РЕШЕНИЕ
г. Кострома Дело №А31-5570/2008
27
«27» апреля 2009 г.
Резолютивная часть решения объявлена 22.04.2009 года
Арбитражный суд Костромской области в составе судьи Тетерина Олега Валерьевича
протокол вел: помощник судьи Разумова Людмила Владимировна
рассмотрев заявление Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, г. Кострома
к Индивидуальному предпринимателю Загородному Дмитрию Сергеевичу, г. Кострома
о взыскании 2071 рубля рублей платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам
при участии:
от истца: Мужжухина Л.С. – главный специалист-эксперт (доверенность от 11.01.2009 г. № 3)
от ответчика: Зотов А.В. – представитель (доверенность от 30.09.2008 г. № 018047), Загороднов С.В. – представитель (доверенность от 29.01.2009 г. № 015161)
установил:
Инспекция государственного административно-технического надзора Костромской области, г. Кострома, обратилась в Арбитражный суд Костромской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Загородному Дмитрию Сергеевичу, г. Кострома, о взыскании 2071 рубля платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам.
Представитель истца поддержала заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика исковые требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Судебное разбирательство проведено в соответствии с требованиями ст. ст. 152 – 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 15.04.2009 г. по 22.04.2009 г.
Рассмотрев материалы дела, суд считает установленными следующие фактические обстоятельства дела.
13 мая 2007 года водитель Дианов Денис Викторович, управляя автомашиной ВОЛЬВО FH-12, номер М 705 МВ 44, прицеп (полуприцеп) НАРКО 23РР3-АL18, номер ВА 1284 44, принадлежащей Загороднову Дмитрию Сергеевичу, нарушил правила перевозки тяжеловесного груза, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 8).
Служба весового контроля ОГУ «Костромаавтодор» зафиксировала в акте весового контроля превышение допустимых параметров при эксплуатации вышеуказанного автотранспортного средства.
Согласно акту № 13 (л.д. 6) автомашина, при допустимой общей массе 28,5 тонн, имела фактическую массу 37, 588 тонн.
Плата за провоз тяжеловесных грузов, рассчитанная на основании постановления администрации Костромской области от 27.02.2007 г. № 30-а, составила 2071 рубль, счет с указанием суммы компенсации ущерба выдан водителю автотранспортного средства. Возражений к правильности расчетов грузоперевозчик не представил.
Постановлением от 21.07.2007 г. водитель Дианов Денис Викторович привлечен к административной ответственности за нарушение 13.05.2007 г. правил перевозки тяжеловесных грузов.
01.10.2007 г. областным государственным учреждением «Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования» (далее – ОГУ «Костромаавтодор», правопредшественник истца) ответчику направлена претензия № 2427 о возмещении ущерба, наносимого автомобильным дорогам Костромской области от перевозки тяжеловесных грузов.
Неоплата ответчиком указанной суммы явилась основанием обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу, что при указанных обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим мотивам.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" в целях компенсации наносимого ущерба с 01.01.1996 года введена плата с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля (пункт 4 Постановления).
В целях реализации указанного Постановления администрацией Костромской области принято постановление от 27.02.2007 № 30-а «О весовом и габаритном контроле на автомобильных дорогах Костромской области» (далее – Постановление № 30-а), которым утверждено положение о порядке осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах общего пользования Костромской области (далее – Положение).
Указанным постановлением также утверждены допустимые весовые параметры транспортных средств для беспрепятственной эксплуатации на автомобильных дорогах Костромской области, временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области и порядок расчета платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Костромской области.
В силу пункта 2 Положения (в редакции, действовавшей на момент составления акта № 365 от 05.04.2007) весовой и габаритный контроль осуществляется службой весового контроля ОГУ «Костромаавтодор» с целью обеспечения сохранности автомобильных дорог общего пользования области и искусственных сооружений на них и контроля за соблюдением грузоперевозчиками требований нормативных правовых актов в области перевозок тяжеловесных и крупногабаритных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам.
Согласно Постановлению № 30-а проезд транспортных средств с превышением допустимых значений установленных осевых нагрузок и полной массы разрешается при условии оформления специального разрешения, выдаваемого ОГУ «Костромаавтодор».
Пунктом 1.5 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации установлено, что крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (далее - Правила дорожного движения), правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в настоящей Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
В соответствии с Постановлением № 30-а для беспрепятственной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования области допускаются любые транспортные средства и (или) составы транспортных средств, кроме тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств.
Тяжеловесным является транспортное средство и (или) состав транспортных средств, полная масса или осевая масса которого превышает значения, приведенные в таблицах 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 допустимых весовых параметров транспортных средств для беспрепятственной эксплуатации на автомобильных дорогах Костромской области.
Бремя по доказыванию соблюдения условий перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов в силу статей 8, 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на ответчика (перевозчика).
Фактическая осевая нагрузка ответчиком была превышена, что подтверждается актом № 13 от 13.05.2007, подписанным водителем транспортного средства. В последующем ответчик своим правом, предусмотренным пунктом 8.5 Инструкции по перевозке грузов, на обжалование действий должностных лиц, осуществляющих контроль за перевозкой крупногабаритных и тяжеловесных грузов, не воспользовался.
Указанный акт оценен судом в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и признан надлежащим доказательством.
Доказательств наличия у ответчика на момент осуществления перевозки специальных разрешений, выданных в соответствующем порядке, ответчиком в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Таким образом, принимая во внимание обязательность получения разрешений на осуществление перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов, отсутствие в материалах дела доказательств получения ответчиком указанных разрешений, нарушения им положений, установленных Постановлением № 30-а, суд приходит к выводу о наличии оснований для взыскания платы Предпринимателя как владельца транспортного средства, перевозящего тяжеловесные и крупногабаритные грузы.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 26.09.1995 года № 962, Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов, указанная плата носит компенсационный характер, установлена в целях возмещения ущерба, наносимого дорогам и дорожным сооружениям транспортными средствами.
Из системного толкования данного и иных вышеназванных нормативных актов следует, что ущерб, наносимый дорогам и дорожным сооружениям перевозкой крупногабаритного и тяжеловесного груза, превышающего установленные допустимые весовые нагрузки, презюмируется. Ставки платы, предусмотренные Порядком компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными транспортными средствами, включают в себя экономические обоснованные расходы, которые собственник дороги или дорожного сооружения (субъект Российской Федерации) должен будет произвести в будущем для восстановления первоначального положения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной Постановлении от 17.07.1998 года N 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - она предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, расчет платы за провоз тяжеловесных грузов осуществляется исходя из полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения. Учет этих параметров призван максимально индивидуализировать размер платы, с тем чтобы он соответствовал расчетному размеру ущерба и затрат, вплоть до освобождения от нее.
Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба, причиненного конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозок тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определен заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок.
Факт осуществления ответчиком перевозки груза с нарушением требований по допустимым осевым нагрузкам транспортного средства, отсутствия разрешения на перевозку крупногабаритного груза, полученного в порядке, установленном нормативным актом подтвержден материалами дела. Следовательно, истцом доказана противоправность действий ответчика, а также его вина, выразившаяся в неполучении разрешения на перевозку крупногабаритного и тяжеловесного груза.
В соответствии с Положением об инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 12.08.2008 № 282 Инспекция предъявляет иски в суды в случае уклонения от оплаты ущерба пользователями автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 11).
При указанных обстоятельствах требования истца обоснованны, подтверждены документально и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика. Государственная пошлина при предъявлении искового заявления не уплачивалась, поэтому подлежит взысканию в федеральный бюджет.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167 – 171, 176 АПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
Взыскать с Индивидуального предпринимателя Загороднова Дмитрия Сергеевича, 08.09.1978 года рождения, уроженца г. Костромы, проживающего в г. Костроме (ИНН 444200451276):
- в пользу Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области, г. Кострома, 2071 рубль платы в возмещение ущерба, причиненного провозом тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Костромской области;
- в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 рублей.
Исполнительный лист на взыскание суммы платы выдать после вступления решения в законную силу.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать по истечении десяти дней со дня вступления решения в законную силу при отсутствии у суда сведений о добровольной уплате государственной пошлины в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента его принятия, а со дня вступления решения в законную силу – в кассационном порядке, в течение двух месяцев с подачей апелляционной или кассационной жалоб через Арбитражный суд Костромской области.
Судья О.В. Тетерин