Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-415/2018 ~ М-398/2018 от 07.06.2018

Дело № 2-415/2018 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июля 2018 года                    г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шороховой Н.В.

при секретаре Матвеевой И.А.,

с участием истца Кривцовой Н.В., ее представителя Жогиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кривцовой Натальи Вячеславовны к Администрации рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Кривцова Н.В. обратилась в Райчихинский городской суд Амурской области с иском к Администрации рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области о предоставлении жилого помещения, указав в его обоснование, что она, Кривцова Наталья Вячеславовна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением <данные изъяты>.

Постановлением Главы Администрации рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Б.Л.С. назначена ее опекуном.

В ДД.ММ.ГГГГ она поступила на обучение в <адрес>.

Постановлением Администрации р.п. (п.г.т.) Прогресс Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ она поставлена на учет внеочередного получения жилой площади.

Она обращалась в Администрацию р.п. (п.г.т.) Прогресс Амурской области с заявлением (вх. № ДД.ММ.ГГГГ ) для решения вопроса о предоставлении жилого помещения.

Ответ Администрации (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) не содержал конкретной информации о сроках предоставления жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 20 лет.

ДД.ММ.ГГГГ у нее закончилось обучение в <данные изъяты> Жилья у нее не имеется, она остро нуждается в его предоставлении. Собственного жилья либо по договору найма в пользовании не имеет. По договору специализированного найма жилым помещением не обеспечена. Она имеет право на неоднократное получение от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства, благоустроенного жилого помещения, в связи с чем нарушены ее права и законные интересы.

На основании изложенного, просит суд обязать органы местного самоуправления в лице Администрации рабочего поселка (п.г.т.) Прогресс Амурской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим нормам в черте рабочего поселка (п.г.т.) Прогресс Амурской области.

В судебном заседании истец Кривцова Н.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, уточнив их в части площади предоставления жилого помещения – не менее 28 кв.м., просила суд обязать органы местного самоуправления в лице Администрации рабочего поселка (п.г.т.) Прогресс Амурской области предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленной социальной нормы, отвечающее санитарным и техническим нормам в черте рабочего поселка (п.г.т.) Прогресс Амурской области.

Представитель истца Жогина О.В. заявленные ее доверителем Кривцовой Н.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, просила суд обязать органы местного самоуправления в лице Администрации рабочего поселка (п.г.т.) Прогресс Амурской области предоставить Кривцовой Н.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленной социальной нормы – 28 кв.м., отвечающее санитарным и техническим нормам в черте рабочего поселка (п.г.т.) Прогресс Амурской области.

Представитель ответчика Администрации рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении рассмотрения дела либо проведении судебного заседания в свое отсутствие, направил в суд письменный отзыв, в котором указал о том, что постановлением Администрации рабочего поселка (п.г.т.) Прогресс Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Кривцова Н.В. поставлена на учет внеочередного получения жилой площади. По Списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, значится 135 человек, из них достигших 18-летнего возраста – 61. Очередь сформирована согласно хронологическому порядку постановки на учет. Кривцова Н.В. значится в Списке под . Не обеспеченными жилыми помещениями остается большое количество детей, деньги на приобретение квартир выделяются по федеральной программе, которые областное Министерство образования распределяет по городам и районам. В ДД.ММ.ГГГГ Министерство выделило денежные средства для приобретения всего 2-х квартир. Областная субвенция составила 1 174 800,00 руб. По решению суда необходимо предоставить 8 квартир. Очередь по предоставлению квартир движется очень медленно. Специализированные жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот по Списку в порядке очередности, исходя из времени включения в Список. На сегодняшний день не предоставлены жилые помещения лицам, состоящим на учете с ДД.ММ.ГГГГ. Объем предоставляемых субвенций недостаточен. Администрация рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области неоднократно обращалась в Министерство социальной защиты населения с вопросом об увеличении объема субвенций бюджету рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области. Денежных средств на решение данной проблемы недостаточно, в связи с высокой закредитованностью Амурской области, предельным объемом государственного долга, необходимостью секвестирования собственных расходов у области отсутствует возможность предусмотреть в региональном бюджете средства на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в полном объеме. В ДД.ММ.ГГГГ заложена субвенция для предоставления жилых помещений по договорам специализированного найма в сумме 1 174 800,00 руб., однако этой суммы недостаточно. Администрация рабочего поселка (пгт. ) Прогресс Амурской области исполнила свои обязательства перед Кривцовой Н.В. по постановке ее на соответствующий учет, по направлению документов для выделения средств. Денежных средств, необходимых для приобретения жилых помещений всем детям по Списку недостаточно, зависит от объема субвенции, бюджет рабочего поселка Прогресс Амурской области высоко дотационный, на 75%, Администрация рабочего поселка не может влиять на объем полученных субвенций на приобретение жилых помещений для указанной категории граждан. Полагала, в исковых требованиях Кривцовой Н.В. следует отказать, Администрация рабочего поселка не может исполнить данное требование.

Представитель соответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие либо отложении судебного заседания по делу по уважительной причине, письменного отзыва на иск не представил.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания по уважительной причине либо рассмотрении дела в свое отсутствие, письменного отзыва на исковое заявление не представил.

Представитель 3-го лица на стороне ответчика, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдела образования рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, не просил об отложении судебного заседания по уважительной причине либо рассмотрении дела в свое отсутствие, письменного отзыва на исковое заявление не представил.

Выслушав истца, ее представителя, изучив письменные материалы гражданского дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище.

В силу ч. 1 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Согласно ч. 2 ст. 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

На основании ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп.), к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; к детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Указанным Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст. 1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, в жилищных отношениях.

В соответствии с п. 1 ст. 8 вышеназванного нормативно-правового акта, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пункт 8 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 25 ноября 2013 года) устанавливает, что дополнительные гарантии прав этой категории детей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Порядок предоставления жилого помещения в Амурской области лицам, оставшимся без попечения родителей, урегулирован ст.ст. 4, 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

В соответствии с п. 4-8 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок следующими государственными полномочиями по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке: по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления (с изм. и доп.).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Кривцова Наталья Вячеславовна родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>

Постановлением Главы Администрации рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Б.Л.С. назначена опекуном над несовершеннолетними детьми, в том числе Кривцовой Натальей Вячеславовной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10).

Постановлением Главы Администрации рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ Кривцова Наталья Вячеславовна, ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учет внеочередного получения жилой площади (л.д. 11).

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ истец поступила на обучение в <адрес>, что подтверждается справкой <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которой Кривцова Н.В. обучается по очной форме и является студентом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12).

Для решения вопроса о предоставлении жилого помещения истец Кривцова Н.В. с заявлением, вх. № ДД.ММ.ГГГГ , обращалась в Администрацию рабочего поселка (п.г.т.) Прогресс Амурской области (л.д. 13).

Ответчиком ДД.ММ.ГГГГ за исх. был дан ответ о формировании Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, номере очереди истца – 21 (л.д. 13).

Из пояснений истца, материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 20 лет, ДД.ММ.ГГГГ у нее закончилось обучение в <адрес> собственного жилья не имеется, договор социального, коммерческого, специализированного найма с ней ответчиком не заключался. Эти обстоятельства подтверждаются выпиской из ЕГРН Управления Росреестра по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24).

Включение истца Администрацией рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области в Список граждан, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, свидетельствует о том, что Кривцова Н.В. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете внеочередного получения жилья под (л.д. 31-32).

Проанализировав порядок предоставления жилого помещения по договору специализированного найма, суд считает, что обязанность по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа жилых помещений возлагается на орган местного самоуправления за счет средств субъекта РФ – Амурской области, поскольку именно органу местного самоуправления делегировано право принимать соответствующее решение.

Данному выводу корреспондирует п. 3 ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472–ОЗ, согласно которому объем субвенции на реализацию полномочий, установленных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, определяется в соответствии с методикой формирования объема субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов на финансовое обеспечение расходов по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, предоставление истцу Кривцовой Н.В., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения является обязанностью муниципального образования и не противоречит положениям ст. 5 и 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ об отнесении расходов по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по предоставлению Кривцовой Н.В. жилья подтверждено исследованными в судебном заседании доказательствами.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии у Администрации рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области обязанности по внеочередному предоставлению истцу Кривцовой Н.В. жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, которая ею надлежащим образом не исполнена.

Постановлением Администрации рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера нормы предоставления общей площади жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» в целях реализации полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями утверждена норма предоставления общей площади в размере не менее 28,0 кв.м. (л.д. 33),

Доводы ответчика Администрации рабочего поселка (п.г.т.) Прогресс Амурской области о дефиците бюджета муниципального образования, недостаточном объеме выделяемой Амурской областью субвенции для приобретения детям–сиротам жилых помещений, судом принимаются во внимание, вместе с тем данные обстоятельства не снимают с ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору специализированного найма жилого помещения.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные Кривцовой Н.В. исковые требования подлежат удовлетворению.

Учитывая указанные обстоятельства, исследованные доказательства, по мнению суда, на Администрацию рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области следует возложить обязанность по предоставлению истцу Кривцовой Н.В. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, общей площадью не менее 28 кв.м., расположенное в черте рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области, благоустроенное применительно к условиям рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

удовлетворить исковые требования Кривцовой Натальи Вячеславовны к Администрации рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области о предоставлении жилого помещения в полном объёме.

    Обязать Администрацию рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области предоставить Кривцовой Наталье Вячеславовне по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение общей площадью не менее 28 кв.м., расположенное в черте рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области, благоустроенное применительно к условиям рабочего поселка (пгт.) Прогресс Амурской области, отвечающее санитарным нормам и техническим требованиям.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Райчихинский городской суд Амурской области в течение одного месяца со дня вынесения.

Председательствующий судья:            Н.В. Шорохова

2-415/2018 ~ М-398/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кривцова Наталья Вячеславовна
Ответчики
Администрация рабочего послека (пгт) Прогресс
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Другие
Отдел образования рп (пгт) Прогресс амурской области
Жогина Оксана Васильевна
Министерство финансов Амурской области
Суд
Райчихинский городской суд Амурской области
Судья
Шорохова Н.В.
Дело на странице суда
raichihinskiy--amr.sudrf.ru
07.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.06.2018Передача материалов судье
09.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.07.2018Подготовка дела (собеседование)
12.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.07.2018Судебное заседание
24.07.2018Судебное заседание
24.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее