№2-1-437/2019
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
21 марта 2019г. город Ливны
Ливенский районный суд Орловской области
в составе председательствующего судьи Андрюшиной Л.Г.,
при секретаре Музаевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда гражданское дело по иску Добродеевой М.Л. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонному) об обязании засчитать периоды работы, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж для назначения пенсии, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Добродеева М.Л. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонному) об обязании засчитать периоды работы, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж для назначения пенсии, назначении пенсии.
В обоснование исковых требований указано, что с 1989 г. она работала в Здоровецкой средней школе и имеет педагогический стаж.
В 2018г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей пенсии по старости на льготных условиях.
Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе ей было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду того, что не были включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды: с 02.09.1991 по 14.02.1992 в должности воспитателя группы продленного дня в Здоровецкой средней школе. Также в уведомлении указано, что в соответствии с представленными документами не представляется возможным определить, когда ей был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, 19.07.1992 года рождения.
Данный отказ считает незаконным и нарушающим ее право на получение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью.
Просила установить, что в период с 18.09.1992 по 19.01.1994 она находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет, обязать ответчика включить в стаж работы, дающей право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период работы с 02.09.1991 по 14.02.1992, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, и назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с момента возникновения на нее права.
В судебном заседании Добродеева М.Л. исковые требования поддержала.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ливны и Ливенском районе Чумичева Н.В. исковые требования не признала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства от 29.10.2002 № 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Данный список не содержит должности «воспитатель группы продленного дня», содержит должность «воспитатель».
Вместе с тем, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 июля 2005 года N 440 по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации и по представлению Министерства образования и науки Российской Федерации установлено тождество наименований должностей «воспитатель группы продленного дня» наименованию должности «воспитатель».
Из материалов гражданского дела следует, что уведомлением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонному) № от 16.11.2018, Добродеевой М.Л. было отказано в назначении досрочной пенсии ввиду того, что не были включены в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы с 02.09.1991 по 14.02.1992 в должности воспитателя ГПД в Здоровецкой средней школе, так как отсутствует документальное подтверждение.
Из уведомления № от 25.06.2018 следует, что по представленным документам не представляется возможным определить, когда Добродеевой М.Л. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком, 19.07.1992 года рождения.
Из трудовой книжки Добродеевой М.Л. следует, что с 15.08.1989 она работает в Здоровецкой средней школе. При этом, принята на должность старшей пионервожатой, 05.01.1998 назначена на 0,5 ставки заместителем директора по воспитательной части.
Из архивной справки, выданной архивным отделом администрации Ливенского района 27.12.2018, следует, что в архивном фонде Управления образования администрации Ливенского района в тарификационных списках учителей Здоровецкой средней школы на 1991-1992 уч.год значится Добродеева М.Л. в должности пионервож. воспит. ГПД 0,5ст. (так в документе).
Согласно архивной справке, выданной архивным отделом администрации Ливенского района 28.06.2018, копиям лицевых счетов, в 1992 г. Добродеева М.Л. значилась пионервожатой, ВГПД 0,5.
Из обозренной в судебном заседании книги лицевых счетов на 1991год следует, что лицевые счета за второе полугодие 1991 г. отсутствуют.
Из приказа № от 02.09.1991 по Здоровецкой средней школе следует, что организованы две группы продленного дня с наполнением 30 человек в каждой. Воспитателем 2 группы продленного дня назначена Добродеева М.Л.
Из приказа № от 23.11.1992 директора Здоровецкой средней школы следует, что старшей пионервожатой Добродеевой М.Л. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет на период с 18.09.1992 по 19.01.1994.
Согласно свидетельству о рождении, у Добродеевой М.Л. ДД.ММ.ГГГГ родился сын.
Изложенные в приказах обстоятельства были подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей Смолякова Е.Н. и Митюревой Н.Г.
Разрешая заявленные требования в части обязания включить в специальный стаж период работы истца в должности воспитателя группы продленного дня, суд учитывает, что начало спорного периода подтверждается письменным доказательством - приказом о назначении Добродеевой М.Л. на данную должность. Также судом учитывается, что за период с сентября по декабрь 1991г. отсутствуют лицевые счета на всех работников Здоровецкой средней школы (в книге лицевых счетов данные страницы не заполнены), что не может вменяться в вину истцу, не ответственной за их ведение, и служить обстоятельством, ухудшающим ее положение при реализации права на включение данного периода в специальный стаж.
Судом также учитывается, что за 1992г. лицевой счет представлен, и в нем доплата за работу по совместительству проходит в феврале, марте, апреле и мае.
Исходя из представленных доказательств, суд приходит к выводу о том, что период работы в должности воспитателя группы продленного дня с 02.09.1991 по 31.12.1991 подлежит зачету в льготный стаж, а период работы в 1992 г. зачтен ответчиком правильно, на основании представленных документов.
Разрешая требование об обязании засчитать в льготный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд учитывает следующее.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» (вступил в силу 06.10.1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Из лицевого счета на Добродееву М.Л. за 1992г. следует, что до мая этого года Добродеева М.Л. получала доплату за работу по совместительству воспитателем группы продленного дня, и этот период засчитывается ответчиком в специальный стаж истца, в мае – июне истцу начисляется денежная сумма, не отнесенная к заработной плате.
Учитывая, что женщинам на основании больничного листка предоставляются отпуска по беременности и родам, продолжительностью не менее 70 дней до родов, а сын Добродеевой М.Л. был рожден ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что ее объяснения об уходе на больничный перед рождением сына с мая 1992, являются обоснованными.
И поскольку работа в мае 1992 г. самим ответчиком засчитывается как дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после чего следовал период отпуска по беременности и родам, как перед рождением ребенка, так и после рождения, отпуск по уходу за ребенком предоставлен истцу до 06.10.1992, суд считает, что период нахождения Добродеевой М.Л. в данном отпуске подлежит зачету в специальный стаж.
Из уведомления ответчика следует, что на момент обращения – 15.06.2018 с заявлением о назначении пенсии, у Добродеевой М.Л. имелся льготный стаж в размере 23 года 05 месяцев 13 дней, с учетом засчитываемых настоящим решением периодов его продолжительность составит более 25 лет, в связи с чем суд находит требование истца об обязании назначить ей пенсию с момента возникновения на нее права, в данном случае – с момента обращения, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) засчитать Добродеевой М.Л. в стаж работы, дающий право назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период работы с 02.09.1991 по 31.12.1991, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 18.09.1992 по 19.01.1994.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ливенском районе Орловской области (межрайонное) назначить Добродеевой М.Л. пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 15 июня 2018г.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья