Дело № 2-829/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 февраля 2016 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
при секретаре А.Х.Суслиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области к Государственному казенному учреждению здравоохранения «Ульяновский областной ХОСПИС», Министерству здравоохранения Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения, возложении обязанности осуществить финансирование,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области обратилось в суд с иском к Государственному казенному учреждению здравоохранения «Ульяновский областной ХОСПИС», Министерству здравоохранения Ульяновской области, Министерству финансов Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить нарушения, возложении обязанности осуществить финансирование, указав, что пункт 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" раскрывает содержание понятия "медицинская деятельность" - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к видам медицинской помощи относится, в том числе, паллиативная медицинская помощь.
Понятие паллиативной медицинской помощи определено в статье 36 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудовани содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность определены СанПиН 2.1.3.2630- 10"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФот 18 мая 2010 г. N 58; далее СанПиН 2.1.3.2630-10).
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами (СанПиН 2.1.3.2630-10).
Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц (п.1.5 СанПиН 2.1.3.2630-10).
В компетенцию Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области входит осуществление государственного надзора за соблюдением медицинскими организациями требований санитарно- эпидемиологического законодательства, а также выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области (далее - Управление) юридическому лицу ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» по результатам проведенных проверок неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии с предписаниями, выдаваемыми медицинскому учреждению, ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» должно было, в том числе, обеспечить устранение следующего нарушения: Обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН2.1.3.2630- 10"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Требования по устранению данного нарушения содержались в следующих предписаниях Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области: п.2 предписания №88 от 03.02.2012г.; внеплановая выездная проверка по контролю выполнения данного предписания была проведена Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области согласно распоряжению №000393-РП от 11.03.2013г., акт проверки №0093 от 26.03.2013г., нарушение не устранено, выдано повторное предписание №307 от 26.03.2013г. (пункт №2 - обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - в срок до 01.03.2014г.); п.2 предписания №307 от 26.03.2014г.; внеплановая выездная проверка по контролю выполнения данного предписания проведена согласно распоряжения №000462-РП от 05.03.2014г., акт проверки №0115 от 25.03.2014г., нарушение не устранено, выдано повторное предписание №309 от 25.03.2014г. (пункт №1 -обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - в срок до 01.03.2015г.); п.1 предписания №309 от 25.03.2014г.; внеплановая выездная проверка по контролю выполнения данного предписания проведена согласно распоряжения №000194-РП от 10.02.2015г., акт проверки №0071 от 24.03.2015г., нарушение не устранено, выдано повторное предписание №331 от 24.03.2015г. (пункт №1 - обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - срок до 01.10.2015г.); п.1 предписания №331 от 24.03.2015г.; нарушение не устранено. выдано повторное предписание №1184 от 30.10.2015г. (пункт №1 - обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - срок до 30.10.2016г.
Согласно письму главного врача ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» ФИО2 от 01.10.2015г. №531 (относительно выполнения предписания Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области №331 от 24.03.2015г.) устранение выявленного нарушения по обеспечению норм площади на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1 приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 планируется выполнить лишь в 2018г. в рамках мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения в Ульяновской области на 2014-2020 годы, где на 2018 год предусмотрено финансирование подпрограммы 6 «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» в объеме 40,8 млн.руб.
Тем самым, Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области, начиная с февраля 2013г., медицинскому учреждению ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» четырежды выдавались предписания с требованиями о необходимости обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».
ГКУЗ «Ульяновской областной ХОСПИС» длительное время не предпринималось никаких мер по обеспечению соблюдения требований п.10.2.1, приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», фактически игнорируя предписания надзорного органа.
В соответствии с положениями требований п.10.2.1, приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» минимальную площадь палат лечебных организаций следует принимать в соответствии с приложением 1: площади на одну койку в палатах различного назначения и вместимости должна составлять: в палатах на одну койку вмедико-социальных (в том числе в хосписах) палатах - 12 м2.; в палатах на две койки и более в медико-социальных (в том числе в хосписах) палатах - 10 м2.
Тем самым, длительное бездействие ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС», выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований п.10.2.1, приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» является незаконным.
Несмотря на привлечение ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ (в ряде случаев, производство по делу было прекращено в соответствии с положениями ст.2.9 КоАП РФ - в связи с малозначительностью допущенного нарушения), должных мер по исполнению требований п.10.2.1, приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630 -10 по обеспечению норм площади палат на 1 койко-место встационареГУЗ «Областная детская инфекционная больница» принято не было, фактически игнорируя предписания надзорного органа, чему также косвенно способствует освобождение медицинского учреждения от административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон №52-ФЗ) определяет, что под санитарно-эпидемиологическими требованиями понимаются обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозужизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарными правилами), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами;
В соответствии с положениями статьи 11 Закона №52-ФЗ Индивидуальные предприниматели юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.
Все предписания, выдаваемые Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области юридическому лицу ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» являются законными и обоснованными, выданными в пределах установленной компетенции Управления. Ответчиком предписания не оспаривались.
Имея возможность для соблюдения установленных требований, неоднократно на протяжении длительного времени получая предписания Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области о необходимости обеспечить выполнение требований п. 10.2.1 приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630 -10, ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» не предприняло необходимых мер по их соблюдению, создав, тем самым, угрозу жизни и здорогью населения. Невыполнение указанных требований санитарного законодательства влияет на безопасность осуществляемой медицинской деятельности, а также нарушает права граждан на охрану здоровья.
В соответствии с Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Статьей 79 Федерального закона №323-Ф3 установлены обязанности медицинских организаций, в том числе, медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 Федерального закона №323-Ф3 контроль в сфере охраны здоровья включает, в том числе, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
Учредителем ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» является Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Ульяновской области» (утв. Постановлением Правительства Ульяновской области от 15.11.2013г. №537-П) Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.Министерство осуществляетуправление в сфере здравоохранения.
Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области по поручению Правительства Ульяновской области осуществляет функции и полномочия учредителя учреждений здравоохранения. Министерство осуществляет контроль деятельности учреждений здравоохранения и координацию деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории Ульяновской области в пределах своей компетенции; осуществляет контроль за учётом и сохранностью государственного имущества, переданного в оперативное управление территориальным органам и подведомственным учреждениям.
Тем самым, Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области полагает, что длительное невыполнение ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» предписаний об устранении нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства (п.10.2.1., приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10) стало возможным, в том числе, вследствие недостаточного контроля со стороны Министерства здравоохранения и социального развития Ульяновской области за подведомственной медицинской организацией, а также вследствие недостаточного финансирования.
Просили суд признать незаконным бездействие ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС», выразившееся в непринятии мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно п. 10.2.1 приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10«Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». Обязать ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» обеспечить выполнение требований п. 10.2.1 приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»-обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» в соответствии с п.10.2.1 приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 - в срок до 30.09.2016г. Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений санитарно- эпидемиологического законодательства (п.10.2.1 приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10).
В судебном заседании представители Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области исковые требования уточнили в части срока устранения нарушения, увеличив его до 30.10.2016 года, в остальной части поддержали исковые требования, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» в судебном заседании иск не признал, указав, что не оспаривает нарушение п.10.2.1 приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10, однако, лечебное учреждение не может уменьшить количество койкомест, поскольку тем самым не сможет оказывать больным людям медицинскую помощь в необходимом объеме, количество людей, которым необходима медпомощь в данном медучреждении с каждым годом возрастает. В здании в 2013 году был сделан капитальный ремонт, но оно требует полной реконструкции. На 2018 год запланировано выделение 40,8 млн. рублей для приобретения нового здания или реконструкции имеющегося. Без финансирования устранить нарушения больница не может.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства здравоохранения Ульяновской области не присутствовал, представил отзыв, согласно которому иск не признают, сокращение коечного фонда на треть является недопустимым, поскольку это сократит государственное задание, пациенты, нуждающиеся в паллиативной помощи не смогут ее получить или получат не в полном объеме. Устранение нарушений по обеспечению норм площади на одно койкоместо в стационаре планируется выполнить в 2018 году в рамках государственной программы Ульяновской области «Развитие здравоохранения в Ульяновской области» на 2014-2020 года. Просили в иске отказать.
Представитель ответчика Министерства финансов Ульяновской области и третьего лица – Правительства Ульяновской области в судебном заседании иск не признал, указал, что Министерство финансов Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, суд рассматривает дело в пределах того объема доказательств, который представлен сторонами. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 150 ГПК РФ).
Государственное казенное учреждение здравоохранения Ульяновский областной «ХОСПИС» (ГКУЗ Ульяновский областной «ХОСПИС») является некоммерческой медицинской организацией, основной целью создания которой является оказание населению бесплатной (за счёт средств областного бюджета Ульяновской области) паллиативной медицинской помощи.
ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» осуществляет медицинскую деятельность по адресу: <адрес>, оказывает паллиативную медицинскую помощь.
Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к видам медицинской помощи относится, в том числе, паллиативная медицинская помощь.
Понятие паллиативной медицинской помощи определено в статье 36 Федерального закона от 21.11.2011 N 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан. Паллиативная медицинская помощь может оказываться в амбулаторных условиях и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи.
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудовани содержанию, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям труда персонала, организации питания пациентов и персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность определены СанПиН 2.1.3.2630- 10"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"(утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФот 18 мая 2010 г. N 58; далее СанПиН 2.1.3.2630-10).
Санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих медицинскую деятельность, и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации. Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, перепланировка, эксплуатация объектов здравоохранения осуществляются в соответствии с настоящими правилами (СанПиН 2.1.3.2630-10).
Ответственность за соблюдение требований настоящих правил возлагается на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц (п.1.5 СанПиН 2.1.3.2630-10).
В компетенцию Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области входит осуществление государственного надзора за соблюдением медицинскими организациями требований санитарно- эпидемиологического законодательства, а также выдача предписаний об устранении выявленных нарушений.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области юридическому лицу ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» по результатам проведенных проверок неоднократно выдавались предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В соответствии с предписаниями, выдаваемыми медицинскому учреждению, ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» должно было, в том числе, обеспечить устранение следующего нарушения: Обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН2.1.3.2630- 10"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность".
Требования по устранению данного нарушения содержались в следующих предписаниях Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области: п.2 предписания №88 от 03.02.2012г.; внеплановая выездная проверка по контролю выполнения данного предписания была проведена Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области согласно распоряжению №000393-РП от 11.03.2013г., акт проверки №0093 от 26.03.2013г., нарушение не устранено, выдано повторное предписание №307 от 26.03.2013г. (пункт №2 - обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - в срок до 01.03.2014г.); п.2 предписания №307 от 26.03.2014г.; внеплановая выездная проверка по контролю выполнения данного предписания проведена согласно распоряжения №000462-РП от 05.03.2014г., акт проверки №0115 от 25.03.2014г., нарушение не устранено, выдано повторное предписание №309 от 25.03.2014г. (пункт №1 -обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - в срок до 01.03.2015г.); п.1 предписания №309 от 25.03.2014г.; внеплановая выездная проверка по контролю выполнения данного предписания проведена согласно распоряжения №000194-РП от 10.02.2015г., акт проверки №0071 от 24.03.2015г., нарушение не устранено, выдано повторное предписание №331 от 24.03.2015г. (пункт №1 - обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - срок до 01.10.2015г.); п.1 предписания №331 от 24.03.2015г.; нарушение не устранено. выдано повторное предписание №1184 от 30.10.2015г. (пункт №1 - обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» - срок до 30.10.2016г.
Согласно письму главного врача ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» ФИО2 от 01.10.2015г. №531 (относительно выполнения предписания Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области №331 от 24.03.2015г.) устранение выявленного нарушения по обеспечению норм площади на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1 приложения №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 планируется выполнить лишь в 2018г. в рамках мероприятий государственной программы «Развитие здравоохранения в Ульяновской области на 2014-2020 годы, где на 2018 год предусмотрено финансирование подпрограммы 6 «Оказание паллиативной помощи, в том числе детям» в объеме 40,8 млн.руб.
Однако, в судебном заседании установлено, что Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области, начиная с февраля 2013г., медицинскому учреждению ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» четырежды выдавались предписания с требованиями о необходимости обеспечить нормы площади палат на 1 койко-место в стационаре в соответствии с пунктом 10.2.1, приложение №1 СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и до настоящего времени указанное нарушение не устранено.
Таким образом, требования истца о признании незаконным бездействие Государственного казенного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной ХОСПИС», выразившееся в непринятии мер по обеспечению требований санитарно-эпидемиологического законодательства подлежат удовлетворению.
Конституцией Российской Федерации определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2); каждый имеет право на жизнь (пункт 1 статьи 20); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (пункт 1 статьи 41).
В соответствии с Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Статьей 79 Федерального закона №323-Ф3 установлены обязанности медицинских организаций, в том числе, медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 85 Федерального закона №323-Ф3 контроль в сфере охраны здоровья включает, в том числе, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения.
Суду не представлены доказательства необоснованности установленных Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области сроков исполнения нормативных требований, при этом, исковые требования в части предоставления срока для устранения нарушений представителем истца был уточнен в пользу ответчиков.
Как установлено в ходе рассмотрения дела ГКУЗ «Ульяновский областной ХОСПИС» финансируется из областного бюджета Ульяновской области, следовательно, самостоятельно устранить нарушение (без соответствующего финансирования) не может.
Таким образом, на Министерство здравоохранения и социального развития Ульяновской области должна быть возложена обязанность обеспечить финансирование мероприятий по устранению нарушений п. 10.2.1. приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 в Государственном учреждение здравоохранения «Ульяновский областной ХОСПИС», однако обязанность обеспечить нормы площади палат в стационаре в соответствии с п. 10.2.1. приложение 1 СанПиН 2.1.3.2630-10 до 30.10.2016 года ( 12 кв.м. на одно койкоместо) должна быть возложена и на Государственное казенное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной ХОСПИС».
В иске к Министерству финансов Ульяновской области следует отказать.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств сторонами не представлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. 10.2.1. ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 2.1.3.2630-10 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 10.2.1. ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 2.1.3.2630-10 ░░ 30.10.2016 ░░░░ (12 ░░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░). ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░