Судья Баранова Е.А. дело № 33а-18601/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2019 г. город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Малаевой В.Г., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Маркиной И.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гришанова А.Н. к Южному таможенному управлению о признании незаконным бездействия,
с апелляционной жалобой Гришанова А.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 15 января 2019 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Гришанов А.Н. обратился суд с иском к Южному таможенному управлению о признании незаконным бездействия.
Требования мотивированы тем, что с 29 ноября 2000 г. он работает на различных должностях в Краснодарской таможне.
В соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», действующей до 2020 года, составом семьи из одного человека, приказом ЮТУ от 13 марта 2012 г. № 199 он был поставлен на учет для предоставления единовременной субсидии по подпункту «е» пункта 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63.
11 июня 2014 г. на основании протокола № 3 заседания подкомиссии Краснодарской таможни для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного и.о. начальника Краснодарской таможни, было постановлено направить ходатайство и документы в подкомиссию Южного таможенного управления о выделении Гришанову А.Н. единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в размере <...> рублей с приложением документов, предусмотренных п.28 Методических рекомендаций.
В 2014 г. денежные средства в полагающемся ему размере в соответствии с пунктом 28 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 63 были перечислены Федеральным государственным органом на счет Краснодарской таможни № <...>.
В нарушение положений указанных Правил и приказа ФТС России №1320 от 17 июля 2013 г. «О делегировании начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, полномочий по принятию решений о предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения лицам, состоящим на учете для ее получения», как стало известно из письма Южного таможенного управления <...> 25 сентября 2018 г. о направлении информации, в отношении Гришанова А.Н. решение о предоставлении ему единовременной субсидии не принималось, соответствующий акт не издавался. Подкомиссией Южного таможенного управления не были рассмотрены документы учетного дела Гришанова А.Н., заседание не проводилось и протокол не оформлялся.
О том, что обязательные к выполнению действия не были произведены Гришанов А.Н. узнал только из письма Южного таможенного управления <...> от 25 сентября 2018 г.
Полагая бездействие Южного таможенного управления нарушающим его права и законные интересы на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в размере <...> руб., Гришанов А.Н. обратился в суд с настоящими исковыми требованиями.
Обжалуемым решением Октябрьского районного суда г. Краснодара от 15 января 2019 г. в удовлетворении исковых требований Гришанова А.Н. отказано.
Не согласившись с вышеуказанным решением суда первой инстанции, считая его незаконным и необоснованным, Гришанов А.Н. подал апелляционную жалобу, в которой просил его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы мотивированы тем, что при вынесении обжалуемого решения суда суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела не были исследованы в полном объеме, что в силу ч. 3 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Южного таможенного управления по доверенности Нижникова Е.В. просила решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца по доверенности Лапидус А.В. поддерживал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Южного таможенного управления по доверенности Нижникова Е.В., Федченко О.В. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовыми уведомлениями и отчетами об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором. Об отложении судебного заседания не просили, о причинах неявки не сообщили.
Исходя из характера спорного правоотношения, а также субъектного состава лиц, судебная коллегия сочла необходимым рассмотреть настоящее дело в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Проверив материалы дела в соответствии с правилами ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах, указываемых в апелляционной жалобе доводов, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.
Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» (далее по тексту – Правила).
Из материалов дела следует, что 11 июня 2014 г. на основании протокола <...> заседания подкомиссии Краснодарской таможни для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденного и.о. начальника Краснодарской таможни, было постановлено направить ходатайство и документы в подкомиссию ЮТУ о рассмотрении вопроса выделения Гришанову А.Н. единовременной выплаты на приобретение жилого помещения в размере <...> руб. с приложением документов, предусмотренных пунктом 28 Методических рекомендаций.
Согласно пункту 5 Правил, решение руководителя федерального государственного органа о предоставлении федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения оформляется правовым актом с указанием размера единовременной субсидии рассчитанной на день принятия соответствующего решения.
Из письма ЮТУ <...> от 25 сентября 2018 г. о направлении информации, в отношении Гришанова А.Н. следует, что решение о предоставлении ему единовременной субсидии не принималось и соответствующий акт не издавался.
Подкомиссией Южного таможенного управления не были рассмотрены документы учетного дела Гришанова А.Н., заседание не проводилось и протокол не оформлялся.
Как указывает истец, о том, что обязательные к выполнению действия не были произведены, он узнал только из письма ЮТУ <...> от 25 сентября 2018 г.
Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (далее - единовременная субсидия) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения».
Южное таможенное управление в соответствии с частью 2 пункта 26 Методических рекомендаций об организации в таможенных органах Российской Федерации работы по предоставлению единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных 20 декабря 2010 г. и отмененных 8 февраля 2016 г., было подготовлено предложение о распределении денежных средств по статье расходов «Субсидии гражданам на приобретение жилья» - расходы на выделение единовременных субсидий для приобретения жилых помещений ФТС в таможенные органы региона.
Как установлено, в целях эффективного и своевременного освоения денежных средств было принято решение о перераспределении лимитов бюджетных обязательств по статье расходов «Субсидии гражданам на приобретение жилья» в другие таможенные органы региона.
Счет <...> «Средства, поступающие во временное распоряжение казенных учреждений» до 6 декабря 2016 г. являлся счетом территориального органа Федерального казначейства, на который, в соответствии с пунктом 28 Правил, единовременная выплата перечисляется в установленном порядке федеральным государственным органом для учета операций со средствами, поступающими в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное распоряжение федеральному государственному органу, за счет бюджетных ассигнований которого осуществляется единовременная выплата.
Судом первой инстанции установлено, что решение руководителя федерального государственного органа о предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии оформляется правовым актом с указанием размера единовременной субсидии, рассчитанной на день принятия соответствующего решения, что предусмотрено пунктом 5 Правил. До 2017 г. соответствующее решение принималось руководителем ФТС России и оформлялось приказом ФТС России.
Так, начальники региональных таможенных управлений уполномочены принимать решения о предоставлении единовременной субсидии федеральным государственным гражданским служащим приказом ФТС России от 9 декабря 2016г. <...> «О делегировании начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, полномочий по принятию решений о предоставлении единовременной субсидии на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим, состоящим на учете для ее получения».
Материалами дела установлено, что в настоящее время Гришанов А.Н. состоит в Краснодарской таможне на учете для получения единовременной выплаты по подпункту «е» пункта 2 Правил (поставлен на учет приказом ЮТУ от 13 марта 2012г. <...> «О постановке (отказе в постановке) на учет федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Южного таможенного управления для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения»).
Письмом Минздравсоцразвития России от 18 июня 2009 г. № 4090-17 «О применении федеральными государственными органами постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. № 63 «О предоставлении федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» разъяснено, что Постановлением не предусматривается формирование очереди из числа федеральных государственных гражданских служащих, принятых на учет.
В силу пункта 4(1) Правил преимущественное право на получение единовременной выплаты имеет принятый на учет в федеральном государственном органе для получения единовременной выплаты гражданский служащий, воспитывающий зарегистрированных по месту жительства совместно с ним 3 и более его детей и (или) детей его супруга (супруги).
Как установлено, в таможенных органах Южного таможенного управления в настоящее время на учете для получения единовременной субсидии состоят 13 федеральных государственных гражданских служащих, являющихся многодетными.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2013 г. № 831 «О внесении изменения в Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» на указанных госслужащих распространяются положения данного постановления.
Единовременные субсидии в 2015, 2017 и в 2018 гг. предоставлялись только многодетным федеральным государственным гражданским служащим.
В 2016 г. денежные средства на предоставление единовременных субсидий федеральным государственным гражданским служащим в Южного таможенного управления не поступали.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» рассчитанной на 2018-2025 гг. по мере выделения бюджетных средств на предоставление единовременных субсидий, их распределение таможенным органам региона будет проводиться с соблюдением принципа единого подхода и наибольшей объективности при выборе кандидатов из числа состоящих на учете федеральных государственных гражданских служащих, с учетом преимущественного права на получение единовременной субсидии, на которых распространяются положения Постановление № 831.
По смыслу указанных правовых норм и изложенных обстоятельств настоящего дела, следует согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушения прав и законных интересов Гришанова А.Н., поскольку он не обладает преимущественными правом на получение единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, в связи с чем, действия ответчика не являются бездействием.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
В целом доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истца в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Поскольку по представленным доказательствам обстоятельства дела судом установлены правильно, доказательствам дана верная правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, доводы жалобы не содержат законных оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.
Для переоценки доказательств по делу у суда апелляционной инстанции правовых оснований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Краснодара от 15 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Гришанова А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: