Дело № 2-951/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года г. Моршанск
Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:
Федерального судьи Савенковой Е.А.,
при секретаре Стегачевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Фомина Романа Вячеславовича, Попова Алексея Николаевича, Романовой Любови Павловны, Гурьева Павла Савельевича, Земцова Дмитрия Анатольевича к ООО «Завод «Моршанскхиммаш» о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы Фомин Р.В., Попов А.Н., Романова Л.П., Гурьев П.С., Земцов Д.А. обратились в суд с исковым заявлением к ООО «Завод «Моршанскхиммаш» о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда.
В обосновании иска истцы указали, что в соответствии с разделом 4 трудового договора заключенного между ними и ООО «Завод «Моршанскхиммаш» работнику устанавливается оклад, который выплачивается два раза в месяц: первая авансовая часть за частично отработанное время в расчетном периоде (месяце) – 25 числа каждого месяца, вторая часть (окончательный расчет за отработанный период) – не позднее 10-го числа месяца, следующего за расчетным. В период с ДД.ММ.ГГГГ работодатель ООО «Завод «Моршанскхиммаш» неоднократно и систематически задерживал заработную плату работникам, однако выплата компенсаций за несвоевременную выплату заработной платы работникам никогда не производилась. Работники ООО «Завод «Моршанскхиммаш» после выплаты заработной платы (погашения задолженности по заработной плате) обращались к работодателю с вопросом о выплате компенсации, работодатель отвечал отказом, объясняя работникам, что на эти выплаты они не имеют права. За период с января 2017г. по сентябрь 2017г. по просьбе работников бухгалтерией был сделан расчет компенсации за несвоевременную выплату заработной платы, некоторым работникам выданы справки с расчетом компенсации однако выдача справок работникам прекратилась, как только руководство ООО «Завод «Моршанскхиммаш» узнали о намерении работников истребовать компенсацию в судебном порядке.
Также истцы указывают, что незаконными действиями работодателя им был причинен моральный вред выразившийся в нравственных переживаниях, стрессе повлекшим за собой бессонницу, обострение хронических заболеваний. Истцы оценивают причиненный им моральный вред в денежном эквиваленте в размере 5000 рублей каждому.
В связи с вышеизложенными обстоятельствами ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с настоящим иском в котором просят взыскать с ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в их пользу денежную компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда и компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей в пользу каждого.
В судебное заседание истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причина их неявки неизвестна. Их интересы представляет действующая на основании доверенности ФИО11 Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истицы.
В судебном заседании представитель истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 – ФИО11, действующая на основании доверенности, ранее заявленные требования уточнила и просила суд взыскать с ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в пользу истцов компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в период с января 2017 года по октябрь 2017 года в пользу ФИО1 в размере 10124,29 рублей, в пользу ФИО2 в размере 16417,48 рублей, в пользу ФИО3 в размере 10231,36 рублей, в пользу ФИО4 в размере 14842,10 рублей, в пользу ФИО5 в размере 21014,26 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей в пользу каждого из них.
Представители ответчика – ООО «Завод «Моршанскхиммаш» ФИО9, действующая на основании доверенности, требования истцов признала в части. Дополнительно пояснила, что ООО «Завод «Моршанскхиммаш» систематически нарушает установленный срок выплаты заработной плата, из-за трудного материального положения организации. В связи с вышеизложенными обстоятельствами работникам начисляется компенсация за несвоевременную выплату заработной платы. Однако в настоящее время погасить вышеуказанную компенсацию они не имеют возможности, т.к. это приведет к образованию новой задолженности по заработной плате и еще более сильно усугубит положение организации. При возможности они погашают задолженность по заработной плате и выплачивают проценты (денежную компенсацию) за несвоевременную выплату заработной платы. Просила суд уменьшить сумму компенсации морального вреда.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 подлежат удовлетворению в части.
