Дело № 2-138/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г. Канск Красноярского края 14 февраля 2020 года
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Конищевой И.И., при секретаре Катунине В.А., с участием прокурора – помощника Канского межрайонного прокурора Хохлова И.А., истца Дудочкина Ю.В., представителя ответчика Барминой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Дудочкина Юрия Викторовича к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района» о взыскании недоначисленной заработной платы,
установил:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах Дудочкина Юрия Викторовича обратился в суд с иском к ООО «Коммунальщик Канского района», в котором просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за период с января по май 2019 года в размере 25930,47 рубля.
В ходе судебного разбирательства сторона истца – помощник Канского межрайонного прокурора Хохлов И.А., Дудочкин Ю.В. поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ООО «Коммунальщик Канского района» Бармина О.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, полагая расчет неправильным.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 15 Конституции Российской Федерации предусматривает, что Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статья 72 Конституции РФ относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вопросы трудового законодательства. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с ч. 1 и 2 настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (п. 5 ст. 76).
Согласно ст. 11 ТК РФ все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих норму трудового права. В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим договором, правилами внутреннего трудового распорядка.
Статья 133 ТК РФ предусматривает, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Министерство труда Российской Федерации в разъяснении от 11.09.1995 г. № 3, утв. Постановлением Министра труда Российской Федерации от 11.09.1995 года № 49 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего, Востока и коэффициентов» процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях, подтвердив сложившуюся правоприменительную практику, указало, что процентные надбавки и коэффициенты начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет.
Таким образом, районный коэффициент и процентная надбавка должны начисляться на заработок, определенный в соответствии с установленной системой оплаты труда.
В силу прямого предписания Конституции РФ (ч. 3 ст. 37) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с ч. 1 ст. 133 ТК РФ величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции РФ и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Постановлением Администрации Красноярского края от 21.08.92 № 311-п «Об установлении районного коэффициента» установлен единый районный коэффициент к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов края, равный 1,3. Постановлением Совета Министров и ВЦСПС от 24 сентября 1989 года № 794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена выплата процентной надбавки к заработной плате за непрерывный стаж работы южных районах Красноярского края, которым ранее не была установлена такая надбавка (в их состав входит, в том числе, и Канский район). В соответствии с п. 1 Постановления № 794, определенные им надбавки к заработной плате устанавливаются в размере 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие два года работы, но не свыше 30%. Данные акты в настоящее время не отменены и не изменены, следовательно, применяются при регулировании трудовых правоотношений.
Статьей 1 Федерального закона от 25.12.2018 N 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2019 на территории Российской Федерации установлен минимальный размере оплаты труда в сумме 11280 рублей в месяц.
Следовательно, заработная плата за отработанную месячную норму рабочего времени и выполнения нормы труда должна быть начислена не менее МРОТ: 11280 рубля с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента 30% и надбавки за стаж работы 30%, т.е. не менее 18048 рублей. Данная позиция закреплена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-п.
Упомянутым выше Постановлением Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017 г. признаны не противоречащими Конституции РФ взаимосвязанные положения ст. 129, ч.ч. 1, 3 ст. 133, ч.ч. 1 – 4, 11 ст. 133.1 ТК РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом указано, что выявленный в Постановлении конституционно-правовой смысл выше обозначенных положений Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
В силу положений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 27.02.2018 № 252-О-Р, отказ судов первой или апелляционной инстанции после провозглашения Постановления Конституционного Суда РФ от 07.12.2017№ 38-П в удовлетворении требований заявителей на основании указанных законоположений в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в этом Постановлении, недопустим в силу правовых позиций, изложенных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, а соответствующие судебные решения подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.
При пересмотре по предусмотренным процессуальным законодательством основаниям в кассационном или надзорном порядке вынесенных по данному вопросу судебных постановлений, основанных на соответствующих нормах в истолковании ином, чем выявленный Конституционным Судом РФ их конституционно-правовой смысл, суды также должны в силу правовых позиций, выраженных в Постановлении Конституционного Суда РФ от 08.11.2012 № 25-П, руководствоваться его Постановлением от 07.12.2017 № 38-П.
При этом, суд в любом случае учитывает, что обратная сила постановлений Конституционного Суда РФ может иметь место, когда речь идет: об изменении правового регулирования ранее существовавших отношений; у участвовавших в правоотношении сторон появляются новые права и обязанности; постановление улучшает положение лица.
Как установлено в судебном заседании, Дудочкин Ю.В. на основании трудового договора, а также дополнительных соглашений к нему, работает в ООО «Коммунальщик Канского района» машинистом котельной. По условиям трудового договора, дополнительных соглашений к нему заработная плата работника состоит из должностного оклада - 6909,16 рубля, компенсационных выплат: районный коэффициент - 30%, процентная надбавка за стаж работы - 30%, доплата за вредные условия труда - 12%.
На основании личного заявления работника от 21.05.2019 Дудочкину Ю.В. изменили условия о режиме труда и оплаты труда в связи с переводом на неполный рабочий день.
Поскольку судом установлено, что работодателем заработная плата работнику начислялась и выплачивалась с нарушением вышеуказанных требований трудового законодательства, а именно оплата труда работника за работу в праздничные дни, в ночное время, сверхурочные работы в период с января по май 2019 года включена в состав заработной платы, не превышающей установленного на территории Красноярского края МРОТ, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, с учетом фактически отработанного работником времени причитающиеся суммы заработной платы подлежат взысканию:
Норма часов в январе 2019 года – 136 часов, отработано работником 192 часа, из них: 48 ч - работа в праздничный день, 64 ч - работа в ночное время.
192 ч - 48 ч (праздничные) =144 ч (работа по норме)
11280 руб. (МРОТ федеральный) / 136 ч (норма времени в январе 2019 г.) = 82,94 руб. (стоимость одного часа работы в январе 2019 г.).
82,94 руб. руб. * 144 ч (отработано работником по норме)= 11943,36 руб. (должно быть начислено по норме без учета праздничных).
6909,16 руб. (должностной оклад) /136 ч = 50,78 руб. (тарифная ставка за час работы).
50,80 руб. руб. * 2 ч * 48 ч (работа в праздничный день в двойном размере) = 4 876,80 руб. (должно быть начислено за работу в праздничные дни).
50,80 руб. *40% (доплата за работу в ночное время) *64 ч (ночные часы) = 1300,48 руб. (должно быть начислено за работу в ночное время).
50,80 руб. * 12% (доплата за вредность) * 192 ч = 1170,43 руб.
Итого: 11943,36 руб. + 4 876,80 руб.+ 1300,48 руб.+1170.43 руб. = 19291,07 * 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) =30865,71 руб. (должно быть начислено всего) - 26 277,21 руб. (фактически начислено) = 4588,50 рубля недоначислено в январе 2019 года.
Норма часов в феврале 2019 года - 159 ч. Отработано работником 168 ч, из них: 4 ч - работа в праздничный день, 56 ч - работа в ночное время, 5 ч сверхурочная работа.
11280 руб. (МРОТ федеральный) / 159 ч (норма времени в феврале 2019 г.) = 70,94 руб. (стоимость одного часа работы в феврале 2019 г.).
168 ч-4 ч = 164 ч (работа по норме).
70,94 руб. руб. * 159 час. (отработано работником по норме без учета праздничных и сверхурочных)= 11279,46 руб. (должно быть начислено по норме).
6909,16 руб. (должностной оклад) /159 ч = 43,45 руб. (тарифная ставка за час работы).
43,45 руб. руб. *40% (оплата за работу в ночное время) *56 ч (ночные часы) = 973,28 руб. (должно быть начислено за работу в ночное время).
43,45 руб. * 12% (доплата за вредность) * 168 ч = 876 руб.
43,45 руб. * 2 ч * 4 ч = 347,60 руб. (должно быть начислено за работу в праздничные дни).
(43,45 руб. * 1,5 * 2 ч)+(43,45 * 2 * 3 ч) = 391,05 руб. (должно быть начислено за работу сверхурочно).
Итого: 11 279,46 руб.+ 973,28 руб. + 876 руб. + 347,60 руб. + 391,05 руб. = 13 867,39 * 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 22 187,82 руб. (должно быть начислено всего) - 16 707,64 руб. (фактически начислено) = 5 480,18 руб. (недоначислено) - 1338,36 руб. (доначислено до МРОТ) = 4 141,82 рубля недоначислено в феврале 2019 года.
Норма часов в марте 2019 года - 159 ч. Отработано работником 184 ч, из них: 58 ч. - работа в ночное время, 8 ч - работа в праздничные дни.
11280 руб. (МРОТ федеральный) / 159 ч (норма времени в феврале 2019 г.) = 70,94 руб. (стоимость одного часа работы в марте 2019 г.).
184 ч - 8 ч (праздничные) =176 ч (по норме).
176 ч - 159 ч = 17 ч (сверхурочно).
70,94 руб. руб. * 176 час. (отработано работником по норме)= 12485,44 руб. (должно быть начислено по норме).
6909,16 руб. (должностной оклад) /159 ч = 43,45 руб. (тарифная ставка за час работы).
43,45 руб. руб. *40% (оплата за работу в ночное время) *58 ч (ночные часы) = 1008,04 руб. (должно быть начислено за работу в ночное время).
43,45 руб. * 12% (доплата за вредность) * 184 чс. = 959,37 руб.
43.45 руб. * 2 ч * 8 ч = 695,20 руб. (должно быть начислено за работу в праздничные дни).
(43,45 руб. * 1,5 * 2 ч)+(43,45 * 2 * 6 ч) = 651,75 руб. (должно быть начислено за работу сверхурочно).
Итого: 12 485,44 руб.+ 1 008,04 руб.+ 959,37 руб. + 695,20 руб. + 651,75 = 15 799,80 руб. * 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 25 279,68 руб. (должно быть начислено всего) - 18476,84 руб. (фактически начислено) = 6 802,84 руб. недоначислено в марте 2019 года.
Норма часов в апреле 2019 года - 175 ч. Отработано работником 176 ч, из них: 62 ч - работа в ночное время.
11280 руб. (МРОТ федеральный) /175 ч (норма времени в апреле 2019 г.) = 64,46 руб. (стоимость одного часа работы в апреле 2019 г.).
64.46 руб. руб. * 176 ч (отработано работником по норме)= 11 344,96 руб.(должно быть начислено по норме).
6909,16 руб. (должностной оклад) /175 ч = 39,48 руб. (тарифная ставка за час работы).
39,48 руб. руб. *40% (оплата за работу в ночное время) *62 ч (ночные часы) = 979,10 руб. (должно быть начислено за работу в ночное время).
39,48 руб. * 12% (доплата за вредность) * 176 ч = 833,81 руб.
Итого: 11344,96 руб.+ 979,10 руб.+ 833,81 = 13 157.37 руб. * 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 21 051,79 руб. (должно быть начислено всего) - 18 046 руб. (фактически начислено) = 3005,79 рубля недоначислено в апреле 2019 года.
Норма часов в мае 2019 года - 143 ч. Отработано работником 184 ч, из них: работа в ночное время 64 ч.
11280 руб. (МРОТ федеральный) /143 ч (норма времени в мае 2019 г.) = 78,88 руб. (стоимость одного часа работы в мае 2019 г.).
184 ч-143 ч = 41 ч - сверхурочно.
78,88 руб. руб. * 143 ч (отработано работником по норме)= 11 279,84 руб. (должно быть начислено по норме).
6909,16 руб. (должностной оклад) /143 ч = 48,31 руб. (тарифная ставка за час работы).
48.31 руб. руб. *40% (оплата за работу в ночное время) *64 ч (ночные часы) = 1236,73 руб. (должно быть начислено за работу в ночное время).
48,31 руб. * 12% (доплата за вредность) * 184 ч = 1066,68 руб.
(48,31 руб. * 1,5 * 2 ч)+(48,31 * 2 * 39 ч) = 3 913,11 руб. (должно быть начислено за работу сверхурочно).
Итого: 11 279,84 руб.+ 1236,73 руб.+ 1066,68 руб. + 3 913.11 руб. = 17 496,36 руб. * 1,6 (районный коэффициент 30% и надбавка за стаж работы 30%) = 27 994,18 руб. (должно быть начислено всего) - 20 602,66 руб. (фактически начислено) = 7 391,52 рубля недоначислено в мае 2019 года.
Всего на сумму 25 930,47 рубля.
Таким образом, расчеты недоначисленной заработной платы, представленные стороной истца, судом проверены, алгоритм расчета признается верным, соответствующим данным начислениям заработной платы за указанный период, согласно имеющимся в деле расчетным листкам Дудочкина Ю.В. и расчета заработной платы за спорный период.
Довод представителя ответчика ООО «Коммунальщик Канского района» о том, что в январе, марте и мае 2019 года заработная плата Дудочкину Ю.В. начислялась и выплачивалась с соблюдением требований трудового законодательства согласно окладу и штатному расписанию, а в феврале, апреле 2019 года заработная плата недоначислена в размере 2361,03 рубля, суд находит необоснованным, поскольку данный довод основан на неправильном толковании норм трудового законодательства РФ и Постановления Конституционного Суда РФ № 38-п от 07.12.2017.
При таких обстоятельствах суд полагает, что исковые требования Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Дудочкина Ю.В., к ООО «Коммунальщик Канского района» о взыскании заработной платы, подлежат удовлетворению, и с работодателя в пользу Дудочкина Ю.В. подлежит взысканию заработная плата за период с января по май 2019 года в размере 25 930,47 рубля.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В силу ст. 13 НК РФ государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам. Согласно п. 6 ст. 52 НК РФ, сумма налога исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
С учетом положений ст. 103 ГПК РФ, п. п. 1 и 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ООО «Коммунальщик Канского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 978 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Дудочкина Юрия Викторовича к Обществу с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района» о взыскании недоначисленной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района» пользу Дудочкина Юрия Викторовича недоначисленную заработную плату за период с января по май 2019 года в размере 25 930 (двадцать пять тысяч девятьсот тридцать) рублей 47 копеек.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик Канского района» в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 978 (девятьсот семьдесят восемь) рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.И. Конищева
В окончательной форме
решение принято 24.02.2020.