Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-93/2023 ~ М-52/2023 от 23.01.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 апреля 2023 г.                                        г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Моисеевой Л.М.,

при секретаре судебного заседания Ганн А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области к Богомоловой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций,

установил:

Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Самарской области (далее - МИ ФНС №23) обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику Богомоловой Е.В. (далее - налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование заявленных требований указано, что Богомолова Е.В. является налогоплательщиком имущественных налогов в связи с наличием в собственности объектов налогообложения, что подтверждается сведениями, полученными налоговым органом согласно п. 4 ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом сумм налогов в срок.

Однако в установленный срок административный ответчик не исполнил обязанность по уплате исчисленных в налоговом уведомлении сумм налогов, в связи с чем, налоговым органом в соответствии со ст. 75 НК РФ начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.

В адрес налогоплательщика было направлено требование об уплате налога, которое получено административным ответчиком в соответствии с положениями п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 69 НК РФ.

В установленный срок административный ответчик указанное требование об уплате налога не исполнил, в связи, с чем взыскание налога, а также пеней, начисленных за каждый календарный день просрочки, производится налоговым органом в судебном порядке в соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ.

Ранее МИ ФНС №23 обращалась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени. Судебный приказ был вынесен, в последующем определением мирового судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.

С учетом изложенного, МИ ФНС №23 просила суд взыскать с Богомоловой Е.В. недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в размере 1300 руб. и пени в размере 357,37 руб., а всего сумму 1657,37 руб.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

От административного ответчика поступило письменное возражение на административное исковое заявление МИ ФНС №23, в котором просит применить срок исковой давности к заявленным требованиям и в удовлетворении административного иска отказать.

Поскольку явка сторон не признавалась обязательной, суд считает возможным рассмотреть дело без их участия в порядке ч. 7 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Исследовав письменные доказательства, и, оценив все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

В силу п.п. 1, 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов может обеспечиваться пеней.

В силу п.п. 2, 3 ст. 48 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из разъяснений, содержащихся в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Судом установлено, что в спорный налоговый период 2015 г. за Богомоловой Е.В. было зарегистрировано транспортное средство <данные изъяты>, государственный регистрационный знак

Налоговым органом были направлены налогоплательщику Богомоловой Е.В. налоговые уведомления от 04.09.2016 об уплате транспортного налога за 2015 год, в сумме 2510 руб., в срок не позднее 01.12.2016; от 21.09.2017 об уплате транспортного налога за 2016 год, в сумме 2510 руб., в срок не позднее 01.12.2017.

Налогоплательщиком Богомоловой Е.В. в установленный срок налог не был оплачен.

В связи с чем должнику выставлены требования по состоянию на 22.12.2016 об уплате налогов в размере 2785 руб. и пени в размере 18,56 руб., срок его добровольного исполнения был определен 17.02.2017; по состоянию на 10.07.2019 об уплате пени в размере 589,82 руб., срок его добровольного исполнения был определен 05.11.2019.

Однако до настоящего времени требования не исполнены, обязательные платежи не поступили в бюджет.

С учетом положений п.2 ст. 48 НК РФ, административный истец должен был обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности не позднее 17.08.2020 (17.02.2017 + 3 года + 6 месяцев), поскольку сумма по требованию со сроком уплаты до 17.02.2017 не превысила 3000 руб.

Фактически истец обратился к мировому судье о вынесении судебного приказа в марте 2022 г., пропустив установленный ст.48 НК РФ срок.

После отмены судебного приказа 14.03.2022 административный истец обратился в суд с административным иском 10.01.2023, то есть по истечении срока, установленного ст. 48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ.

Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Однако данное ходатайство не содержит каких-либо уважительных причин, обосновывающих пропуск срока. Оснований считать таковой большой объем документооборота и недостаточное количество времени у сотрудников налоговой инспекции не имеется.

Административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов, внутренняя организация деятельности данного органа не может служить поводом для отступления от требований закона, при выполнении возложенных на него функций. Объем претензионной работы относятся к обстоятельствам организационного характера, в связи, с чем не могут быть признаны уважительной причиной пропуска налоговым органом срока обращения в суд.

Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций.

Доказательств наличия иных обстоятельств, объективно препятствовавших своевременному обращению в суд, МИ ФНС №23 не представлено.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Исходя из положений ч. 5 ст. 180 КАС РФ, в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

При установленных обстоятельствах ходатайство административного истца о восстановлении срока обращения в суд и соответственно административный иск удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №23 по Самарской области к Богомоловой Е.В. о взыскании обязательных платежей и санкций - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский городской суд Самарской области.

Председательствующий судья                                               Л.М. Моисеева

Мотивированное решение суда изготовлено в полном объеме 02.05.2023.

Председательствующий судья                                               Л.М. Моисеева

2а-93/2023 ~ М-52/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИ ФНС №23 по Самарской области
Ответчики
Богомолова Е.В.
Суд
Октябрьский городской суд Самарской области
Судья
Моисеева Л. М.
Дело на странице суда
oktiabrsky--sam.sudrf.ru
21.03.2023Судебное заседание
23.01.2023Регистрация административного искового заявления
23.01.2023Передача материалов судье
26.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
26.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.02.2023Предварительное судебное заседание
17.04.2023Судебное заседание
02.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2023Дело оформлено
21.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее