Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и23 января 2012г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
В составе:
председательствующего (судьи): Киселева К.И.
при секретаре: Гуренковой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Головиной О.В. к Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании отказа в выдаче сертификата на областной материнский капитал незаконным и возложении обязанности по его выдаче,
у с т а н о в и л:
Головина О.В. обратилась в суд с указанным иском к Департаменту Смоленской области по социальному развитию. Отмечает, что она, являясь, матерью родившей второго ребенка после 01 января 2008 г., и проживающая на территории Смоленской области обладает правом на получение сертификата на областной материнский капитал.
Ответчик отказал в предоставлении сертификата, сославшись на отсутствие документально подтвержденных данных о ее проживании на территории Смоленской области в течение одного года на момент рождения ребенка.
В этой связи, ставит вопрос о признании данного отказа незаконным, возложении на ответчика обязанности по выдаче соответствующего сертификата.
Представитель Департамента Смоленской области по социальному развитию Недачин Ю.А. не признав заявленные требования, отметил, что областной закон от 28 февраля 2008 г. № 15-з «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области» не распространяет свое действие на истицу, поскольку последняя в течение года до рождения второго ребенка не была зарегистрирована на территории Смоленской области.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В силу п. 1 ч.1 ст. 3 Закона Смоленской области от 28.02.2008 N 15-з "О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области" право на дополнительные меры поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2008 года (в том числе в случае смерти первого и (или) второго ребенка, при условии, что была произведена государственная регистрация его (их) рождения), если ранее им не был выдан сертификат на областной материнский (семейный) капитал (далее также - сертификат), проживающих на территории Смоленской области не менее одного года.
По делу установлено, что Головина О.В. является матерью двоих детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 6,7).
02 декабря 2010 г. Головиной О.В. на основании решения ГУ-УПФ РФ в Ленинском районе г. Смоленска выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал (л.д. 9).
Решением Департамента Смоленской области по социальному развитию от 22 ноября 2011 г. № истице отказано в выдаче сертификата на областной материнский (семейный) капитал.
Основанием принятия данного решения послужило мнение об отсутствии права на дополнительные меры поддержки, в связи с не проживанием на территории Смоленской области в течение одного года на момент рождения дочери ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Суд не может согласиться с данной позицией ввиду следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Вступившим в законную силу решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от 09 июля 2007 г. Головина О.В. признана утратившей право пользования жилым помещением в <адрес>.
На момент обращения к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги истица регистрации по месту жительства в г. Смоленске не имела.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О и от 5 октября 2000 года N 199-О) и подлежащими обязательному учету в нормотворческой и правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
Как следует из судебного постановления от 09 июля 2007 г., Головина О.В. с момента рождения постоянно проживает в <адрес>. Аналогичные сведения содержатся и в представленных истицей материалах искового заявления.
Ответчиком, в рамках распределения обязанности по доказыванию в силу ст. 56 ГПК РФ, доказательств об обратном не представлено, при том, что в рамках настоящего спора бремя доказывания правомерности оспариваемого гражданином отказа лежит на Департаменте, являющемся органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Определяющим обстоятельством для решения вопроса о возможности предоставления дополнительных мер поддержки Головиной О.В., как матери, родившей второго ребенка, является сам факт проживания на территории Смоленской области в период с 10 июля 2007 г. по 10 июля 2008 г., который нашел объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Отсутствие регистрации по месту жительства на территории области, в том числе в г. Смоленске при установленных выше обстоятельствах не может умалять право истицы на получение дополнительной меры социальной поддержки семьи и детей.
При таком положение, заявленные Головиной О.В. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Головиной О.В. удовлетворить.
Признать отказ Департамента Смоленской области по социальному развитию в получении сертификата на областной материнский (семейный) капитал незаконным.
Обязать Департамент Смоленской области по социальному развитию предоставить Головиной О.В. сертификат на областной материнский (семейный) капитал.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 27 января 2012г.
Судья К.И.Киселев