Дело № 12-15/2020
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
г. Кириллов 24 марта 2020 года
Судья Кирилловского районного суда Вологодской области Веденина Е.В.,
рассмотрев жалобу МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» на постановление № от 4 февраля 2020 года государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышевой В.О. о назначении административного наказания по ст. 8.41 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышевой В.О. № от 4 февраля 2020 года муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство Кирилловского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей.
Оспаривая правомерность привлечения к административной ответственности, директор МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» Грошев Е.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление по делу об административном правонарушении признать незаконным и отменить. Считает постановление необоснованным, принятым без учета конкретных обстоятельств дела. Полагает, что исследование доказательств при рассмотрении дела не проводилось, постановление вынесено лишь на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенного и.о. Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора. В обжалуемом постановлении не дана юридическая оценка представленным его возражениям, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» и совершенным правонарушением не установлена. Также просил учесть, что плата согласно Декларации была внесена своевременно, о чем получено соответствующее уведомление об отсутствии претензий к Предприятию. Дополнительное начисление было произведено в ходе проверки Предприятия только в октябре 2019 года и сразу же возбуждено бело об административном правонарушении. Вновь начисленная плата за негативное воздействие на окружающую среду была произведена ещё до даты назначения рассмотрения дела. Просил рассмотреть возможность замены наложенного административного штрафа на предупреждение в порядке ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ. При этом учесть, что предприятие по ст. 8.41 КоАП РФ привлекается впервые, а обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В судебное заседание директор МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» Грошев Е.Н. не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Череповецкий межрайонный природоохранный прокурор представил в суд отзыв, в котором постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышевой В.О. № от 4 февраля 2020 года просит оставить без изменения, жалобу МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» - без удовлетворения. Доводы жалобы считает несостоятельными, процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления не имеется.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышева В.О. в судебное заседание не явилась. Врио заместителя руководителя Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Шмакова О.Б. в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело по жалобе МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» в отсутствие представителя Управления.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
Согласно ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со ст.16 Закона № 7-ФЗ за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов) взимается плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (абз. 2 ч.1 ст.16.1 Закона № 7-ФЗ).
Указанное положение закреплено также ч.4 ст.23 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ).
Отчетным периодом в отношении внесения платы признается календарный год (п.2 ст.16.4 Закона №7-ФЗ).
Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (п.3 ст.16.4 Закона № 7-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 №632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее - Порядок).
Согласно п.1 Порядка он распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
В соответствии с п.4 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила), контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.
За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как установлено судом, в период с 02 сентября по 25 октября 2019 года Череповецкой межрайонной природоохранной прокуратурой была проведена проверка соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на полигоне ТБО Кирилловского района МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района».
По результатам проверки установлено, что МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» в нарушение требований законодательства в области охраны окружающей среды не внесена в установленные сроки плата за негативное воздействие на окружающую среду.
МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» зарегистрировано в ЕГРЮЛ и поставлено на учет в налоговом органе 6 июля 2005 г. Основным видом деятельности Предприятия является деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки.
В соответствии с лицензией на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещении отходов I – IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» осуществляет деятельность по сбору отходов I и V класса опасности, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности.
Согласно декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год, представленной Предприятием в Управление Росприроднадзора по Вологодской области 1 марта 2019 года, МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» осуществляет выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами и размещение отходов производства и потребления. Предприятием 1 марта 2019 года осуществлен платеж на сумму 3345,25 руб. Данная сумма соответствовала декларации. Однако, в ходе проведения проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности на полигоне ТБО Кирилловского района МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» была дополнительно начислена плата за негативное воздействие на окружающую среду в размере 112808,02 руб.
Согласно заключению государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышевой В.О. в представленной Предприятием декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду выявлено несоответствие заявленного объема и наименований отходов в декларации с данными отчетности по 2-ТП (Отходы) («Мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный»), а также отсутствие расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов.
25 октября 2019 года и.о. Череповецкого межрайонного природоохранного прокурора в отношении МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КоАП РФ.
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области Северного межрегионального управления Росприроднадзора Малышевой В.О. № от 4 февраля 2020 года муниципальное унитарное предприятие «Спецавтохозяйство Кирилловского района» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 50000 рублей.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела об административном правонарушении и признается лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Действия МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» правильно квалифицированы по ст.8.41 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Исходя из положений ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о наличии имущественного ущерба в результате совершенного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено. Сведений о том, что МУП «Спецавтохозяйство Кирилловского района» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах, учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, суд, соглашаясь с доводами жалобы, считает, что имеются основания для применения положений ст.4.1.1. КоАП РФ, и полагает возможным заменить назначенный предприятию административный штраф на предупреждение, в связи с чем, постановление от 4 февраля 2020 года подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 ч.1 п.2 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № ░░ 4 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.8.41 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.