В соответствии со ст.16 Трудового кодекса РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с абзацем 5 ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
В силу абзацев 10, 15 ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, а также выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ст. 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан в письменной форме извещать каждого работника о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Факт работы истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, в спорный период в ООО «Завод «Моршанскхиммаш» подтверждается трудовыми договорами:
№ от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ФИО1 принят на работу в ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в должности специалиста в структурное подразделение Служба контроля и пропускного режима с ДД.ММ.ГГГГ;
№ от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ФИО2 принят на работу в ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в должности слесаря-сборщика 3 разряда в структурное подразделение Цех № с ДД.ММ.ГГГГ (дополнительные соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ);
№ от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ФИО3 принята на работу в ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в должности инспектора по пропускному режиму в структурное подразделение Служба контроля и пропускного режима с ДД.ММ.ГГГГ;
№ от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ФИО4 принят на работу в ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в должности фрезировщика 5 разряда в структурном подразделении Инструментальный участок с ДД.ММ.ГГГГ;
№ от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что ФИО5 принят на работу в ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в должности слесаря-сборщика 3 разряда в структурном подразделении Цех № с ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 142 ТК РФ работодатель и (или) уполномоченные им в установленном порядке представители работодателя, допустившие задержку выплаты работникам заработной платы и другие нарушения оплаты труда, несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьей 236 Трудового кодекса РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Согласно ч.1 ст.236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Из представленного ООО «Завод «Моршанскхиммаш» расчета компенсации за несвоевременную выплату заработной платы ФИО1 следует, что задолженность по заработной плате ООО «Завод «Моршанскхиммаш» перед ФИО1 составляет 10124 рублей 29 копеек. Из расчета компенсации за несвоевременную выплату заработной платы ФИО2 следует, что задолженность по заработной плате ООО «Завод «Моршанскхиммаш» перед ФИО2 составляет 16417 рублей 48 копеек. Из расчета компенсации за несвоевременную выплату заработной платы ФИО3 следует, что задолженность по заработной плате ООО «Завод «Моршанскхиммаш» перед ФИО3 составляет 10231 рублей 36 копеек. Из расчета компенсации за несвоевременную выплату заработной платы ФИО4 следует, что задолженность по заработной плате ООО «Завод «Моршанскхиммаш» перед ФИО4 составляет 14842 рублей 10 копеек. Из расчета компенсации за несвоевременную выплату заработной платы ФИО5 следует, что задолженность по заработной плате ООО «Завод «Моршанскхиммаш» перед ФИО5 составляет 21014 рубля 26 копеек. Возражений ни со стороны истцов, ни со стороны ответчика по данным расчетам не представлено. Суд находит данные расчеты арифметически верными.
Поскольку выплата причитающейся заработной платы не была произведена ответчиком истцам своевременно, то суд приходит к выводу об удовлетворении требования истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 о взыскании в их пользу компенсации за задержку заработной платы за заявленный истцами период с января 2017 года по октябрь 2017 года.
В силу статьи 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Судом достоверно установлено нарушение права истцов на своевременную и в полном объеме оплату труда.
Трудовое законодательство не дает понятия морального вреда. Однако его определение содержится в статье 151 ГК РФ - это нравственные или физические страдания.
Истцы, обосновывая свои требования о взыскании компенсации морального вреда, ссылаются на то, что в результате нарушения работодателем их трудовых прав они испытывали материальные трудности. Необоснованные и незаконные действия работодателя унизили их человеческое и гражданское достоинство, заставили ощутить свою беззащитность перед чужим произволом, а также причинили другие нравственные страдания им и их близким. К тяжелым переживаниям, вызванным длительной задержкой заработной платы, добавилось чувство неполноценности и обделенности. Все это губительно сказалось на морально-психологическом климате их семей, усложнило взаимоотношения с супругами, близкими и друзьями.
При определении размера денежной компенсации морального вреда суд принимает во внимание продолжительность нарушения прав истцов, характер их нравственных страданий, степень вины работодателя, а также требования разумности и справедливости, с учетом которых считает определить данный размер в сумме 3 000 рублей каждому.
Кроме того, принимая во внимание положения ст. 103 ГПК РФ, а также п.п. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в доход государства государственную пошлину в размере 2828 рублей 88 копеек
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Фомина Романа Вячеславовича, Попова Алексея Николаевича, Романовой Любови Павловны, Гурьева Павла Савельевича, Земцова Дмитрия Анатольевича к ООО «Завод «Моршанскхиммаш» о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и компенсации морального вреда – удовлетворить в части.
Взыскать с ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в пользу Фомина Романа Вячеславовича компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы за период с января 2017 года по октябрь 2017 года в размере 10124,29 рублей и компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в пользу Попова Алексея Николаевича, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы за период с января 2017 года по октябрь 2017 года в размере 16417,48 рублей и компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в пользу Романовой Любови Павловны, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы за период с января 2017 года по октябрь 2017 года в размере 10231,36 рублей и компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в пользу Гурьева Павла Савельевича, компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы за период с января 2017 года по октябрь 2017 года в размере 14842,10 рублей и компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в пользу Земцова Дмитрия Анатольевича компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы за период с января 2017 года по октябрь 2017 года в размере 21014,26 рублей и компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей.
Взыскать с ООО «Завод «Моршанскхиммаш» в доход государства госпошлину в размере 2828,88 рублей.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский облсуд через Моршанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 20 августа 2018 года.
Федеральный судья Е.А.Савенкова