Копия
Дело № 2а-1390/2020
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
г. Самара 17 декабря 2020 года
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
с участием представителя административного истца Министерства имущественных отношений Самарской области – ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
административного ответчика судебного пристава-исполнителя Агафоновой И.В.,
административного ответчика старшего судебного пристава ОСП Самарского района г. Самары – ФИО2,
административного ответчика УФССП России по Самарской области – ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Карпухиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1390/2020 по административному иску Министерства имущественных отношений Самарской области к судебному приставу-исполнителю Агафоновой И.В., старшему судебному приставу ОСП Самарского района г. Самары, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Самарской области о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в Самарский районный суд г. Самары с административным исковым заявлением, требуя с учетом измененных исковых требований признать незаконным бездействие судебных приставов-исполнителей ОСП Самарского района г. Самары, выразившееся в ненаправлении документов по совершению исполнительных действий в рамках исполнительного производства №-ИП в отношении ФИО10: постановления о запрете на регистрационные действия от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об исполнительном розыске имущества должника от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об обращении взыскания на денежные средства должника от ДД.ММ.ГГГГ, постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным бездействие начальника ОСП Самарского района г. Самары по ненадлежащему контролю за деятельностью судебных приставов-исполнителей ФИО4 и ФИО7; обязать начальника ОСП Самарского района г. Самары вернуть исполнительный лист с постановлением об окончании исполнительного производства.
Согласно доводам административного иска, приговором Самарского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО10 и ФИО5 в возмещение материального ущерба было взыскано солидарно <данные изъяты> рублей. На основании определения Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ был выдан дубликат исполнительного листа ФС № в отношении ФИО10, который был направлен ДД.ММ.ГГГГ Самарским районным судом г. Самары в ОСП Самарского района г. Самары для принудительного исполнения. На основании указанного исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП Самарского района г. Самары Агафоновой И.В. ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП отношении должника ФИО10 По информации, полученной на приеме у судебного пристава-исполнителя Агафоновой И.В., за должником зарегистрировано транспортное средство, а также имеются открытые на имя должника счета в кредитных организациях. Однако извещения о совершении каких-либо исполнительных действий, в том числе по наложению ареста на имущества должника, а также иные постановления судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства в адрес административного истца не поступали. Административный истец также не обладает информацией, осуществлялся ли выход по месту регистрации должника, выносилось ли в отношении должника постановление о временном ограничении на выезд из Российской Федерации. Полагая, что в рамках исполнительного производства судебным приставом-исполнителем не было совершено исполнительных действий и не было принято мер принудительного исполнения, достаточных для исполнения должником требований судебного акта, административным истцом была направлена жалоба в УФССП России по Самарской области на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, однако какая-либо информация по рассмотрению указанной жалобы в Министерство имущественных отношений Самарской области не поступала. Ссылаясь на данные обстоятельства, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в суд, предъявив настоящий административный иск.
Представитель административного истца Министерства имущественных отношений Самарской области – ФИО6 в судебном заседании заявленные административные исковые требования с учетом изменений полностью поддержала и сослалась на доводы административного иска, пояснив, что постановление о возбуждении исполнительного производства Министерством имущественных отношений Самарской области было получено, с письменным заявлением об ознакомлении с материалами исполнительного производства не обращались.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Агафонова И.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что все документы о совершении исполнительных действий были направлены сторонам исполнительного производства простыми почтовыми отправлениями в связи с тем, что в период ДД.ММ.ГГГГ г.г. их отправление заказной почтой не было предусмотрено службой судебных приставов. Сведения об отправлении всех заявленных административным истцом постановлений предоставлены суду. Представители административного истца не знакомились с материалами исполнительного производства, с письменным заявлением об ознакомлении не обращались. В материалах исполнительного производства имеются сведения о направлении запросов в различные банки, ГИБДД МВД России, МВД России, ФМС России, УФМС России по Самарской области, ФСИН России, ФНС России, ГИМС, Росреестр, Пенсионный фонд России, различным операторам сотовой связи, и ответы на них. У должника выявлен счет в Банке «ВТБ» (ПАО), на денежные средства которого обращено взыскание. У должника также выявлено транспортное средство, на которое наложен запрет на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий, а также в отношении которого объявлен исполнительный розыск. Неоднократно судебными приставами-исполнителями осуществлялись выходы по адресу должника, однако должник по адресу регистрации не проживает, в связи с чем, судебным приставом-исполнителем был объявлен исполнительный розыск должника. В отношении ФИО10 судебным приставом-исполнителем были также неоднократно вынесены постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. В связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества исполнительное производство было окончено. Однако исполнительный лист не был возвращен взыскателю в связи с отменой постановления об окончании исполнительного производства и возобновлением исполнительного производства. Постановления об окончании исполнительного производства и возобновлении исполнительного производства вручены представителю административного истца. На жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, поступившую в ДД.ММ.ГГГГ году в адрес ОСП Самарского района г. Самары, в установленные законом сроки был дан ответ, который был направлен административному истцу, о чем суду представлены сведения. Других жалоб Министерства имущественных отношений Самарской области в ОСП Самарского района г. Самары не поступало.
Административный ответчик старший судебный пристав ОСП Самарского района г. Самары – Борзых А.П., действующая за себя и в интересах административного ответчика УФССП России по Самарской области, в судебном заседании относительно удовлетворения административных исковых требований возражала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что жалоба Министерства имущественных отношений Самарской области на действия судебного пристава-исполнителя ФИО11 поступила в адрес ОСП Самарского района г. Самары в ДД.ММ.ГГГГ году, в установленные законом сроки был дан ответ, который был направлен административному истцу. Других жалоб Министерства имущественных отношений Самарской области в ОСП Самарского района г. Самары не поступало. Судебный пристав-исполнитель ФИО8 уволилась из ОСП Самарского района г. Самары. Работа по исполнительному производству ведется постоянно, все постановления и ответ на жалобу направлялись сторонам исполнительного производства простой почтовой корреспонденцией, поскольку заказной почтой их направление не предусмотрено. Работа всех судебных приставов-исполнителей находится под постоянным контролем. Все меры принудительного исполнения требований исполнительного листа были приняты судебными приставами-исполнителями. В связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества исполнительное производство было окончено. Однако исполнительный лист не был возвращен взыскателю в связи с отменой постановления об окончании исполнительного производства и возобновлением исполнительного производства. Постановления об окончании исполнительного производства и возобновлении исполнительного производства вручены представителю административного истца.
Заинтересованное лицо – ФИО10 в судебное заседание не явился, однако надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, доказательств уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Выслушав пояснения явившихся сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
На основании ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст.ст. 1, 3 КАС РФ, основанием для принятия решения суда о признании незаконным действий (бездействий) является одновременно, как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение прав, свобод и охраняемых законом интересов.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 1).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (ч. 11).
Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в установленные частями 1-6 статьи 36 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» сроки.
Неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Федеральным законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя.
В силу ст. 64 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, указанные в указанной норме, а также иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Согласно ст. 68 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1).
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (ч. 2).
Из представленных суду материалов исполнительного производства №-ИП следует, что по приговору Самарского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, по уголовному делу № ДД.ММ.ГГГГ был дубликат исполнительного листа ФС № в отношении ФИО10, который поступил в ОСП Самарского района г. Самары ДД.ММ.ГГГГ.
На основании указанного исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Самарского района г. Самары Агафоновой И.В. возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО10 на предмет исполнения: материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области.
Копия данного постановления о возбуждении исполнительного производства направлена сторонам исполнительного производства. Получение копии указанного постановления представитель административного истца в судебном заседании подтвердила.
Как следует из материалов исполнительного производства, судебными приставами-исполнителями Агафоновой И.В. и ФИО8 были направлены запросы в различные банки, ГИБДД МВД России, МВД России, ФМС России, УФМС России по Самарской области, ФСИН России, ФНС России, ГИМС, Росреестр, Пенсионный фонд России, различным операторам сотовой связи, и были получены соответствующие ответы.
В силу ст. 69 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах (ч. 3).
При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится (ч. 4).
Во исполнение указанных требований закона судебными приставами-исполнителями на основании постановлений были обращены взыскания на денежные средства должника ФИО10, в том числе на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ на счете в Филиале № Банка «ВТБ» (ПАО).
Из материалов исполнительного производства также следует, что судебными приставами-исполнителями на основании постановлений был объявлен запрет на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении транспортного средства должника ФИО10 <данные изъяты>.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, был объявлен исполнительный розыск имущества ФИО10: автомобиля <данные изъяты>.
Кроме того, судебными приставами-исполнителями неоднократно осуществлялся выход по адресу регистрации должника, о чем свидетельствуют соответствующие Акты, однако по данному адресу ФИО10 не проживает.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ был объявлен исполнительный розыск самого ФИО10
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, соглашение о примирении, утверждаемые в судебном порядке.
При обращении представителя Министерства имущественных отношений Самарской области к судебным приставам-исполнителям ОСП Самарского района г. Самары с целью получения информации по исполнительному производству интересующая информация по исполнительному производству административным истцом была получена, что следует из содержания административного иска, с письменным заявлением об ознакомлении с материалами исполнительного производства административный истец не обращался, что не опровергалось представителем административного истца в судебном заседании.
Заявленные административным истцом постановления были направлены сторонам исполнительного производства судебными приставами-исполнителями ОСП Самарского района г. Самары, о чем свидетельствуют представленные суду списки почтовых отправлений со штампами Почты России, направление указанных исполнительных документов простой почтовой корреспонденцией обусловлено сложившимся в ОСП Самарского района г. Самары в ДД.ММ.ГГГГ г.г. порядком ведения делопроизводства.
Как следует из материалов исполнительного производства, исполнительное производство было окончено в связи с невозможностью установления местонахождения должника, его имущества, в настоящее время исполнительное производство возобновлено.
По результатам рассмотрения поступившей в ОСП Самарского района г. Самары из УФССП России по Самарской области жалобы административного истца заместителем начальника ОСП Самарского района г. Самары ФИО12 было вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы, которое было направлено в адрес Министерства имущественных отношений Самарской области.
Сведений о поступлении в ОСП Самарского района г. Самары еще каких-либо жалоб административного истца суду не представлено, административный ответчик данный факт отрицал.
При таких обстоятельствах суд полагает, что неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный законом, в данном случае не может служить основанием для вывода о допущенном судебными приставами-исполнителями незаконном бездействии.
Представленные материалы исполнительного производства свидетельствуют о том, что судебные приставы-исполнители принимают меры к исполнению судебного акта, информация по исполнительному производству предоставляется, исполнительные документы направляются сторонам исполнительного производства, в связи с чем, оснований для признания незаконным бездействия судебных приставов-исполнителей и старшего судебного пристава ОСП Самарского района г. Самары не имеется.
Напротив, возобновление исполнительного производства свидетельствует о надлежащем контроле старшего судебного пристава ОСП Самарского района г. Самары за деятельностью судебных приставов-исполнителей.
Постановления об окончании исполнительного производства и возобновлении исполнительного производства вручены представителю административного истца, в связи с чем, оснований для возложения обязанности на начальника ОСП Самарского района г. Самары вернуть исполнительный лист с постановлением об окончании исполнительного производства также нет.
Каких-либо иных доводов в обоснование своих требований административным истцом не приведено.
При таких обстоятельствах, с учетом действующего стандарта доказывания, стороной административного ответчика доказана законность своих действий (бездействий), а административный иск по заявленным доводам не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2░-1390/2020 (░░░: № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░.