиками, а
на границе своих собственных сетей. Ресурсоснабжающая организация не вправе обременять своих абонентов обязанностью по содержанию бесхозяйных сетей водопроводно- канализационного хозяйства, расположенных между собственными сетями и сетями организации.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Суд установил, что установленный прибор учёта потребления воды является собственностью абонента Беловицкий Д.М.
П/п. г(2) п. 34 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" на потребителя возложена обязанность сохранять установленные исполнителем при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. П. 81(11) также гласит: прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
Установление же прибора учёта за границей домовладения и земельного участка не гарантирует сохранность пломб и самого прибора.
Поэтому требование ответчика об установке прибора учета холодной воды на границе врезки водопроводных сетей указанного домовладения в центральный (магистральный) водопровод не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права граждан, которые вправе оплачивать фактически потребленную воду согласно показаниям приборов учета холодного водоснабжения, установленных на границе своих собственных сетей.
П/п. е(2), т(у) п.31 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять проверку состояния индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, а также распределителей в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня получения от потребителя заявления о необходимости проведения такой проверки в отношении его прибора учета; не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию; осуществлять ввод в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета после его ремонта, замены и поверки в срок и порядке, которые установлены настоящими Правилами.
В материалах дела имеются заявление Беловицкий Д.М. в филиал ГУ ПСК «Ставрополькрайводоканал» «Западный» от 26.10.2017г. о заключении договора поставки холодной воды и опломбировании заменённого ДД.ММ.ГГГГ прибора учёта для оплаты услуг по его показаниям и ответ на заявление, которым Беловицкий Д.М. предложено представить проектную документацию прибора учёта и обратиться с соответствующим заявлением для регистрации прибора учёта.
Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776 утверждены Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод", в соответствии с п. 8 которых, установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке: получение технических условий на проектирование узла учета; проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета; допуск к эксплуатации узла учета; эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета; поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета. В соответствии с п. 9 используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию. По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Эти положения распространяются в том числе на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома. Согласно п. 28, В случаях установки узлов учета на объектах капитального строительства, не указанных в пункте 8(1) настоящих Правил, проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий на проектирование узла учета. Результатом проектирования узла учета является проектная документация на оборудование узла учета. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации на оборудование узла учета юридические или физические лица. Согласно п. 29, технические условия на проектирование узла учета выдаются в случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей). Согласно п. 34, допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации. В соответствии с п. 35 к заявке прилагаются: заверенная абонентом или транзитной организацией копия проектной документации на оборудование узла учета; заверенные абонентом или транзитной организацией копии паспортов на приборы учета, входящие в состав узла учета; заверенные абонентом или транзитной организацией копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета (за исключением новых приборов учета); документы, подтверждающие право лица на подписание заявки и (или) подачу заявки от имени абонента или транзитной организации. Согласно п. 36, допуск узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при участии представителя абонента или транзитной организации. Согласно п. 40, При выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 настоящих Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации. Из содержания п. 41 следует, что в случае если организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, не осуществила такую проверку в течение 15 дней со дня получения заявки, узел учета считается допущенным к эксплуатации. В соответствии с п. 42 по результатам проверки узла учета организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, оформляет акт допуска узла учета к эксплуатации. Согласно п. 47, эксплуатация узла учета, а также ремонт и замена приборов учета осуществляются абонентом или транзитной организацией в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета, входящих в состав узла учета, осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Ст. 13 Федерального закона РФ от «Об обеспечении единства измерений» установлено, что средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Применяющие средства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны своевременно представлять эти средства измерений на поверку.
Из п.п.81, 81(10) "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" следует, что для ввода прибора учёта техническая документация не требуется.
Таким образом, суд находит обоснованными исковые требования о признании незаконным требования филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Изобильненский «Райводоканал» предоставить проектную документацию технических условий на установку прибора учёта холодной воды и обязании зарегистрировать прибор учёта холодной воды.
При этом ссылка ответчика филиала ГУП СК «СКВК» на «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод», утверждённые Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 г. №776, не состоятельна, так как п. 1 Правил определено, что они распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», до установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п.п. 36-38 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" расчёт размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
По сообщению ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» № от ДД.ММ.ГГГГ Беловицкий Д.М. в связи с отсутствием ИПУ с октября 2010 года расчёт платы за холодное водоснабжение и водоотведение по л/с 3009 производится по утверждённым нормативам. С ДД.ММ.ГГГГ при отсутствии
ПУ холодной воды и в случае наличия обязанности установки такого прибора размер платы за холодное водоснабжение определяется исходя из норматива потребления с применением повышающего коэффициента. ДД.ММ.ГГГГ в его адрес были направлены 2 экземпляра договора холодного водоснабжения, однако, подписанный потребителем экземпляр не возвращён. Беловицкий Д.М. разъяснено право на документальное подтверждение факта не проживания для перерасчёта платы за коммунальные услуги, а также право на обращение с заявлением об опломбировании водопроводного ввода домовладения для приостановления начисления платы за коммунальные услуги.
Сообщением филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» «Западный» ПТП Изобильненское № от ДД.ММ.ГГГГ Беловицкий Д.М. отказано в возврате 10480 рублей, уплаченных за водоснабжение за 2015-2016 годы, в связи с тем, что по лицевому счёту начисления с ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия прибора учёта производятся по нормативу потребления с применением повышающего коэффициента 1,5.
Постановлением региональной тарифной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ установлены долгосрочные параметры регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: на питьевую воду для населения <адрес>- с 1 января по ДД.ММ.ГГГГ- 48,14 рубля, с 1 июля по ДД.ММ.ГГГГ- 51,32 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 51,32 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 54,55 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 54,55 рубля; на водоотведение для потребителей <адрес>- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 25,09 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 26,09 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 27,14 рубля, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 28,23 рубля.
Приказом министерства ЖКХ СК № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек: полив земельного участка- 0,06 куб.м. в месяц на кв.м.
Актом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Изобильненского «Райводоканала» и подписанным Беловицкий Д.М., при техническом осмотре водомера узла, водопроводной линии, внутренних санузлов и оборудования установлено количество человек 1, площадь полива сотка.
Согласно расчёту по количеству проживающих потребителей и производственной оплаты, задолженность Беловицкий Д.М. по л\с 3009 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 5550 рублей 11 копеек. В судебном заседании ответчик подтвердли, что начисленная по нормативу задолженность с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. составялет 7 358рублей.
Представленными суду чеками подтверждается оплата Беловицкий Д.М.потребления воды исходя из повышенного коэффициента с ноября 2017 года по февраль 2018 года.
Исходя из Акта <адрес> по строительному и жилищному надзору проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в ходе внеплановой документарной проверки выявлены нарушения в действиях ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» ст. 31 п.т., ст. 81 ППКУ № от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 20
№416-ФЗ от 07.12.2011 г., ст. 209 ГК РФ, п.7 Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, в том числе требование к Беловицкий Д.М. об установке прибора учета холодной воды на границе врезки водопроводных сетей; с учетом позиции кассационных инстанций - требование ГУП СК о переносе уже установленных и принятых в эксплуатацию приборов учета является неправомерным, так как ухудшает положение абонента; ранее по указанному адресу индивидуальный прибор учета
был установлен до вступления в силу Правил №354, данные Правила не имеют обратной силы и не могут применяться к правоотношениям, возникшим до вступления их в силу. Следовательно, требование ГУП СК об изготовлении проекта и о переносе индивидуального прибора учета на границу врезки водопроводных сетей в центральный водопровод не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права граждан, которые вправе оплачивать фактически потребленную воду согласно показаниям приборов учета холодной воды, установленных на границе своих собственных сетей.
Выявленные проверкой <адрес> по строительству и жилищному надзору нарушения в отношении обращения Беловицкий Д.М. со стороны ГУП СК «Водоканал», ответчик в судебном заседании не опроверг, подтвердил, что прибор учета холодной воды в указанном домовладении был установлен задолго до ведения в действие Правил №354.
Из установленных судом обстоятельств следует, что прибор учета по адресу: <адрес> был установлен собственником жилого помещения Беловицкий Д.М., но не был опломбирован, в связи с чем, начисления по водоснабжению и водоотведению производятся по норме потребления в соответствии с п. 49 Правил №354 с учетом количества собственников 1 человек.
В соответствии с п/п. г, д п. 34 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исполнитель обязан при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги; производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи. Согласно п. 42 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к
настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Согласно п. 49, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.
