Дело № 12-12/2016
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
09 февраля 2016 года г. Советская Гавань
Судья Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края Юманов Д.К.,
с участием заместителя военного прокурора – войсковая часть <данные изъяты> С.,
главного государственного санитарного врача зоны ответственности ЦГСЭН, территориальный, <адрес> - ВрИО начальника Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, <адрес> Советско-Гаванского района Хабаровского края З.,
рассмотрев материалы дела по жалобе Горбачева Д.О. на постановление Главного государственного санитарного врача зоны ответственности ЦГСЭН, территориальный, <адрес> - ВрИО начальника Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, <адрес> Советско-<адрес> З. <данные изъяты> о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Горбачева Д.О.,
установил:
В Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края поступила жалоба Горбачева Д.О. на постановление Главного государственного санитарного врача зоны ответственности ЦГСЭН, территориальный, <адрес> - ВрИО начальника Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, пос.Заветы Ильича Советско-Гаванского района Хабаровского края З. <данные изъяты> о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которым Горбачев Д.О. был признан виновным в совершении указанного административного правонарушения и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей. Одновременно принято решение об уничтожении изъятой продукции из водных биологических ресурсов.
Согласно обжалуемого постановления, ДД.ММ.ГГГГ представителями военной прокуратуры войсковая часть <данные изъяты> и <данные изъяты> военно-следственного отдела следственного комитета России в присутствии начальника Ванинской ГРИ ФСБ России по <адрес> и ЕАО капитана Д. произвели осмотр рефрижераторного контейнера № <данные изъяты> <данные изъяты> находящегося па территории в/ч <данные изъяты> Осмотром установлено, что в рефрижераторном контейнере находится на хранении продовольствие - изготовленная кустарным способом продукция водных биологических ресурсов, а именно: <данные изъяты> с варено-мороженным крабом нечищеным общим весом <данные изъяты>., мешки с варено-мороженным крабом нечищеным общим весом <данные изъяты>., коробка с расфасованной икрой камчатского краба общим весом <данные изъяты> кг. В ходе проверки Горбачев Д.О. и иные должностные лица воинской части какие-либо документы, удостоверяющие качество и безопасность обнаруженной в рефрижераторном контейнере продукции биоресурсов, не представили. Таким образом, начальник склада (войсковая часть <данные изъяты> Горбачев Д.О. самовольно, без каких-либо удостоверяющих качество и безопасность документов, с нарушением санитарно-эпидемиологических норм, хранил в рефрижераторном контейнере № <данные изъяты>, предназначенном для хранения питания собак, продовольствие, не соответствующие обязательным требованиям качества и безопасности, без документов изготовителя, подтверждающих происхождение, качество, безопасность и сертификацию, без маркировки и срока годности.
В жалобе Горбачев Д.О. указывает, что принятое решение незаконное по причине неправильного применения норм права.
В судебное заседание Горбачев Д.О. не явился, представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, а также указал на следующее. ДД.ММ.ГГГГ на момент осмотра рефрижераторного контейнера все продукты в нем, за исключением <данные изъяты> мяса для собак, хранились без соответствующих документов, поскольку он не препятствовал работникам склада при наличии места кратковременно хранить свои личные продукты в контейнере. Помимо изъятых продуктов, в контейнере находилось порядка <данные изъяты> мешков не пригодной для употребления в пищу рыбы (корм для свиней), голова лося, мясо (свинина, говядина) и рыба (кета, горбуша). Учитывая, что эти продукты, в т.ч. и некачественные, не вызвали у проверяющих опасения «как к заражению животных, так и к возникновению и распространению инфекций среди личного состава служащих склада», считает, что и целью изъятия деликатесов - свежих варено-мороженых крабов и икры, была не забота о санитарно-эпидемиологическом состоянии организации. На его взгляд, никакой видимой причины изымать крабы и икру, а тем более принимать решение на уничтожение изъятого, не было. Он готов был и без этих мер устранить допущенные нарушения (что было сделано в отношении оставшегося продовольствия) и понести соответствующее наказание. Однако заместителем военного прокурора в его присутствии на начальника ЦГСЭН при рассмотрении дела было оказано давление, и он вынужден был принять именно такое решение. Кроме того, если принять во внимание материалы, представленные в суд с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, из которых видны противодействия направлению его жалобы в суд и нежелание удовлетворить ходатайство убедиться в досудебной сохранности изъятых продуктов, то он находит одно объяснение произошедшему- это либо уже произошедшее хищение, либо намерение похитить приобретенную им в частном порядке для личного потребления деликатесную продукцию под видом привлечения к административной ответственности. Считает вынесенное в отношении него постановление незаконным, просит его отменить, а материалы дела направить в компетентный орган для его расследования с учетом всех обстоятельств.
Заместитель военного прокурора – войсковая часть <данные изъяты> С. в судебном заседании полагал постановление вынесенным законно и обоснованно. Никаких процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено, решение как о назначении наказания, так и уничтожении изъятой продукции принято правильно, в соответствии с требованиями закона.
ВрИО начальника ЦГСЭН, территориальный, пос.З. <данные изъяты> судебном заседании считает доводы Горбачев Д.О. необоснованными. Горбачев Д.О. действительно ДД.ММ.ГГГГ направил сопроводительное письмо с копией жалобы, из которой следовало, что жалоба уже подана в суд, а копия в ЦГСЭН направлена только для сведения. Постановление им вынесено законно, поскольку обнаруженная продукция не имела маркировки и документов, а потому автоматически признается опасной. В отношении такой продукции экспертизу проводить не требуется, она подлежит уничтожению. Осмотр и изъятие продукции производилось следственными работниками, которые и определили место хранения изъятой продукции. В любом случае уничтожение будет производиться с составлением соответствующего акта, в том числе в присутствии Горбачев Д.О., что бы тот мог убедиться, что никто его продукцию не похитил.
Согласно ч.1 ст.30.2 Кодекса РФ об АП, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.
Рассмотрев довод заместителя военного прокурора – войсковая часть <данные изъяты> С. о пропуске Горбачев Д.О. срока обжалования, прихожу к выводу, что Горбачев Д.О. данный срок не пропущен, поскольку он через 5 дней после получения постановления о назначении наказания направил жалобу должностному лицу, вынесшему обжалуемое постановление.
То обстоятельство, что должностное лицо ошибочно посчитал, что ему направлена не жалоба, а ее копия для сведения, не является основанием считать, что Горбачев Д.О. был пропущен срок обжалования.
Изучив материалы настоящего дела, обсудив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены обжалуемого постановления на основании следующего.
Пищевые продукты предназначены для их потребления в пищу. Законом предусмотрен ряд требований к производству и обороту пищевых продуктов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 36 введены в действие СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01, согласно п.п. 2.2-2.3 которых, изготовляемые, ввозимые и находящиеся в обороте на территории Российской Федерации пищевые продукты по безопасности и пищевой ценности должны соответствовать санитарным правилам. Изготовление, ввоз и оборот пищевых продуктов, не соответствующих требованиям, установленным настоящими Санитарными правилами, не допускается.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 98 введены в действие СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, согласно п.п.1.2, 1.5, 1.6, 3.4.6 которых, Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и оборота, а также при их разработке и постановке на производство. В определенном законодательством Российской Федерации порядке на пищевые продукты, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и ими приобретаются свойства, опасные для здоровья человека, в связи с чем утрачиваются пригодность для использования по назначению, устанавливаются сроки годности. Пищевые продукты при их изготовлении и обороте (производстве, хранении, транспортировке и обороте) должны храниться при условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасности в течение всего срока годности. Пищевые продукты, поступающие на склады, должны сопровождаться документами, удостоверяющими их качество и безопасность (удостоверение о качестве, санитарно-эпидемиологическое заключение, при необходимости ветеринарное свидетельство).
Согласно ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно ст.9 Закона, обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки их соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам идентификации устанавливаются нормативными документами.
Согласно п.2 Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1263, некачественной и опасной признается пищевая продукция, в том числе, которая не имеет установленных сроков годности (для пищевой продукции, установление сроков годности которой является обязательным); не имеет маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которой не имеется такой информации. Такая пищевая продукция подлежит изъятию из оборота, экспертизе, утилизируется или уничтожается.
