Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-626/2017 ~ М-640/2017 от 20.10.2017

Дело №2а-626/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 ноября 2017 года города Питкяранта

Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Прокофьевой И.М.,

при секретаре Гуль И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия к Эскелинен Ирине Леонидовне о взыскании обязательных платежей

установил:

Иск предъявлен по тем основаниям, что Эскелинен И.Л. до 27.09.2016 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, в связи с чем, обязана своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах. Эскелинен И.Л. имеет задолженность по страховым взносам, пеням за 2015,2016 в размере 19 125 руб. 36 коп., ей предложено уплатить задолженность в добровольном порядке, о чем заказной почтой направлены требования об уплате недоимки от 10.10.2016 со сроком исполнения 31.10.2016 и от 01.12.2016 со сроком исполнения 20.12.2016. Однако, данные требования ответчиком не исполнены, в связи с чем, административный истец просит взыскать с административного ответчика Эскелинен И.Л. задолженность по страховым взносам, пеням в размере 19 125 руб. 36 коп..

Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.

В судебное заседание представитель административного истца МИ ФНС России № 5 по РК не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Административный ответчик Эскелинен И.Л. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом. Судебная повестка возвращена в суд с отметкой почтового отделения с отметкой «истек срок хранения».

Суд, исследовав материалы дела, считает установленными следующие обстоятельства.

В силу ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На момент возникновения спорных отношений Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

С 1 января 2017 года данный закон признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 года № 250-ФЗ, вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса РФ, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

При этом в соответствии с положениями ч. 1 ст. 19, ст. 20 вышеуказанного закона передача органами Пенсионного фонда РФ, органами Фонда социального страхования РФ налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных ст.20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Учитывая что предъявленная ко взысканию в рамках настоящего административного дела задолженность образовалась за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, при рассмотрении заявленных к Эскелинен И.Л. требований следует руководствоваться нормами законодательства, регулировавшими порядок исчисления и уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года.

Согласно п. "б" ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются, в том числе, индивидуальные предприниматели.

В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 14 указанного закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300.000 рублей, устанавливается в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно ч.11 ст.14 вышеуказанного закона сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного п.1 ч.2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенного в 12 раз.

В силу ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.

Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона № 212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пени за несвоевременную уплату страховых взносов начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов, начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, до даты фактической уплаты задолженности.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик Эскелинен И.Л. с 11.05.2005 по 27.09.2016 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 17.10.2017. Таким образом, Эскелинен И.Л. должна была произвести уплату страховых взносов не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения ее деятельности включительно, а именно в срок до 11.10.2016.

В связи с тем, что административным ответчиком страховые взносы уплачены не были, ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала РК в адрес административного ответчика выставлено требование от 10.10.2016 об уплате в срок до 30.10.2016 недоимки по страховым взносам в размере 1661 руб. 38 коп..

01.12.2016 ГУ Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала РК в адрес административного ответчика выставлено требование об уплате в срок до 20.12.2016 недоимки по страховым взносам в размере 17 463 руб. 98 коп.. Однако административным ответчиком требование осталось не исполненным.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов, обязательных платежей в судебном порядке регламентированы ст.48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В силу п.2 ст. 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз.2 п.3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, с настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 20 октября 2017 года, то есть с нарушением шестимесячного срока, предусмотренного п.2 ст. 48 НК РФ. В связи с чем, налоговый орган просит суд восстановить пропущенный срок для обращения в суд.

Разрешая ходатайство МИ ФНС России № 5 по Республике Карелия о восстановлении срока для обращения в суд, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления.

С 01.01.2017 Федеральным законом №243-ФЗ «О внесении изменений в ч.1 и ч.2 Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионного, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены на налоговый орган.

Указанные административным истцом в качестве уважительных причин пропуска срока причины о позднем получении документов из ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сортавала РК, суд в качестве уважительных не расценивает. МИ ФНС России № 5 по РК является юридическим лицом, территориальным органом исполнительной власти, профессиональным участником налоговых правоотношений, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Кроме того, истец должен был обратиться в суд в порядке административного искового производства не позднее 20.06.2017. Требования о взыскании недоимки по обязательным платежам в размере 19 125 руб. 36 коп. заявлены налоговым органом впервые только 20.10.2017 года, с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган к мировому судье судебного участка Питкярантского района РК не обращался. Каких-либо уважительных причин пропуска указанного срока налоговый орган в своем административном исковом заявлении не привел.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п.1 ст.17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В соответствии с ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, в связи с чем, в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления давности взыскания.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе МИ ФНС России № 5 по РК в удовлетворении административных исковых требований к Эскелинен И.Л. о взыскании обязательных платежей в связи с пропуском установленного законом срока подачи заявления в отсутствие уважительных для этого причин.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 114, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требованиях Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Республике Карелия к Эскелинен Ирине Леонидовне о взыскании обязательных платежей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца через Питкярантский городской суд Республики Карелия.

Судья И.М. Прокофьева

2а-626/2017 ~ М-640/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелия
Ответчики
Эскелинен Ирина Леонидовна
Суд
Питкярантский городской суд Республики Карелия
Судья
Прокофьева Ирина Михайловна
Дело на странице суда
pitkiaransky--kar.sudrf.ru
20.10.2017Регистрация административного искового заявления
20.10.2017Передача материалов судье
20.10.2017Решение вопроса о принятии к производству
31.10.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
31.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2017Судебное заседание
30.11.2017Судебное заседание
30.11.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2018Дело оформлено
10.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее