Судья: Герасимова С.Е. Дело № 33-637
Докладчик: Зайцева Е.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 января 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Зайцевой Е.Н.
судей Дударёк Н.Г., Пискуновой Ю.А.
при секретаре Южиковой И.В.
с участием прокурора Коган А.Г.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отдела МВД России по Тяжинскому району Гросс Ю.А.
на решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 01 ноября 2016 года
по иску прокурора Тяжинского района Кемеровской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Отделу Министерства внутренних дел России по Тяжинскому району о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Тяжинского района Кемеровской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к Отделу МВД России по Тяжинскому району, в котором просит обязать ответчика оформить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по Тяжинскому району, оборудовать в камерах № ИВС Отдела МВД России по Тяжинскому району кнопки для вызова дежурных; установить ответчику срок для добровольного устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивировал тем, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Отдела Министерства внутренних дел России по Тяжинскому району Кемеровской области.
Проведенной прокуратурой Тяжинского района проверкой выявлены нарушения действующего законодательства, касающиеся порядка содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых, в совершении преступлений, а также отбывающих административный арест, в ИВС ОМВД России по Тяжинскому району.
В ОМВД России по Тяжинскому району имеется изолятор временного содержания. Проверкой установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности в ОМВД России по Тяжинскому району отсутствует. Данный факт подтверждается информацией начальника ОМВД России по Тяжинскому району, объяснениями опрошенных лиц. Из штатного расписания ИВС ОМВД России по Тяжинскому району следует, что в ИВС имеется должность заведующего медицинской частью ИВС ОМВД России по Тяжинскому району. Согласно должностной инструкции заведующего медицинской частью ИВС ОМВД России по Тяжинскому району в его должностные обязанности входит, в том числе оказание первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; проведении медицинских осмотров при поступлении, проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС; оказание скорой медицинской помощи; проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий при выявлении инфекционных больных и пр. Наличие лицензии на осуществлении медицинской деятельности является подтверждением соответствия оказываемой деятельности установленным нормам.
Проведенной проверкой также установлено, что в камерах ИВС ОМВД России по Тяжинскому району №№ отсутствует кнопка для вызова дежурного. Факт отсутствия кнопок для вызова дежурного в указанных камерах подтверждается актами обследования данных помещений от ДД.ММ.ГГГГ.
Отсутствие в камерах кнопки для вызовов дежурного и медицинской лицензии на оказание медицинской помощи, а также не оборудование медицинского кабинета может негативно повлиять на жизнь и здоровье подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей. Обязанность по принятию мер по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности, оборудованию камер ИВС ОМВД России по Тяжинскому району кнопками вызова дежурного, должна быть возложена на ОМВД России по Тяжинскому району.
Прокурор Огнев А.В., участвующий в деле, иск поддержал.
Представитель ответчика и третьего лица Главного управления МВД России по Кемеровской области Гросс Ю.А., действующая на основании доверенностей, против удовлетворения иска возражала.
Решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 01 ноября 2016 года постановлено:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Отдел МВД России по Тяжинскому району оформить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по Тяжинскому району.
Обязать Отдел МВД России по Тяжинскому району оборудовать в камерах № изолятора временного содержания Отдела МВД России по Тяжинскому району кнопки для вызова дежурных.
Установить Отделу МВД России по Тяжинскому району срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе представитель Отдела МВД России по Тяжинскому району Гросс Ю.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права и без учета фактических обстоятельств дела.
Указывает, что временно исполняющим обязанности начальника Отдела во избежание дальнейших нарушений было издано распоряжение №5-р от 11 октября 2016 года о запрете оказания медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым медицинским работником ИВС. ДД.ММ.ГГГГ в указанное распоряжение внесено дополнение о том, что начальнику ИВС Отдела МВД России по Тяжинскому району в случае обращения лиц, содержащихся в ИВС, с жалобами на состояние здоровья, обеспечить вызов бригады скорой медицинской помощи. Данное распоряжение ответчик считает обоснованным и не нарушающим права и законные интересы лиц, содержащихся в ИВС.
Из журналов медицинской помощи административно арестованным, а так же вызова скорой медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым ИВС Отдела МВД России по Тяжинскому району усматривается, что записи об оказании медицинской помощи осуществляются фельдшерами скорой медицинской помощи. То есть фактически медицинская деятельность в ИВС Отдела заведующей медицинской части не осуществлялась.
Поскольку решением временно исполняющего обязанности начальника Отдела приостановлено осуществление медицинской деятельности в ИВС Отдела до получения лицензии, дающей право на осуществление медицинской деятельности в ИВС, медицинская помощь работником ИВС фактически не осуществляется, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований не имеется ввиду отсутствия предмета спора.
Указывает, что со стороны Отдела МВД принимаются все необходимые меры для установки кнопок вызова дежурного в камерах ИВС, однако, в связи с отсутствием финансирования, монтаж кнопок не произведен.
На апелляционную жалобу прокурором, участвующим в деле, Огневым А.В. принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя Отдела МВД России по Тяжинскому району Гросс Ю.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, прокурора Коган А.Г.,просившую решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" предусмотрено, что оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно принимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи.
Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя, в том числе, мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N 1115, Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 года медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно п. 2 указанной Инструкции при оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N 5487-1, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящей инструкцией.
При этом согласно п. 7.1 Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС.
В обязанности медицинского работника входит, в том числе оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи (п. 8.2 и 8.3).
Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих, и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний, пораженность педикулезом, чесоткой. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС.
В соответствии с п. 5 п. п. "г" Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково", лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет.
Также в силу п.2 ст. 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право на личную безопасность в местах содержания под стражей.
В соответствие со ст. 19 данного Закона при возникновении угрозы жизни и здоровью подозреваемого или обвиняемого либо угрозы совершения преступления против личности со стороны других подозреваемых или обвиняемых сотрудники мест содержания под стражей обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности подозреваемого или обвиняемого.
Так, положениями п. 45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД РФ N 950 от 22.11.2005 г. установлено, что камеры ИВС оборудуются, помимо прочего, кнопкой для вызова дежурного.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ОМВД России по Тяжинскому району имеется изолятор временного содержания. Из штатного расписания ОМВД России по Тяжинскому району следует, что в ИВС имеется должность заведующего медицинской частью.
Из п.3.2 должностной инструкции заведующей медицинской частью ИВС Отдела МВД России по Тяжинскому району заведующая медицинской частью ИВС осуществляет активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитных и других опасных заболеваний путём проведения медицинских осмотров при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС.
Согласно п.3.7 данной инструкции заведующая медицинской частью осуществляет выполнение рекомендаций и назначений врачей.
При этом, как установлено, лицензия на осуществление медицинской деятельности в ОМВД России по Тяжинскому району отсутствует.
Судом первой инстанции также установлено, что в камерах ИВС ОМВД России по Тяжинскому району № отсутствуют кнопки для вызова дежурного, что подтверждается актами обследования данных помещений от ДД.ММ.ГГГГ.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что осуществление в ИВС Отдела МВД России по Тяжинскому району медицинской деятельности в отсутствие лицензии, а также несоблюдение ответчиком обязательного требования об оборудовании камер ИВС кнопкой для вызова дежурного, создает угрозу жизни и здоровья подозреваемых, обвиняемых.
Данный вывод суда первой инстанции судебная коллегия находит верным, постановленным с учетом обстоятельств дела, требований норм материального и процессуального права, а доводы апеллянта несостоятельными, повторяющими позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, и направленными на переоценку его выводов, оснований для которой не имеется.
Так, доводы апелляционной жалобы о том, что временно исполняющим обязанности начальника Отдела МВД России по Тяжинскому району было издано распоряжение №5-р от 11 октября 2016 года о запрете оказания медицинским работником ИВС медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, не опровергает факт осуществления медицинской деятельности в ИВС.
Согласно п. 10 ст. 2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" N 323 от 21.11.2011 г. медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В связи с этим, то обстоятельство, что в ИВС введён запрет на оказание медицинской помощи, не имеют значение для дела, поскольку медицинская помощь в соответствие с вышеизложенными положениями является одной из разновидностью медицинской деятельности.
При этом, судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела было достоверно установлено, что в ИВС проводятся медицинские осмотры, что указывает на осуществление медицинской деятельности.
Более того, из показаний свидетеля ФИО, являющейся заведующей медицинской частью ИВС судом было установлено, что несмотря на введенный распоряжением временно исполняющего обязанности начальника Отдела №5-р от 11 октября 2016 года запрет, в ИВС осуществлялась деятельность по оказанию медицинской помощи в виде лечения, кроме амбулаторной помощи, связанной с инъекциями. Так, заведующая медицинской частью ИВС самостоятельно принимала решения о необходимости выдачи лекарственных веществ, препаратов.
Оснований подвергать сомнениям показания свидетеля, судебная коллегия не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанности по принятию меры по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Также, вопреки доводу апеллянта, отсутствие необходимого финансирования не освобождает ответчика от обязанности по оборудованию камер ИВС кнопками для вызовов дежурного.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 01 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отдела МВД России по Тяжинскому району Гросс Ю.А.- без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Н. Зайцева
Судьи: Н.Г.Дударёк
Ю.А.Пискунова