Согласно п.п.3,4 Положения, экспертиза некачественной и опасной пищевой продукции проводится в целях определения возможности ее дальнейшего использования или уничтожения. Пищевая продукция, в отношении которой владелец не может подтвердить ее происхождение, а также имеющая явные признаки недоброкачественности и представляющая в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы.
Учитывая, что владелец морепродуктов (крабы варено-мороженные и икра крабов) Горбачев Д.О. не смог подтвердить происхождение данной продукции, не имеющей маркировки или какой-либо другой информации, в том числе о сроке ее годности, которая хранится на складе по хранению материальных и технических средств продовольственной службы (войсковая часть <данные изъяты>) в рефрижераторном контейнере № <данные изъяты> для хранения иного продовольствия, такая продукция подлежит уничтожению без проведения экспертизы.
Кроме того, в целях реализации положений статьи 54 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" Правительство Российской Федерации Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N 367 утвердило Правила реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, а также перечень безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов, которые в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, подлежат незамедлительному уничтожению.
Правила устанавливают порядок реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, включая икру. Под термином "безвозмездное изъятие" следует понимать изъятие из незаконного владения лица (лиц) незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов, а также продуктов их переработки, в том числе икры.
Согласно п.2 Правил, безвозмездно изъятые водные биологические ресурсы, включенные в перечень безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов, которые в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, они, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению после оформления акта (протокола) о факте изъятия.
В указанный перечень включены все виды краба и крабоиды.
В соответствии с п.9 Правил, настоящие Правила применяются также в случае, если не установлено лицо (лица), незаконно добывшее (выловившее) водные биоресурсы.
Учитывая отсутствие какой-либо маркировки обнаруженной пищевой продукции в виде краба варено-мороженного и икры, напрямую указывает на незаконное владение незаконно добытых (выловленных) водных биологических ресурсов.
Согласно должностной инструкции, Горбачев Д.О., помимо прочего, отвечает за организацию и ведение учета продовольствия и имущества в отделе, за качество при хранении, за правильную эксплуатацию хранилищ и за соблюдением в хранилищах и на закрепленной территории санитарно-гигиенических правил.
Хранение на складе войсковой части неучтенной в документах и не имеющей маркировки и иных обозначений продукции, при отсутствии каких-либо товаросопроводительных и иных документов, удостоверяющих происхождение, качество и безопасность этой продукции, сроки её годности, является нарушением должностным лицом своих обязанностей и вышеуказанных санитарно-эпидемиологических норм и правил, и образует состав правонарушения, предусмотренный ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы Горбачев Д.О. о том, что он также хранил на складе около <данные изъяты> мешков не пригодной для употребления в пищу рыбы (корм для свиней), голова лося, мясо (свинина, говядина) и рыба (кета, горбуша), подтверждают обоснованность выводов о
нарушениях должностным лицом санитарных правил.
То обстоятельство, что перечисленные не пригодные для употребления в пищу продукты в ходе проверки не были обнаружены и изъяты должностными лицами, её проводившими, не свидетельствует о допущении нарушений в ходе производства по данному делу в отношении обнаруженной продукции.
Доводы Горбачев Д.О. о намерении похитить принадлежащую ему продукцию признаю надуманными.
Нарушений норм материального и процессуального административного права при привлечении Горбачев Д.О. к административной ответственности не допущено. С учетом изложенного, Горбачев Д.О. был обоснованно привлечен к административной ответственности за данное правонарушение. Административное наказание назначено в соответствии с санкцией ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Также, законно и обоснованно, в соответствии с требованиями п.2 ч.3 ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, принято решение о передаче в компетентный орган для уничтожения изъятой опасной продукции, включенной также в перечень безвозмездно изъятых водных биологических ресурсов, которые в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, они, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению.
Таким образом, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление главного государственного санитарного врача зоны ответственности ЦГСЭН, территориальный, <адрес> - ВрИО начальника Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, территориальный, <адрес> Советско-Гаванского района Хабаровского края З. <данные изъяты> о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Горбачев Д.О. - оставить без изменения.
Жалобу Горбачев Д.О. оставить без удовлетворения.
Судья подпись Юманов Д.К.
Копия верна. Судья Юманов Д.К.