Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5736/2021 ~ М-5133/2021 от 24.11.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:

председательствующего            Осьмининой Ю.С.,

при секретаре                    Гостяеве А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5736/2021 по административному иску Байдосова М.А. к военному комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, военному комиссариату Самарской области о признании действий военного комиссариата незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Байдосов М.А. обратился в суд с административным иском к военному комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, в котором просит признать незаконными действия военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области в части направления ему повестки для отправки к мету прохождения военной службы, ссылаясь на то, что в рамках осеннего призыва 2021 года в отношении него не проводились никакие мероприятия, связанные с призывом. Никаких повесток, кроме указанной повестки для отправки к месту прохождения военной службы он не получал. В нарушение установленного законом порядка не проходил медицинское обследование и профессиональный психологический отбор, в отношении него не было заседания призывной комиссии.

Административный истец Байдосов М.А. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал в полном объеме, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Чинилова Ю.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных административных исковых требований, указав, что 02.03.2021 года в военный комиссариат поступило извещение об отчислении Байдосова М.А. из ФГБОУ ВО «ПВГУС», в связи с чем появилась необходимость вызова для осуществления мероприятий связанных см призывом на военную службу. Обжалуемая повестка о явке военный комиссариат на 22.11.2021 г. утратила свою силу, т.к. была выдана новая повестка на 13.12.2021 года. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку права административного истца не были нарушены.

Суд, выслушав пояснения сторон по делу, исследовав материалы дела, считает административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

На основании ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 22 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Мероприятия по призыву граждан на военную службу осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663 (в редакции от 20.05.2014 г.), а также Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 г. № 400 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 г. № 663».

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ установлено, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закона о воинской обязанности), при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно ст. 22 Закона о воинской обязанности, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. При этом на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Согласно ст. 25 Закона о воинской обязанности, призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).

Из изложенного следует, что именно на военный комиссариат в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток граждан, подлежащих призыву.

Следовательно, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.

Судом установлено, что административный истец Байдосов М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит на воинском учёте в военном комиссариате Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области с 16.02.2018 г.

Решением призывной комиссии от 29.04.2019 г. Байдосову М.А. предоставлено отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением на очной форме в ФГБОУ ВО «ПВГУС», в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

26.02.2021 г. в адрес военного комиссариата Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области поступило извещение о том, что призывник Байдосов М.А. отчислен из ФГБОУ ВО «ПВГУС» на основании приказа от 25.02.2021 г.

Согласно пункту 19 Положения призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

При призыве на военную службу осенью 2021 года в ходе медицинского обследования Байдосов М.А. предъявил жалобы на боли в стопах и спине. В связи с чем, направлен хирургом на дополнительное обследование в СОКБ им. Середавина до 13.12.2021 г. Повторная явка назначена на 13.12.2021 г.

В личном деле призывника имеется извещение Байдосова М.А. от 29 ноября 2021 года о явке в военный комиссариат для медицинского освидетельствования 13 декабря 2021 года к 08 час. 00 мин., врученное ему лично.

Обращаясь с настоящим иском, административный истец оспаривает законность вручения ему повестки для отправки к месту прохождения службы.

Из пояснений административного ответчика следует, что Байдосов М.А. был извещен о необходимости явиться в военный комиссариат для прохождения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Какого-либо решения о призыве на военную службу в отношении Байдосова М.А. не принималось.

Согласно выписке из книги протоколов заседания призывной комиссии Комсомольского и Центрального районов города Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в графе итогового заключения указано на необходимость дополнительного медицинского обследования.

Согласно пп. «ж» п. 4 Приказа Министра обороны Российской Федерации , МВД Российской Федерации , ФМС Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Инструкции об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности» (далее совместный Приказ №, 789, 197 от ДД.ММ.ГГГГ) военные комиссары направляют в ходе проведения очередного призыва граждан на военную службу письменные обращения в соответствующий горрайорган внутренних дел об обеспечении прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, персонально указанных в письменном обращении граждан, оповестить которых в установленном порядке не представилось возможным, с приложением повесток, подлежащих вручению им в случае установления фактического местонахождения, согласно приложению к настоящей Инструкции.

При наличии оснований и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, составляют протокол об административном правонарушении в отношении граждан, состоящих или обязанных состоять на воинском учёте, не явившихся по вызовам (повесткам) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, в установленные время и место без уважительных причин, убывших на новые место жительства либо место временного пребывания на срок более трёх месяцев, выехавших из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев без снятия с воинского учёта, прибывших на новые место жительства либо место временного пребывания или возвратившихся в Российскую Федерацию без постановки на воинский учёт в установленные сроки, а равно не сообщивших в установленный срок в военные комиссариаты или иные органы, осуществляющие воинский учёт, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района, города без районного деления или иного муниципального образования, а также уклонившихся от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учёт или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии (пп. «к» п. 4 совместного Приказа №, 789, 197 от ДД.ММ.ГГГГ).

При невозможности составления протокола об административном правонарушении направляют в соответствующий горрайорган внутренних дел письменные обращения согласно приложению к настоящей Инструкции о доставлении граждан, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пп. «к» п. 4 настоящей Инструкции, в служебное помещение органа внутренних дел или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения для составления протокола об административном правонарушении (пп. «л» п. 4 совместного Приказа №, 789, 197 от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно п. 5 совместного Приказа №, 789, 197 от ДД.ММ.ГГГГ начальники горрайорганов внутренних дел или лица, исполняющие их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия(пп. «а» п. 5 совместного Приказа №, 789, 197 от ДД.ММ.ГГГГ).

При получении обращений военных комиссаров о доставлении лиц, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении в соответствии с пп.«к» п. 4 настоящей Инструкции, принимают необходимые меры по установлению фактического местонахождения указанных граждан и их доставлению(пп. «в» п. 5 совместного Приказа №, 789, 197 от ДД.ММ.ГГГГ). Пунктом 2 ст. 31 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Согласно рапорту старшего помощника (по АСУ) начальника отделения подготовки и призыва граждан на военную службу Г.А. Ильина, проводящего работы по оповещению граждан, Байдосов М.А. неоднократно, а именно 03.03.2021 г., 23.03.2021 г., 16.04.2021 г., 18.05.2021 г., 19.05.2021 г., 18.11.2021 г. был оповещен о необходимости явиться в военный комиссариат для прохождения мероприятий связанных с призывом на военную службу, однако в назначенную дату не явился.

Из объяснений Байдосова М.А. следует, что о необходимости сообщать в военный комиссариат в установленный законом срок об изменении места регистрации, образования, места работы или должности он не знал.

В связи с этим, начальником отделения подготовки и призыва граждан на военную службу Сорокиным А.А. составлен протокол об административном правонарушении от 29.11.2021 г. в отношении Байдосова М.А., 19.01.2001 года рождения о нарушении статьи 21.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выразившиеся в неявке гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата, в установленные время и место без уважительной причины, убытие (прибытие) на новое место жительства либо место временного пребывания на срок более трех месяцев, несообщение в установленный срок в военный комиссариат, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, места жительства в пределах района (города).

29.11.2021 г. начальником отделения подготовки и призыва граждан на военную службу Сорокиным А.А. вынесено постановлением, в соответствии с требованиями ст. 21.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях о назначении Байдосову М.А. административного наказания в виде штрафа в размере 500 рублей. Копию постановления Байдосов М.А. получил 29.11.2021 г. о чем имеется его собственноручная подпись.

Доводы административного истца о том, что направлением повестки на 22.11.2021 г. нарушаются его права судом отклоняются как необоснованные, поскольку он является лицом подлежащем призыву на военную службу, военным комиссариатом в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществлялись мероприятия связанные с призывом на военную службу.

Согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, а также подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Подача административного искового заявления не может считаться уважительной причиной неявки по повестке, поскольку вышеназванными нормами установлено, что в случае обжалования решения призывной комиссии приостанавливается выполнение такого решения, что не дает права лицу не являться по повестке в место призыва.

Кроме того, в силу положений ст. ст. 218 и 227 КАС РФ удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Совокупность указанных выше обстоятельств при рассмотрении настоящего административного дела судом не установлено, незаконности действий (бездействия) административных ответчиков и реального нарушения при этом прав административного истца, в связи с чем суд не находит основания для удовлетворения административного искового заявления Байдосова М.А.

Руководствуясь Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», ст.ст. 6, 175-180, 218 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Байдосова М.А к военному комиссариату Комсомольского и Центрального районов г. Тольятти Самарской области, военному комиссариату Самарской области о признании действий военного комиссариата незаконными – отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.12.2021 г.

Председательствующий:              Ю.С. Осьминина

    

2а-5736/2021 ~ М-5133/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Байдосов М.А.
Ответчики
Военный комиссариат по Самарской области
Военный комиссариат Комсомольского и Центрального районов г.о.Тольятти
Суд
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области
Судья
Осьминина Ю. С.
Дело на странице суда
centralny--sam.sudrf.ru
24.11.2021Регистрация административного искового заявления
24.11.2021Передача материалов судье
26.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.12.2021Судебное заседание
27.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее