Дело № 12-64/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 25 октября 2021 года
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Сухинина А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Меренковой Л.А.,
рассмотрев жалобу Гончарова С.В. на постановление № 172/КА/2021 о назначении административного наказания от 29 июня 2021, вынесенное ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Климовой Аллой Андреевной, которым Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Климовой А.А. № 172/КА/2021 от 29.06.2021, Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 3-6).
Гончаров С.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление (л.д. 1-2).
В жалобе Гончаров С.В. просит постановление отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании Гончаров С.В. доводы жалобы поддержал, просил переквалифицировать совершенное правонарушение на ч.1 ст. 6.3. КоАП или расценить совершенное им деяние, как малозначительное и ограничиться предупреждением.
Центрально-Черноземное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежаще извещенное о слушании дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении дела не просило, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 80).
Ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Климова А.А., надлежаще извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась (л.д. 80).
Суд считает возможным рассмотреть жалобу Гончарова С.В. в отсутствие представителей Центрально-Черноземного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Изучив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска установленного законом срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Постановление вручено должностному лицу Гончарову С.В. 29.06.2021, жалоба сдана в организацию почтовой связи 09.07.2021, следовательно, срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении не пропущен.
Как следует из жалобы, постановлением № 172/КА/2021 о назначении административного наказания от 29 июня 2021, вынесенным ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Климовой Аллой Андреевной, Гончаров Сергей Викторович признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2. КоАП, выразившегося в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Гончаров С.В. не согласен с назначенным наказанием. В качестве доказательств, опровергающих его вину, он указывает, что ранее не привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2. КоАП, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб. Выявленное нарушение добровольно устранено.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 4.2. КоАП обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
добровольное возмещение лицом, совершившим административноеправонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненноговреда.
Применение меры наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, в данном случае, носит неоправданно карательный характер и не отвечает целям административного наказания.
Просит применить положения о малозначительности совершенного административного правонарушения и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 21. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Просит отменить Постановление № 172/КА/2021 о назначении административного наказания от 29 июня 2021 и прекратить производство по делу (л.д. 1-2).
Как следует из постановления № 172/К А/2021 о назначении административного наказания от 29.06.2021, которым Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного в штрафа в размере 10 000 рублей, Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 04.06.2021 по 23.06.2021 в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду код объекта 20-0136-001640-П эксплуатируемого юридическим лицом - ООО «Специализированное хозяйство Московское», расположенным по адресу: Воронежская обл., Бобровский р-н, с, Семено-Александровка, западная часть кадастрового квартала <номер>, проведена плановая, выездная проверка на основании приказа № 558/п/В от 31.05.2021 подписанного руководителем Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора А.Ф. Карякиным о проведении плановой выездной проверки ООО «Специализированное хозяйство Московское».
В ходе проведения проверки 23.06.2021 в 15:00 установлено, что должностным лицом - заместителем главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончаровым С.В. допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое иди косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 39 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 51 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы, которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) -вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Статьей 11 Федерального закона от 24,06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее 89-ФЗ) установлены требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. Согласно данной статье, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В ходе визуального осмотра территории ООО «Специализированное хозяйство Московское» установлено, что допускается накопление отходов в неустановленных и необорудованных местах:
возле здания энергоцеха допускается накопление отходов металлолома на площадке без твердого водонепроницаемого покрытия, обваловки. навеса, (фото 2) точка с координатами <номер>;
возле забора у корпуса для содержания свиней осуществляется накопление пластиковой тары, деревянных поддонов на площадке без твердого водонепроницаемого покрытия, обваловки, навеса, (фото 2/1) на земельном участке возле автотранспортного цеха допускается накопление отходов металлолома (5 класс опасности в соответствии с фкко), воздушных фильтров (4 класс опасности в соответствии с ФККО) на площадке без твердого водонепроницаемого покрытия, обваловки. навеса (фото 3, 4);
в ходе осмотра лагун установлено, что навозные стоки от корпусов содержания свиней поступают в 1 лагуну, выполненную из бетона в которой расположен погружной насос. Навозные стоки из данной лагуны подаются на сепаратор, где происходит разделение навозных стокой на жидкую и твердую фракцию. Твердая фракция вывозится на участок, который ранее использовался как навозонакопитель и складируется вдоль оборудованной дороги. Имеются оборудованные бурты из твердой фракции навоза, поросшие сорной растительностью, оставшиеся с 2020 года. Площадка для складирования твердой фракции навоза не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, не защищена от воздействия атмосферных осадков (фото 19-20);
в ходе осмотра крематора установлено, что зола от сжигания биологических отходов (4 класс опасности в соответствии с ФККО) накапливается за территорией крематорной на земельном участке без твердого водонепроницаемого покрытия, без навеса, вне контейнеров, (фото 21-22).
В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2,1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Допускается накопление отходов производства, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть обезврежены, утилизированы на предприятиях, на которых такие отходы образованы.
Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:
- на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
218. Условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Тара для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов должна иметь маркировку, характеризующую находящиеся в ней отходы.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства должностным липом - заместителем главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончаровым Сергеем Викторовичем допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Лицом, допустившим данное правонарушение, является должностным лицом - заместителем главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончаровым Сергеем Викторовичем.
Смягчающих и отягчающих обстоятельств при рассмотрении дела не установлено. Учтены обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение, характер административного правонарушения, и то. что ранее лицо к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось.
Постановлено признать должностное лицо - заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончарова Сергея Викторовича виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП, выразившимся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 3-6).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП).
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,.. . устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП, судья, осуществляющий производство делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства могут иметь заранее установленную силу.
Исходя из ч. 3 ст. 30.6. KoAП судья, вышестоящее должностное лицо не связан доводами жалобы проверяют дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений ст. 28.2 КоАП, регламентирующих порядок составления протокола об административном правонарушении и его содержание, протокол составлен с учетом предъявляемых к нему требований, в том числе в протоколе отражено объяснение физического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъяснены их права и обязанности, о чем сделана запись в протоколе (часть 3); лица отразило в протоколе свои замечания (часть 4).
Согласно ст. 29.10 КоАП, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. Указанные требования при составлении протокола и постановления соблюдены.
Исходя из положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Как следует из ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. Согласно данной статье, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
215. Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:
- на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
216. Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
220. При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 показал, что у здания энергоцеха хранится вышедшее из строя оборудование, которое потом ремонтируется или с него снимаются какие либо части, для использования при ремонте другого оборудования.
При рассмотрении дела судом, с учетом осмотра доказательств в виде фототаблицы, пояснений свидетеля ФИО6, установлено, что в ящике, наряду с тепловыми пушками, хранятся производственные светильники, а на земле россыпью лежат иные части от электроприборов.
Суд не соглашается с доводами лица, привлекаемого к ответственности о том, что эти предметы хранятся недавно и к ним неприменимы нормы об отходах, так как они поросли травой, что свидетельствует о значительном времени их нахождения на почве.
Также суд не соглашается с доводами лица, привлекаемого к ответственности о том, что пластмассовые канистры и поддоны сложены несколько дней назад и их не успели убрать и к ним неприменимы нормы об отходах, так как через поддоны и канистры видны поросли травы, что свидетельствует о значительном времени их нахождения на почве.
Суд не может согласиться с доводами лица, привлекаемого к ответственности о том, что у здания автотранспортного цеха не имеется накопления металлолома, а фильтры сложены недавно и их не успели убрать, следовательно к ним неприменимы нормы об отходах, так как на фото 3 и 4 видно, что часть, размещенных на почве предметов, имеют повреждения, в том числе в виде деформации, и не могут быть использованы как изделие, а следовательно являются металлоломом, указанные металлические и иные предметы, покрыты порослями травы, что свидетельствует о значительном времени их нахождения на почве.
Факт нахождения на почве отходов от кремации, лицом, привлекаемым к ответственности не отрицается.
Вменение лицу того, что твердая фракция вывозится на участок, который ранее использовался как навозонакопитель и складируется вдоль оборудованной дороги, имеются оборудованные бурты из твердой фракции навоза, поросшие сорной растительностью, оставшиеся с 2020 года, площадка для складирования твердой фракции навоза не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, не защищена от воздействия атмосферных осадков, (фото 19-20), не образуют объективной стороны административного правонарушения,, так как в соответствии с положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 № 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
В соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.
Требований о том, что навоз должен находиться на асфальтированной площадке или ином твердом покрытии, указанные нормативные акты не содержат.
Требование о запрете складирования отходов производства и потребления на почву, не может быть применено к навозу, так как он к отходам производства и потребления не относится, что подтверждается п. 3.16. ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для признания деяния, совершенного Гончаровым С.В. малозначительным.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, определенном санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП.
С учетом того, что совершенное Гончаровым С.В. деяние нарушает как нормы права об отходах производства и потребления, так и санитарные нормы, суд не находит оснований для переквалификации деяний, совершенных Гончаровым С.В. на ч. 1 ст. 6.3 КоАП.
Иных доводов, позволивших бы усомниться в законности и обоснованности вынесенного постановления в отношении Гончарова С.В., в жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах, действия Гончарова С.В. правильно квалифицированы административным органом по ч. 1 ст. 8.2 КоАП.
Постановление мотивировано, законно и обоснованно, им дана оценка имеющихся в деле доказательств, оно не противоречит требованиям КоАП и оснований для его отмены, суд не усматривает.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления, не установлено.
Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Учитывая изложенное в совокупности, а также, что постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, наказание назначено в размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП, нарушений порядка привлечения должностного лица к административной ответственности не допущено, суд приходит к выводу о том, что Гончаров С.В. был правомерно привлечен к административной ответственности и оснований для отмены вынесенного по делу постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 и 30.7 КоАП, суд
РЕШИЛ:
Постановление № 172/КА/2021 от 29 июня 2021 года, вынесенное ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Климовой А.А., которым Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Гончарова С.В. - без удовлетворения.
Копию решения направить лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, не присутствовавшим в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в десятидневный срок со дня вручения его копии.
Судья А.Ю. Сухинин
Дело № 12-64/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Бобров
Воронежская область 25 октября 2021 года
Бобровский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Сухинина А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Меренковой Л.А.,
рассмотрев жалобу Гончарова С.В. на постановление № 172/КА/2021 о назначении административного наказания от 29 июня 2021, вынесенное ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Климовой Аллой Андреевной, которым Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением ведущего специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Климовой А.А. № 172/КА/2021 от 29.06.2021, Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 3-6).
Гончаров С.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление (л.д. 1-2).
В жалобе Гончаров С.В. просит постановление отменить и прекратить производство по делу.
В судебном заседании Гончаров С.В. доводы жалобы поддержал, просил переквалифицировать совершенное правонарушение на ч.1 ст. 6.3. КоАП или расценить совершенное им деяние, как малозначительное и ограничиться предупреждением.
Центрально-Черноземное Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежаще извещенное о слушании дела, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении дела не просило, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие их представителя (л.д. 80).
Ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Климова А.А., надлежаще извещенная о слушании дела, в судебное заседание не явилась (л.д. 80).
Суд считает возможным рассмотреть жалобу Гончарова С.В. в отсутствие представителей Центрально-Черноземного Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.
Изучив представленные материалы, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 30.3 КоАП жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска установленного законом срока указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Постановление вручено должностному лицу Гончарову С.В. 29.06.2021, жалоба сдана в организацию почтовой связи 09.07.2021, следовательно, срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении не пропущен.
Как следует из жалобы, постановлением № 172/КА/2021 о назначении административного наказания от 29 июня 2021, вынесенным ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Климовой Аллой Андреевной, Гончаров Сергей Викторович признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2. КоАП, выразившегося в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Гончаров С.В. не согласен с назначенным наказанием. В качестве доказательств, опровергающих его вину, он указывает, что ранее не привлекался к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2. КоАП, отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствует имущественный ущерб. Выявленное нарушение добровольно устранено.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 4.2. КоАП обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
добровольное возмещение лицом, совершившим административноеправонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненноговреда.
Применение меры наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, в данном случае, носит неоправданно карательный характер и не отвечает целям административного наказания.
Просит применить положения о малозначительности совершенного административного правонарушения и освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В п. 21. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» отмечено, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Просит отменить Постановление № 172/КА/2021 о назначении административного наказания от 29 июня 2021 и прекратить производство по делу (л.д. 1-2).
Как следует из постановления № 172/К А/2021 о назначении административного наказания от 29.06.2021, которым Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного в штрафа в размере 10 000 рублей, Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 04.06.2021 по 23.06.2021 в отношении объекта негативного воздействия на окружающую среду код объекта 20-0136-001640-П эксплуатируемого юридическим лицом - ООО «Специализированное хозяйство Московское», расположенным по адресу: Воронежская обл., Бобровский р-н, с, Семено-Александровка, западная часть кадастрового квартала <номер>, проведена плановая, выездная проверка на основании приказа № 558/п/В от 31.05.2021 подписанного руководителем Центрально-Черноземного межрегионального Управления Росприроднадзора А.Ф. Карякиным о проведении плановой выездной проверки ООО «Специализированное хозяйство Московское».
В ходе проведения проверки 23.06.2021 в 15:00 установлено, что должностным лицом - заместителем главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончаровым С.В. допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 КоАП.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое иди косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 39 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 51 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы, которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) -вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Статьей 11 Федерального закона от 24,06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее 89-ФЗ) установлены требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. Согласно данной статье, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В ходе визуального осмотра территории ООО «Специализированное хозяйство Московское» установлено, что допускается накопление отходов в неустановленных и необорудованных местах:
возле здания энергоцеха допускается накопление отходов металлолома на площадке без твердого водонепроницаемого покрытия, обваловки. навеса, (фото 2) точка с координатами <номер>;
возле забора у корпуса для содержания свиней осуществляется накопление пластиковой тары, деревянных поддонов на площадке без твердого водонепроницаемого покрытия, обваловки, навеса, (фото 2/1) на земельном участке возле автотранспортного цеха допускается накопление отходов металлолома (5 класс опасности в соответствии с фкко), воздушных фильтров (4 класс опасности в соответствии с ФККО) на площадке без твердого водонепроницаемого покрытия, обваловки. навеса (фото 3, 4);
в ходе осмотра лагун установлено, что навозные стоки от корпусов содержания свиней поступают в 1 лагуну, выполненную из бетона в которой расположен погружной насос. Навозные стоки из данной лагуны подаются на сепаратор, где происходит разделение навозных стокой на жидкую и твердую фракцию. Твердая фракция вывозится на участок, который ранее использовался как навозонакопитель и складируется вдоль оборудованной дороги. Имеются оборудованные бурты из твердой фракции навоза, поросшие сорной растительностью, оставшиеся с 2020 года. Площадка для складирования твердой фракции навоза не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, не защищена от воздействия атмосферных осадков (фото 19-20);
в ходе осмотра крематора установлено, что зола от сжигания биологических отходов (4 класс опасности в соответствии с ФККО) накапливается за территорией крематорной на земельном участке без твердого водонепроницаемого покрытия, без навеса, вне контейнеров, (фото 21-22).
В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2,1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
Обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека.
Допускается накопление отходов производства, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть обезврежены, утилизированы на предприятиях, на которых такие отходы образованы.
Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:
- на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
218. Условия накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Тара для селективного сбора и накопления отдельных разновидностей отходов должна иметь маркировку, характеризующую находящиеся в ней отходы.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований законодательства должностным липом - заместителем главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончаровым Сергеем Викторовичем допущено несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.
Лицом, допустившим данное правонарушение, является должностным лицом - заместителем главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончаровым Сергеем Викторовичем.
Смягчающих и отягчающих обстоятельств при рассмотрении дела не установлено. Учтены обстоятельства, при которых было совершено административное правонарушение, характер административного правонарушения, и то. что ранее лицо к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось.
Постановлено признать должностное лицо - заместителя главного инженера по охране труда, пожарной безопасности и экологии ООО «Специализированное хозяйство Московское» Гончарова Сергея Викторовича виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2 КоАП, выразившимся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 3-6).
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 КоАП).
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,.. . устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП, судья, осуществляющий производство делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства могут иметь заранее установленную силу.
Исходя из ч. 3 ст. 30.6. KoAП судья, вышестоящее должностное лицо не связан доводами жалобы проверяют дело в полном объеме.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из положений ст. 28.2 КоАП, регламентирующих порядок составления протокола об административном правонарушении и его содержание, протокол составлен с учетом предъявляемых к нему требований, в том числе в протоколе отражено объяснение физического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъяснены их права и обязанности, о чем сделана запись в протоколе (часть 3); лица отразило в протоколе свои замечания (часть 4).
Согласно ст. 29.10 КоАП, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления. Указанные требования при составлении протокола и постановления соблюдены.
Исходя из положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Как следует из ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов. Согласно данной статье, индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В соответствии с Постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», санитарные правила и нормы (далее - Санитарные правила) являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
215. Основные способы накопления и хранения отходов производства в зависимости от их физико-химических свойств:
- на производственных территориях на открытых площадках или в специальных помещениях (в цехах, складах, на открытых площадках, в резервуарах, емкостях);
216. Накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
220. При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО6 показал, что у здания энергоцеха хранится вышедшее из строя оборудование, которое потом ремонтируется или с него снимаются какие либо части, для использования при ремонте другого оборудования.
При рассмотрении дела судом, с учетом осмотра доказательств в виде фототаблицы, пояснений свидетеля ФИО6, установлено, что в ящике, наряду с тепловыми пушками, хранятся производственные светильники, а на земле россыпью лежат иные части от электроприборов.
Суд не соглашается с доводами лица, привлекаемого к ответственности о том, что эти предметы хранятся недавно и к ним неприменимы нормы об отходах, так как они поросли травой, что свидетельствует о значительном времени их нахождения на почве.
