РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22.12.2020 г. Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Рапидовой И.В.
при секретаре судебного заседания Асланян С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4018/20 по иску Лазарева Анатолия Лазаревича к ГУ МВД России по Самарской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» о признании решения ГУ МВД России по Самарской области (Письмо-ответ N 3/205204585623 от 26.05.20г.) об отказе в предоставлении медицинского обслуживания за счет средств МВД России, признании за ним право на медицинское обслуживание в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» на основании Федерального закона РФ от 19.07.2011г. N 247-ФЗ “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Закона РФ от 15.05.1991г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязании, в связи с этим, принять его на медицинское обеспечение в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области», взыскании с ГУ МВД России по Самарской области компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Истец Лазарев А.Л. обратился в суд с указанным исковым заявлением к ГУ МВД России по Самарской области, ссылаясь на то, что в декабре 1997 года он был уволен из органов внутренних дел РФ по ограниченному состоянию здоровья, так как в период с 22.05.1986г. по 14.07.1986г. получил увечье – лучевой аутоимунный тиреоидит, лучевой гипотериоз в связи с исполнением служебных обязанностей при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой № 2090. Более 20 лет он отдал службе на благо Родины, то подтверждается выпиской из приказа № 59 от 30.12.1997г. В январе 1998г. истцу была установлена инвалидность II группы как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и инвалиду войны. Он потерял здоровье, на данный момент у него более 70 заболеваний, полученных в ходе службы и выполнения долга перед Родиной. С даты увольнения и по 2016 год истец обслуживался и находился на медицинском обеспечении ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области. В 1999 году и было выбрано пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федерльным Законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В 2016 году прекращено его обслуживание в ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области на том основании, что им выбрано пенсионное обеспечение на основании вышеуказанного закона. 27.08.2018г. истец подал заявление на имя начальника ГУ МВД России по Самарской области в котором просил обязать отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Самарской области выдать ему направление на прикрепление его к госпиталю МСЧ МВД России по Самарской области для дальнейшего медицинского обслуживания. 02.10.2018г. последовал ответ, в котором указывалось о том, что о принятом решении будет сообщено дополнительно. 02.11.2018г. ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» направило Лазареву А.Л. ответ на его заявление № 53/3185206800323, в котором указывалось, что его заявление оставлено без удовлетворения. 08.04.2019г. Куйбышевским районным судом г. Самары решение ответчика от 02.11.2018г. признано незаконным. 29.01.2020г. на основании исполнительного листа № 2а-571/2019 возбуждено исполнительное производство. 25.02.2020г. Лазарев А.Л. получил письмо из ГУ МВД России по Самарской области о том, что ответчик принял решение об отказе в медицинском обслуживании в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области». Просил признать решение ГУ МВД России по Самарской области от 26.05.2020г. об отказе в медицинском обслуживании в ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области незаконным; признать за ним право на медицинское обслуживание в ФКУЗ МСЧ МВД России по самарской области; взыскать с ответчика компенсацию морального ущерба в размере 200 000 рублей.
Истец Лазарев А.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске просил удовлетворить.
Представитель соответчиков ГУ МВД России по Самарской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» Логинова С.А., действующая на основании доверенностей № 53/13 от 13.07.2020г., № 57 от 22.12.2020г. возражала против удовлетворения исковых требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просила в иске отказать, пояснив, что выплата Лазареву А.Л. пенсии по линии МВД России была прекращена в связи с его добровольным переходом на пенсионное обслуживание по его заявлению по линии социального обеспечения, а в дальнейшем Пенсионного фонда Российской Федерации.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, представленные доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в декабре 1997 года Лазарев А.Л. был уволен из органов внутренних дел РФ по ограниченному состоянию здоровья, так как в период с 22.05.1986г. по 14.07.1986г. получил увечье – лучевой аутоимунный тиреоидит, лучевой гипотериоз в связи с исполнением служебных обязанностей при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой № 2090.
В январе 1998г. истцу была установлена инвалидность II группы как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и инвалиду войны. С даты увольнения и по 2016 год истец обслуживался и находился на медицинском обеспечении ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области. В 1999 году и было выбрано пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федерльным Законом от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В 2016 году прекращено обслуживание Лазарева А.Л. в ФКУЗ МСЧ МВД России по Самарской области на том основании, что им выбрано пенсионное обеспечение на основании вышеуказанного закона.
27.08.2018г. истец подал заявление на имя начальника ГУ МВД России по Самарской области в котором просил обязать отдел пенсионного обслуживания ГУ МВД России по Самарской области выдать ему направление на прикрепление его к госпиталю МСЧ МВД России по Самарской области для дальнейшего медицинского обслуживания.
02.10.2018г. последовал ответ, в котором указывалось о том, что о принятом решении будет сообщено дополнительно. 02.11.2018г. ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» направило Лазареву А.Л. ответ на его заявление № 53/3185206800323, в котором указывалось, что его заявление оставлено без удовлетворения.
08.04.2019г. Куйбышевским районным судом г. Самары решение ответчика от 02.11.2018г. признано незаконным, ответчику было предписано возобновить рассмотрение заявления Лазарева А.Л. от 27.08.2018г. о прикреплении на медицинское обслуживание медицинской организацией Министерства внутренних дел РФ. Апелляционным определением от 19.11.2019г. решение оставлено в силе.
29.01.2020г. на основании исполнительного листа № 2а-571/2019 возбуждено исполнительное производство.
25.02.2020г. Лазарев А.Л. получил письмо из ГУ МВД России по Самарской области о том, что ответчик принял решение об отказе в медицинском обслуживании в ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области».
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 19.07.2011 № 247- ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и имеющие стаж службы в органах внутренних дел 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 Федерального закона № 247-ФЗ, имеют право на медицинское обеспечение, установленное сотрудникам частью 1 статьи 11 Федерального закона № 247-ФЗ.
Порядок медицинского обеспечения указанных граждан в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 3 Правил медицинского обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отдельных категорий граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации и медицинских организациях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1563, прикрепление указанных в подпункте «а» пункта 1 Правил граждан (за исключением сотрудников) на медицинское обеспечение к медицинским организациям Министерства внутренних дел Российской Федерации, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях производится указанными медицинскими организациями по территориальному принципу по направлению пенсионных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту пенсионного обеспечения этих граждан.
Аналогичная же норма закреплена подпунктом 3.4 пункта 3 Инструкции об особенностях организации оказания медицинской помощи, в том числе при санаторно-курортном лечении, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, членам их семей и лицам, находящимся на их иждивении, в медицинских организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 24.04.2019 № 2754, согласно которому прикрепление к поликлинике лиц, указанных в подпунктах 2.2-2.5 Инструкции, осуществляется по территориальному принципу по направлению соответствующих пенсионных органов МВД России по месту пенсионного обеспечения этих лиц.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1563, финансирование расходов, связанных с реализацией указанного постановления, в части медицинского обеспечения и санаторно-курортного лечения в медицинских организациях Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Из содержания пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» следует, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации и их семей».
В целях Федерального закона № 166-ФЗ под военнослужащими понимаются, в том числе, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Реализация права на пенсионное обеспечение военнослужащих может осуществляться по их выбору либо на основании нормативных правовых актов, регулирующих вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, либо на основании Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
При отказе бывшего военнослужащего от военной пенсии ему может быть назначена трудовая пенсия, в том числе и с учетом страховых взносов, поступивших на финансирование ее страховой и накопительной частей.
С 01.01.1999 выплата Лазареву А.Л. пенсии по линии МВД России прекращена в связи с его переходом на пенсионное обслуживание по линии социального обеспечения, а в дальнейшем Пенсионного фонда Российской Федерации.
Таким образом, права на медицинское обслуживание в медицинских организациях МВД России за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству внутренних дел Российской Федерации, Лазарев А.Л. в настоящее время не имеет.
Вместе с тем, Лазарев А.Л. относится к категории лиц, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В соответствии со статьей 24 Закона № 1244-1 граждане, указанные в статье 13 Закона № 1244-1, подлежат обязательному медицинскому страхованию в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Порядок оказания медицинской и лекарственной помощи указанным гражданам и ее объем определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации; этими органами осуществляется также контроль за ее качеством.
Указанным гражданам также гарантируются медицинские и лекарственные услуги в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на всей территории Российской Федерации по предъявлении страхового медицинского полиса.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 № 542 утверждены Правила финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, в том числе и на предоставление мер социальной поддержки гражданам, поименованным в Законе № 1244-1.
Согласно пункту 5 указанных Правил финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по представлению мер социальной поддержки в части пенсионного обеспечения и иных видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию осуществляется Министерством финансов Российской Федерации путем ежемесячного перечисления в установленном порядке средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели, в бюджет соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки пенсионерам из числа сотрудников органов внутренних дел, подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и иная приравненная к ней служба.
Так как с 01.01.1999 Лазарев А.Л. не является пенсионером МВД России, то он не имеет права на получение путевок в санатории МВД России.
Вместе с тем, Лазарев А.Л. имеет право на набор социальных услуг в соответствии со статьей 6.2. Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»8, к которым, помимо прочих, относится и предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Частью 1 статьи 6.3. Федерального закона № 178-ФЗ установлено, что учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2. этого же Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Решение Куйбышевского районного суда от 08.04.2019, вступившее в силу 19.11.2019, ответчиками исполнено в полном объеме, что подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП по Самарской области от 30.06.2020 об окончании исполнительного производства, решением Куйбышевского районного суда от 01.10.2020 по административному делу № 2а-13 90/20 по административному иску Лазарева А.Л. к МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФСПП по Самарской области.
Ответ ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» от 25.02.2020 истцом в судебном порядке не оспаривался.
Кроме того, судом в действиях ГУ МВД России по Самарской области и ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области» не усматривается нарушения прав истца на получение бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования, на всей территории Российской Федерации по предъявлении страхового медицинского полиса.
В связи с вышеизложенным, правовых оснований для удовлетворения требований Лазарева А.Л. о признании незаконным решения ГУ МВД России по Самарской области от 26.05.2020, признании права на медицинское обслуживание, взыскании компенсации морального ущерба не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Лазарева Анатолия Лазаревича к ГУ МВД России по Самарской области, ФКУЗ «МСЧ МВД России по Самарской области», - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления, т.е. с 28.12.2020г.
Судья (подпись) И.В. Рапидова
Копия верна.
Судья:
Секретарь: