Дело № 2а-700/2021
УИД 13RS0023-01-2021-001183-33
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 апреля 2021 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Парамонова С.П.,
при секретаре судебного заседания Рогудяевой О.Е.,
с участием административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска,
административного ответчика Серебрякова П. В.,
рассмотрев административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска к Серебрякову П. В. о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц, налогу на имущество физических лиц, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска (далее – ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска) обратилась в суд с иском к Серебрякову П. В. о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц, налогу на имущество физических лиц, пени.
В обоснование исковых требований административный истец указал, что Серебряков П.В. является правообладателем земельных участков и недвижимого имущества. В связи с тем, что налоги своевременно оплачены не были, налоговой инспекцией в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации было выставлено требование об уплате налогов и пени. Вследствие несвоевременной уплаты земельного налога за начислены пени в сумме 37 руб. 89 коп., вследствие несвоевременной уплаты налога на имущество были начислены пени в сумме 10 руб. 53 коп. ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска получена копия определения мирового судьи судебного участка №5 Ленинского района г. Саранска об отмене судебного приказа о взыскании задолженности по налогам и пени с Серебрякова П.В., ввиду того, что Серебряковым П.В. представлены возражения.
Просит суд взыскать с Серебрякова П.В., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 113 руб., пени в размере 10 руб. 53 коп., земельному налогу за 2015 год в размере 281 руб., за 2016 год в размере 674 руб., пени в размере 37 руб. 89 коп., а всего 1116 руб. 42 коп.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте судебного разбирательства указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом.
Административный ответчик Серебряков П.В. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения исковых требований.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Серебряков П.В. является собственником: земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; иного строения, помещения и сооружения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Следовательно, Серебряков П.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.
В соответствии со статьей 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно части 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с частью 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Плательщиками налога на имущество, согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, являются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, то есть имеющие в собственности жилой дом (подпункт 1 пункт 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409) и уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом (пункт 2 статья 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Административным истцом в адрес Серебрякова П.В. было направлено налоговое уведомление №144988095 от 17.10.2016, №55033036 от 20.09.2017 об уплате налогов (л.д. 21,22).
В установленный срок указанные в данном уведомлении налоги не были уплачены налогоплательщиком.
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Поскольку налогоплательщиком своевременно не была исполнена обязанность по уплате налогов, налоговым органом правомерно начислены пени в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки платежа.
Исходя из части 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Частью 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
В силу статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Данная норма устанавливает общие сроки для направления требования о взыскании налога и пеней.
Как следует из материалов дела, налогоплательщику Серебрякову П.В. налоговым органом выставлено требование №523 от 01.03.2017, №8318 от 22.09.2017, №6895 от 06.02.2018 (л.д. 12,14,16).
Административным истцом соблюдена установленная налоговым законодательством процедура взыскания с ответчика недоимки по налогу и пени: уведомление и требование об уплате налога и пени направлены налогоплательщику по месту его жительства (регистрации) заказной почтой в установленный законодательством о налогах и сборах срок и в силу положений пункта 4 статьи 52 и пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
По настоящее время за Серебряковым П.В. числится непогашенная задолженность в сумме 1 116 руб. 42 коп.
Представленный ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска расчет задолженности по налогам и пени (л.д.5), судом проверен, является арифметически верным, возражений против этого расчета от административного ответчика не поступило.
Доказательств исполнения требований административного истца об уплате задолженности административным ответчиком суду не представлено.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Из материалов дела следует, что связи с неисполнением налогоплательщиком Серебряковым П.В. обязанности по уплате налога в добровольном порядке, налоговый орган в установленный законом срок обратился к мировому судье судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по налогам с Серебрякова П.В.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска от 15.06.2020 года с Серебрякова П.В. взыскана задолженность земельному налогу пени, задолженность по налогу на имущество, пени.
В связи с поступившими возражениями относительно вынесения и исполнения данного судебного приказа определением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского района г. Саранска от 07.09.2020 года судебный приказ, вынесенный 15.06.2020 года в отношении Серебрякова П.В., был отменен.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что обращение налогового органа в суд с административным иском о взыскании налогов с Серебрякова П.В., имело место 01.03.2021, то есть в пределах срока, установленного вышеприведенной правовой нормой, а также, принимая во внимание, что ранее налоговым органом в адрес Серебрякова П.В. было направлено налоговое уведомление и требования об уплате налога по почте заказными письмами, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с Серебрякова П.В. недоимки по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, налогу на имущество физических лиц, взимаемому по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов и пени.
При таких обстоятельствах, оценив установленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г. Саранска подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно статье 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части первой статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем порядок уплаты налогов и сборов регулируется нормами налогового законодательства Российской Федерации, согласно которым (статья 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.
Порядок зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации регулируется нормами бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 61.1 и пункту 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы от государственной пошлины, уплачиваемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации) подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов.
В связи с этим, государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобождён, в случае удовлетворения административного искового заявления подлежит взысканию с административного ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в доход бюджета муниципального района или городского округа по месту рассмотрения административного дела.
Поскольку административный истец, как государственный орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика Фоминой С.В. в доход бюджета городского округа Саранск.
С учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и исходя из имущественного характера требований, в доход бюджета городского округа Саранск с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб., согласно следующему расчету:
1116 руб. 42 коп. х 4 %, но не менее 400 руб. = 400 руб., от уплаты которой истец освобожден при подаче иска в силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 части второй указанного кодекса.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-181, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
требования инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саранска к Серебрякову П. В. о взыскании недоимки по земельному налогу с физических лиц, налогу на имущество физических лиц, пени, удовлетворить.
Взыскать с Серебрякова П. В., проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета Республики Мордовия земельный налог за 2015 год в размере 281 рубля, за 2016 года в размере 674 рублей, пени по земельному налогу в размере 37 рублей 89 копеек, налог на имущество физических лиц за 2015 год в размере 113 рублей и пени в размере 10 рублей 53 копеек, а всего 1116 (одну тысячу сто шестнадцать) рублей 42 копейки.
(Реквизиты для перечисления земельного налога: – УФК МФ РФ г. Саранск, расчетный счет № в ГРКЦ Национального банка, КБК земельного налога 18210606042041000110, КБК пени 18210606042042100110, БИК 048952001, ИНН №, КПП – 132801001. Реквизиты для перечисления налога на имущество: УФК МФ РФ г. Саранск, расчетный счет № № в ГРКЦ Национального банка, КБК налога на имущество 18210601020041000110, КБК пени 18210601020042100110, БИК 048952001, ИНН №, КПП – 132801001).
Взыскать с Серебрякова П. В. в доход бюджета городского округа Саранск государственную пошлину в размере 400 (четырехсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2021 года
Судья С.П. Парамонов