Суд установил, что иск в части обязания филиала ГУП СК «СКВК» зарегистрировать прибор учёта потребления холодной воды является обоснованным, в связи с чем, начисленные истцу и подлежащие перерасчёту платежи за холодную воду за период с даты обращения за опломбированием прибора учета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (обращение в суд), являются незаконными, так как оснований для начисления и взимания абоненту Беловицкий Д.М. коммунальных платежей за холодное водоснабжение по нормативу потребления не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 г. №416-ФЗ (ред. от 29.07.2017 г.) "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения. Договор водоснабжения является публичным договором.
В соответствии со ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса. Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение о заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются ранее заключенным договором.
В соответствии с п. 23 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" собственник жилого дома (домовладения) вправе инициировать заключение в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 9 и подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, в письменноформе путем подачи исполнителю по месту его нахождения, по почте или иным согласованным с исполнителем способом подписанного собственником (одним из сособственников) заявления о заключении договора в 2 экземплярах, содержащего информацию, указанную в подпунктах "в", "г", "д", "з", "л" и "с" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил, и копий документов, указанных в пункте 22 настоящих Правил, а именно: документа, подтверждающего право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме (жилой дом), документа, удостоверяющего личность физического лица - собственника помещения, либо свидетельства о государственной регистрации юридического лица - собственника помещения, документов, подтверждающих информацию, указанную в подпункте "з" пункта 19 и пункте 20 настоящих Правил (при их наличии у заявителя).
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Беловицкий Д.М. обратился в филиал ГУП СК «СКВК» «Западный» с заявлением о заключении договора на водоснабжение. Из содержания заявления следует, что к нему Беловицкий Д.М. был приложен лишь паспорт заменённого прибора учёта в нарушение п. 23 Правил.
Из ответа ГУП СК «СКВК» на обращение Беловицкий Д.М. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в его адрес были направлены 2 экземпляра договора холодного водоснабжения и по настоящее время подписанный Беловицкий Д.М. экземпляр в ГУП СК «СКВК» не возвращён. Данное обстоятельство не было оспорено истцом в судебном заседании.
Таким образом, суд не находит оснований для обязания филиала ГУП СК «СКВК» Изобильненский «Райводоканал» к заключению договора поставки холодной воды.
Актом инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается количество лиц, проживающих в домовладении по адресу: <адрес> 1 человек и площадь полива сотка. Подписи представителя филиала ГУП СК «СКВК» Изобильненского «Райводоканала» и Беловицкий Д.М. в акте подтверждают достоверность содержащихся в нём сведений.
Оспариваемый истцом п. 1.3 договора холодного водоснабжения жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ предполагает указание общей площади жилого дома, однако, таких сведений не содержит. Оспариваемые истцом сведения о количестве лиц, проживающих в домовладении, содержатся в п. 1.4 договора, где указано, что в доме проживает 1 человек, что соответствует акту инвентаризации, согласие с которым истец выразил своей подписью в акте. Указанная в п. 1.8 договора поливная площадь 1 сотка также соответствует упомянутому акту. Поэтому оснований для признания указанных пунктов договора незаконными не имеется.
Руководствуясь ст. 194, ст. 196, ст. 198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление Беловицкий Д.М. к филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» »- Изобильненский «Райводоканал», ГУП СК «Ставропольводоканал» о регистрации прибора учета потребляемого ресурса, оспаривании начисленных платежей за потребленный ресурс, оспаривание договора холодного водоснабжения удовлетворить частично.
Обязать филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»- Изобильненский «Райводоканал» зарегистрировать прибор учета потребляемого ресурса холодной воды по фактическому месту расположения в домовладении по <адрес> в <адрес>, и произвести перерасчет платежей за холодную воду с учетом необоснованно начисленных сумм за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг.
Признать незаконным требование филиала ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»
Изобильненский «Райводоканал» предоставить Беловицкий Д.М. Беловицкий Д.М.
ФИО3 проектную документацию технических условий на установку
прибора учета потребляемого ресурса холодной воды в домовладении по адресу:
<адрес> в <адрес>.
В удовлетворении иска Беловицкий Д.М. к филиалу ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»- Изобильненский «Райводоканал», ГУП СК «Ставропольводоканал» о заключении договора поставки холодной воды, признании незаконным п.1.3, п.1.8 договора холодного водоснабжения от 17.11.2017г. - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Гражданскую судебную коллегию
Ставропольского краевого суда в течение месяца через райсуд.
СудьяЛ.А.Созарукова