Дело № 2-7068/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.,
при секретаре Поташевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ясенецкой А. Н. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Ясенецкая А.Н. обратилась в Петрозаводский городской суд с иском к Администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда по Петрозаводскому городскому округу, до настоящего времени истец жильем не обеспечен. На основании вышеизложенного, Ясенецкая А.Н. просит обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить ей по договору социального найма благоустроенное жилое помещение.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.
Истец Ясенецкая А.Н. и ее представитель Ильина М.А., действующая в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, указав, что истец воспитывалась в приемной семье, после 9 класса пошла обучаться в колледж технологии и предпринимательства, где закончила обучение в ДД.ММ.ГГГГ. Изначально на учете состояла по месту регистрации в <адрес>, затем по заявлению была принята на учет в Администрации Петрозаводского городского округа. При этом по окончанию обучения в колледже истец не была обеспечена жильем. Поскольку негде было проживать, решила пойти на обучение повторно уже по другой специальности, так как на период обучения предоставляется общежитие. Просит учесть, что жилое помещение, где зарегистрирована, фактически разрушено и не существует как объект недвижимости, с приемной матерью Ильиной М.А. также не может проживать, так как у нее однокомнатная квартира, в которой она проживает со своим сожителем, при этом на зимние и летние каникулы общежитие закрывается. Ранее во время каникул уезжала в <адрес>, где жила в доме Ильиной М.А., однако в настоящее время Ильина М.А. дом продала.
Представители ответчика Администрации Петрозаводского городского округа и третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены; представили письменные отзывы на иск, просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей, при этом ответчик в отзыве просит учесть, что иск Ясенецкой А.Н. заявлен преждевременно, так как в настоящее время истец является учащейся образовательного учреждения.
Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса РФ (далее – ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21.12.1996 (в действующей редакции) (далее - ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Статьей 4 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 921-ЗРК от 28.11.2005 установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе, по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, находящихся и (или) обучающихся в государственных учреждениях Республики Карелия и федеральных государственных образовательных учреждениях, установленными настоящим Законом, за исключением части 6 статьи 3; по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 6 статьи 3 настоящего Закона; по установлению факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В судебном заседании установлено, что истец Ясенецкая А.Н., относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечивалась. Решением Суоярвского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ родители истца лишены родительских прав.
Истец в настоящее время зарегистрирована в квартире по адресу: <адрес>, временно по месту пребывания в общежитии по адресу: <адрес>.
Судом также установлено, что никакого иного жилья в собственности или на ином праве Ясенецкая А.Н. не имеет, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, информацией ГУП РК РГЦ «Недвижимость».
Постановлением Администрации МО «Суоярвский район» № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания, в том числе истца, в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>, так как жилое помещение не пригодно для проживания. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список по Петрозаводскому городскому округу под №.
Согласно справке ГАПОУ РК «Колледж технологии и предпринимательства» № от ДД.ММ.ГГГГ Ясенецкая А.Н. в настоящее время является студентом очной формы обучения дневного отделения, период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
По данным Министерства социальной защиты РК истец включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда, порядковой номер в вышеуказанном списке №.
Пунктом 3 статьи 8 вышеуказанного Федерального закона указано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 3 Закона Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 921-ЗРК от 28.11.2005 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Список лиц, указанных в части 6 статьи 3 настоящего Закона, ведется по установленной уполномоченным органом форме на бумажном и электронном носителях путем внесения в него реестровых записей. При несоответствии записей на бумажном носителе записям на электронном носителе используется информация, записанная на бумажном носителе.
В соответствии с федеральным законодательством в список включаются лица, указанные в части 6 статьи 3 настоящего Закона и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 6 статьи 3 настоящего Закона является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В пунктом «з» части 2 статьи 4 Закона РК от 28.11.2005 указано, что орган исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченный Правительством Республики Карелия, формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 6 статьи 3 настоящего Закона.
Таковым органом является Министерство социальной защиты Республики Карелия, которому для формирования списка предоставляются сведения органами местного самоуправления.
По смыслу ФЗ жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться без неоправданных задержек после наступления предусмотренных законом оснований.
С учетом изложенного, поскольку в отношении истца не решен вопрос об обеспечении ее жилым помещением, суд считает необходимым обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Ясенецкой А.Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
При этом оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма не имеется, так как это не предусмотрено законом.
Доводы ответчика о том, что истец обратилась в суд преждевременно, суд не может принять во внимание. Так, судом установлено, что в настоящее время истец проходит обучение уже повторно. Ранее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила обучение в том же колледже, по окончанию обучения получила диплом о среднем профессиональном образовании, квалификация <данные изъяты>.
Как указала истец в ходе рассмотрения дела, прохождение повторного обучения по другой квалификации отчасти является вынужденным, так как жилье после получения диплома ей не было предоставлено органом местного самоуправления, работу она не могла найти, жить было негде, в связи с чем поступила учиться вновь, чтобы иметь возможность проживать пока временно в общежитии.
Суд учитывает, что юридически значимым при разрешении заявленного спора является факт прекращения опеки (попечительства) над истцом, и уже в ДД.ММ.ГГГГ закончилось пребывание Ясенецкой А.Н. в учреждении профессионального образования, то есть у истца уже в ДД.ММ.ГГГГ возникло право на обеспечение ее жилым помещением, и такое право истца до настоящего времени не реализовано. Факт дальнейшего прохождения обучения истцом в данном случае правового значения не имеет.
Соответствующая правовая позиция нашла свое отражение в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013.
На основании статьи 98 ГПК РФ за счет ответчика истцу суд возмещает расходы по государственной пошлине.
Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Ясенецкой А. Н. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Ясенецкой А. Н. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы представления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Ясенецкой А. Н. расходы по государственной пошлине 300 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья Т.Н. Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 12.11.2018.