Также суд не соглашается с доводами лица, привлекаемого к ответственности о том, что пластмассовые канистры и поддоны сложены несколько дней назад и их не успели убрать и к ним неприменимы нормы об отходах, так как через поддоны и канистры видны поросли травы, что свидетельствует о значительном времени их нахождения на почве.
Суд не может согласиться с доводами лица, привлекаемого к ответственности о том, что у здания автотранспортного цеха не имеется накопления металлолома, а фильтры сложены недавно и их не успели убрать, следовательно к ним неприменимы нормы об отходах, так как на фото 3 и 4 видно, что часть, размещенных на почве предметов, имеют повреждения, в том числе в виде деформации, и не могут быть использованы как изделие, а следовательно являются металлоломом, указанные металлические и иные предметы, покрыты порослями травы, что свидетельствует о значительном времени их нахождения на почве.
Факт нахождения на почве отходов от кремации, лицом, привлекаемым к ответственности не отрицается.
Вменение лицу того, что твердая фракция вывозится на участок, который ранее использовался как навозонакопитель и складируется вдоль оборудованной дороги, имеются оборудованные бурты из твердой фракции навоза, поросшие сорной растительностью, оставшиеся с 2020 года, площадка для складирования твердой фракции навоза не имеет твердого водонепроницаемого покрытия, не защищена от воздействия атмосферных осадков, (фото 19-20), не образуют объективной стороны административного правонарушения,, так как в соответствии с положениями пункта 2.3.1 Санитарных правил СП 1.2.1170-02 «Гигиена, токсикология, санитария. Гигиенические требования к безопасности агрохимикатов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.10.2002 № 36, определено, что навоз и куриный помет, используемые для обогащения почвы азотом и другими элементами питания, должны подвергаться предварительному обезвреживанию (термической сушке, компостированию и др.), соответствовать требованиям действующих нормативных документов, не содержать патогенной микрофлоры, в том числе сальмонелл, и жизнеспособных яиц гельминтов.
В соответствии с пунктом 5.8 Санитарных правил для животноводческих предприятий, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 31.12.1987 № 4542-87, обеззараживание навоза крупного рогатого скота и свиней биологическим методом следует проводить путем его длительного (в течение 12 месяцев) выдерживания. Срок дегельминтизации полужидкого и жидкого навоза в открытых хранилищах биологическим способом должен составлять для отходов свиноводческих предприятий 12 месяцев.
Требований о том, что навоз должен находиться на асфальтированной площадке или ином твердом покрытии, указанные нормативные акты не содержат.
Требование о запрете складирования отходов производства и потребления на почву, не может быть применено к навозу, так как он к отходам производства и потребления не относится, что подтверждается п. 3.16. ГОСТ 30772-2001. «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения».
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд не находит оснований для признания деяния, совершенного Гончаровым С.В. малозначительным.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено в минимальном размере, определенном санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП.
С учетом того, что совершенное Гончаровым С.В. деяние нарушает как нормы права об отходах производства и потребления, так и санитарные нормы, суд не находит оснований для переквалификации деяний, совершенных Гончаровым С.В. на ч. 1 ст. 6.3 КоАП.
Иных доводов, позволивших бы усомниться в законности и обоснованности вынесенного постановления в отношении Гончарова С.В., в жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах, действия Гончарова С.В. правильно квалифицированы административным органом по ч. 1 ст. 8.2 КоАП.
Постановление мотивировано, законно и обоснованно, им дана оценка имеющихся в деле доказательств, оно не противоречит требованиям КоАП и оснований для его отмены, суд не усматривает.
Каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену постановления, не установлено.
Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Учитывая изложенное в совокупности, а также, что постановление вынесено уполномоченным должностным лицом, наказание назначено в размере, установленном санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП, нарушений порядка привлечения должностного лица к административной ответственности не допущено, суд приходит к выводу о том, что Гончаров С.В. был правомерно привлечен к административной ответственности и оснований для отмены вынесенного по делу постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.1 и 30.7 КоАП, суд
РЕШИЛ:
Постановление № 172/КА/2021 от 29 июня 2021 года, вынесенное ведущим специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Воронежской области государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Климовой А.А., которым Гончаров С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, оставить без изменения, а жалобу Гончарова С.В. - без удовлетворения.
Копию решения направить лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении, не присутствовавшим в судебном заседании.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в десятидневный срок со дня вручения его копии.
Судья А.Ю. Сухинин