Дело №
66RS0001-01-2020-001303-80
мотивированное решение изготовлено 15 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2020 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Васильковой О.М., при секретаре Баталовой Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Клевакина С. В. к А. г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке,
у с т а н о в и л:
Клевакин С.В. первоначально обратился в суд с иском к А. г.Екатеринбурга и А. <адрес> г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование заявленного иска указано, что Клевакин С.В. является сотрудником МАОУ Средней образовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов № с <//>. На основании Постановления Главы А. К. <адрес> г.Екатеринбурга от <//> истец был принят на учет в качестве нуждающихся. В соответствии с Законом С. <адрес> «Об образовании в С. <адрес>» истец имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако ответчиком данное право не реализовано, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Определением суда от <//> в связи с отказом истца от требований к А. <адрес> г.Екатеринбурга производство по делу в указанной части иска прекращено.
В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивали, дополнительно указав, что истцу должно быть предоставлено жилое помещение площадью не менее 36 кв.м., поскольку в среднем стандартная однокомнатная квартира имеет именно такую площадь. А. г.Екатеринбурга должна предоставить истцу жилое помещение независимо от того, что порядок такого предоставления не определен, поскольку в будущем соответствующий нормативный правовой акт должен быть принят.
В судебном заседании представитель ответчика А. г.Екатеринбурга возражала против удовлетворения иска, поскольку предоставление жилых помещений А. г.Екатеринбурга производится на условиях, определенных жилищным законодательством. Нормой ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определены случаи, при наличии которых гражданин имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения. Истец к указанным в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации категориям граждан не отнесен. Более того, порядок обеспечения педагогических работников жилыми помещениями законодательно не определен, однако данный факт не влечет за собой возникновение соответствующей обязанности у А. г.Екатеринбурга.
Представитель А. К. <адрес> в судебном заседании поддержала позицию представителя А. г.Екатеринбурга, указав, что истец подлежит обеспечению жилым помещением в порядке, определенном законом.
Представитель П. С. <адрес> в судебное заседание не явился, направил в суд отзыв
В судебном заседании третьи лица Клевакина Е.А., Клевакин И.С., Клевакин И.С. и Клевакин В.С., направили в суд заявления о проведении судебного разбирательства без их участия.
С учетом мнения явившихся участников процесса, суд определил разрешить заявленный иск при установленной явке.
Заслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, а также оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека установлено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 455-О от <//>, согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1) Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2).
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
Согласно ч. 2, 3 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Настоящий иск предъявлен к А. г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, в связи с наличием предусмотренного законом права на внеочередное обеспечение жилым помещением.
В соответствии со ст.ст. 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Жилые помещения по договорам социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются лицам, указанным в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, предоставление жилого помещения на условиях социального найма может быть реализовано только в порядке и по основаниям, определенным законом.
Истец ссылается на положение п. 3 ч. 1 ст. 24 Закона С. <адрес> от <//> N 78-ОЗ (ред. от <//>) "Об образовании в С. <адрес>" (принят Законодательным Собранием С. <адрес> <//>), согласно которому педагогические работники государственных образовательных организаций С. <адрес> и муниципальных образовательных организаций имеют трудовые права и социальные гарантии, установленные федеральными законами, в том числе: право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда С. <адрес>.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от <//> N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, в том числе право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно материалам учетного дела, Постановлением Главы А. К. <адрес> г.Екатеринбурга от <//> № Клевакин С.В. и члены его семьи Клевакина Е.А., Клевакин И.С., Клевакин И.С., Клевакин В.С. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
По состоянию на <//> номер очереди 1163.
В настоящее время истец проживает по адресу: г.Екатеринбург, <адрес>, в жилом помещении на условиях найма служебного жилого помещения.
Как указано в норме ст. 24 вышеназванного закона порядок предоставления на территории С. <адрес> меры социальной поддержки, указанной в части первой настоящего пункта, устанавливается законами С. <адрес> и иными нормативными правовыми актами С. <адрес>.
При разрешении иска суд исходит из позиции, выраженной Конституционным судом Российской Федерации в Определении Конституционного Суда РФ от <//> N 215-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Суромкиной З. А. на нарушение ее конституционных прав и конституционных прав ее несовершеннолетней дочери частью 8 статьи 5 и частями 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации".
Так, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и возлагая на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), закрепляет право каждого на жилище и обязывает органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права (статья 40, части 1 и 2), одновременно предусматривая, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3).
В порядке реализации названных конституционных положений Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях (часть 2 статьи 49); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения предоставляются в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49); при этом категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда в случае наделения органов местного самоуправления в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение этих категорий граждан жилыми помещениями, которые предоставляются им в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4 статьи 49).
По общему правилу граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, обеспечиваются жилыми помещениями на основании договоров социального найма в порядке очередности, определяемой временем их принятия на соответствующий учет (часть 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации), что, принимая во внимание ограниченность финансовых возможностей государства, призвано гарантировать справедливое распределение жилых помещений из жилищного фонда социального использования.
В то же время часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в действующей редакции предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма - как дополнительную гарантию права на жилище для отдельных категорий граждан, нуждающихся в особой поддержке государства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от <//> N 36-О), - гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (пункт 1), а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 данного Кодекса перечне (пункт 3).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что части 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, направленные на реализацию положений статьи 40 Конституции Российской Федерации и устанавливающие порядок предоставления жилья гражданам с учетом общеправового и конституционного принципа справедливости, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан. При этом часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, гарантирующая внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в ней гражданам, направлена на обеспечение защиты их интересов и потому не может расцениваться как нарушающая какие-либо конституционные права и свободы, притом что законодатель в рамках дискреционных полномочий вправе определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства (определения от <//> N 192-О, от <//> N 636-О, от <//> N 2071-О, от <//> N 386-О, от <//> N 560-О, от <//> N 1662-О, от <//> N 360-О, от <//> N 2798-О, от <//> N 2092-О и др.).
Часть 8 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации, закрепляющая приоритет норм данного Кодекса по отношению к нормам жилищного законодательства, содержащимся в иных нормативных правовых актах (уровня федерального закона и ниже), направлена на разрешение возможных коллизий, в частности, при несовпадении содержания норм актов равной юридической силы и, таким образом, принята в конституционно - значимых целях поддержания определенности и непротиворечивости правового регулирования в жилищной сфере, стабильности складывающихся на основе жилищно-правовых норм правоотношений.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из принципов правового государства, равенства и справедливости (статьи 1, 18 и 19 Конституции Российской Федерации) вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования. Противоречащие друг другу правовые нормы порождают и противоречивую правоприменительную практику, возможность произвольного их применения, ослабляют гарантии государственной защиты конституционных прав и свобод. Исходя из этой посылки Конституционным Судом Российской Федерации были сформулированы правовые позиции о возможности установления приоритета кодифицированного акта перед иными федеральными законами.
С учетом права федерального законодателя установить приоритет кодифицированного нормативного правового акта уровня федерального закона, специально предназначенного для регулирования жилищных отношений, по отношению к другим федеральным законам, могущим содержать нормы жилищного законодательства, в свете сохраняющих свою силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации сами по себе оспариваемые положения части 8 статьи 5 и частей 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут рассматриваться как нарушающие перечисленные в жалобе конституционные права заявительницы и ее несовершеннолетней дочери.
Правовое регулирование, действовавшее до <//> - даты вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, - предусматривало ряд жилищно-правовых гарантий педагогическим работникам.
Пункт 10 статьи 36 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР <//>, закреплял, что учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются в первую очередь. В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от <//> N 3266-I "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на первоочередное предоставление жилой площади.
Действующий Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит такого понятия, как "первоочередное предоставление жилых помещений". Согласно части 1 его статьи 57 исключения из правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности исходя из времени принятия граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на соответствующий учет устанавливаются частью 2 данной статьи. Указанная норма выделяет несколько категорий граждан, которым жилое помещение предоставляется вне очереди, среди которых педагогические работники не названы. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" был введен в действие с <//>, но какие-либо изменения, которые бы корреспондировали положению пункта 6 части 5 его статьи 47 о предоставлении педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, в часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации внесены не были.
Кроме того, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации - и с учетом положений его статьи 5 о допустимости принятия других федеральных законов, содержащих нормы жилищного законодательства, при условии их соответствия данному Кодексу - указанными в них нормативными правовыми актами, включая федеральные законы, может быть установлен иной, нежели предусмотренный Жилищным кодексом Российской Федерации, порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма определенным в этих нормативных правовых актах категориям граждан. Однако Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" не содержит нормативных положений, которые определяли бы, из каких государственных или муниципальных жилищных фондов, какими субъектами и в каком порядке осуществляется предоставление жилых помещений педагогическим работникам по договорам социального найма.
Как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, хотя наделение отдельных категорий граждан правом на внеочередное предоставление им жилых помещений относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя, установление этого права в федеральном законе обязывает и к своевременному закреплению гарантий его реализации, прежде всего к созданию надлежащей нормативной основы деятельности органов публичной власти, иных субъектов, направленной на обеспечение осуществления данного права указанными гражданами, в том числе в части необходимых для этого материальных и финансовых средств (Постановление от <//> N 30-П).
Соответственно, исходя из того что Жилищный кодекс Российской Федерации допускает различные варианты нормативного регулирования отношений по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, именно к компетенции законодателя относится установление - с учетом особой роли Жилищного кодекса Российской Федерации как кодифицированного акта в регулировании жилищных правоотношений и возможности закрепления норм жилищного законодательства в иных нормативных правовых актах - конкретного механизма реализации гарантии, предусмотренной положением пункта 6 части 5 статьи 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Таким образом, по существу, доводы заявительницы направлены на расширение установленного частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации перечня категорий граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди, путем включения в него педагогических работников.
В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, поскольку истец не отнесен к категории граждан, которые в силу прямого указания жилищного законодательства имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения, соответственно правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Довод истца о том, что для реализации его жилищных прав возможно в будущем соответствующее правовое регулирование, суд не принимается в качестве основания для удовлетворения иска, поскольку для возложения на публичной субъект определенной обязанности необходимо принятие в установленном законом порядке оснований и порядка исполнения обязанности. Таким образом, только в случае законодательного закрепления обязанности лицо вправе требовать исполнения такого публичного обязательства.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Клевакина С. В. к А. г.Екатеринбурга о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в С. областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: О.М.Василькова