РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 января 2021 г.Самара
Советский районный суд г.Самары в составе:
судьи Смоловой Е.К.,
при секретаре Зиминой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-280/2021 по иску Кучаева М.Н. к ООО "ЭкоСтройРесурс" о защите прав потребителей,
установил:
Истец Кучаев М.Н. обратился в суд с иском, в котором указал, что ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в ООО "ЭкоСтройРесурс", в котором просил сделать перерасчет за услугу по вывозу ТБО по месту временной регистрации в г. Самара с ДД.ММ.ГГГГ. Перерасчет в установленные сроки не сделали.
Ссылаясь на вышеизложенное, истец просил признать нарушенным право на получение ответа с произведенным перерасчетом ООО "ЭкоСтройРесурс" на заявление потребителя от ДД.ММ.ГГГГ., взыскать с ООО "ЭкоСтройРесурс" компенсацию морального в сумме <данные изъяты> руб., обязать ООО "ЭкоСтройРесурс" сделать перерасчет за услугу вывоза ТБО по месту временной регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела, истцом были представлены дополнения к исковому заявлению, согласно которым в ДД.ММ.ГГГГ. истец получил дебетовое авизо от ООО "ЭкоСтройРесурс", согласно которому необходимо погасить дебиторскую задолженность в сумме <данные изъяты> руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. истцом оплачены услуги ООО "ЭкоСтройРесурс" в сумме <данные изъяты> руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ на основании расчета: с декабря по ДД.ММ.ГГГГ. -<данные изъяты> руб.= <данные изъяты> руб.
В дополнении к исковому заявлению, истцом были уточнены исковые требования, просил признать нарушенным право на получение ответа с произведенным перерасчетом ООО "ЭкоСтройРесурс" на заявление потребителя от ДД.ММ.ГГГГ., взыскать с ООО "ЭкоСтройРесурс" компенсацию морального в сумме <данные изъяты> руб., обязать ООО "ЭкоСтройРесурс" сделать перерасчет за услугу вывоза ТБО по месту временной регистрации с ДД.ММ.ГГГГ., взыскать ООО "ЭкоСтройРесурс" расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> руб., почтовые расходы в размере <данные изъяты> руб.
Истец Кучаев М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснил, что ответчик насчитал за услугу вывоза ТБО за 3 года, в то время, как в этот период истец отсутствовал, заявление о перерасчете передавал через секретаря, но ответа не последовало.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, извещен надлежаще, представил письменный отзыв, в котором в иске просил отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Суд, выслушав пояснения явившегося участника процесса, исследовав письменные материалы гражданского дела, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (п.1).
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5).
Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (п. 3 ст. 154 ЖК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исхода из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 16 ст. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также в связи с изменением правового регулирования и необходимостью определения статуса регионального оператора Правительством Российской Федерации 12 ноября 2016 года принято постановление N 1156 об утверждении Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливающими порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории Российской Федерации. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 3 раздел I). При этом, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (п. 4 раздел I).
Согласно ч. 4 ст. 24.7 Закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В силу ч. 20 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз ТКО применимы правила ГК РФ о публичном договоре.
Согласно п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Из содержания п. 8 (17) раздела I (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года N 1156 следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, с учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
ДД.ММ.ГГГГ между <данные изъяты> и ООО «ЭкоСтройРесурс», наделенного по результатам конкурсного отбора статусом регионального оператора на территории Самарской области, заключено соглашение об осуществлении деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Самарской области (л.д.47-53).
Согласно п. 2.16 данного соглашения региональный оператор начинает осуществлять деятельность по обращению с ТКО с установленной даты применения утвержденного (принятого) уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области в сфере регулирования тарифов единого тарифа на услуги регионального оператора, но не позднее чем с ДД.ММ.ГГГГ.
Предельный тариф на услуги регионального оператора на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлен приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ N 846 "Об установлении единого предельного тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО "ЭкоСтройРесурс". Приказ вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 20.12.2018г,, а также в газете "Волжская коммуна", N 343(30578),25.12.2018.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, временно зарегистрирован по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством № о регистрации по месту пребывания.
Судом установлено также, что истец обратился к ответчику - ООО "ЭкоСтройРесурс" об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, мотивируя данное обращение не проживанием по адресу: г. <адрес> период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства истец считает основанием для перерасчета ему платы за услугу по обращению с ТКО.
Однако суд не может согласиться с данным доводом, исходя из следующего.
Согласно Письму Минстроя России от 26.02.2019 N 6592-ОГ/06 «По вопросу платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и перерасчета такой платы» порядок оказания и оплаты коммунальных услуг, в том числе услуги по ТКО, регулируется положениями ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение. В соответствии с частью 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При этом предусмотрена возможность пересчета платы за обращение с ТКО в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (пункт 148(44) Правил N 354). Обязанность по подтверждению факта отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан лежит на собственнике жилого помещения (далее - потребитель коммунальной услуги), который вправе предоставить те документы, которые, по его мнению, подтверждают факт и продолжительность отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан (перечень таких документов открытый). Исполнитель коммунальной услуги в свою очередь вправе снимать копии с предъявляемых потребителем коммунальной услуги документов, проверять их подлинность, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления официальных запросов в выдавшие их органы и организации. При наличии сомнений в достоверности или достаточности предъявляемых документов исполнитель коммунальной услуги вправе установить соответствующий факт в судебном порядке.
Одновременно следует отметить, что орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принять решение по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 16 статьи 12 ЖК РФ и пункт 148(30) Правил N 354). В случае принятия такого решения, размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления ТКО. В данном случае в качестве расчетной единицы для домовладений принимается норматив накопления ТКО на 1 кв. метр общей площади жилого помещения. В случае установления платы за услугу по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования истца о перерасчете ему оплаты за услугу по обращению с ТКО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. несостоятельны, оснований для удовлетворения данных исковых требований суд не усматривает. Требования об обязании ответчика производить перерасчет оплаты в будущем согласно справкам, предоставленным истцом, не могут быть удовлетворены судом, поскольку согласно действующего законодательства, защите подлежит лишь оспоренное либо нарушенное право, защита прав на будущее не допускается.
Поскольку судом отказано в удовлетворении исковых требований в части перерасчета начисленных коммунальных платежей, при этом судом не установлено фактов нарушения ответчиком прав и законных интересов истца, не подлежат удовлетворению также и производные требования о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты> руб., расходов по оплате госпошлины размере <данные изъяты> руб., почтовых расходов в размере <данные изъяты> руб.
На основании выше изложенного, руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Кучаева М.Н. к ООО "ЭкоСтройРесурс" о защите прав потребителей отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через суд Советского района г.Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 04.02.2021г.
Судья: