Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 декабря 2019 года | Дело № 12-609/2019 |
город Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Тумайкина Л.П.,
с участием представителя заявителя жалобы – Михайловой М.В. по доверенности,
представителя Госжилнадзора г. Севастополя Сытникова А.П. по доверенности,
при секретаре Зайченко А.О.,
рассмотрев жалобу Сафроновой Светланы Евгеньевны на постановление от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица – инженера по эксплуатации жилого фонда ООО «Управляющая компания Гагаринского района-1» Сафроновой Светланы Евгеньевны,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя начальника Главного Управления государственного жилищного надзора города Севастополя Дагриджан В.В. от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением начальника Главного управления государственного жилищного надзора города Севастополя Яньковым Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ, инженер по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1» Сафронова С.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением Сафронова С.Е. направила в Гагаринский районный суд г. Севастополя жалобу, в которой просила постановление о привлечении ее к административной ответственности отменить, а производство по делу прекратить, так как в ее действиях отсутствует состав вмененного ей административного правонарушения, а проверка административного органа проведена в нарушение действующего законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя Михайлова М.В. по доверенности на удовлетворении жалобы по доводам и основаниям изложенным в ней настаивала, кроме того, просила переквалифицировать действия Сафроновой С.Е. на ч.1 ст. 7.23.3 КоАП РФ.
Заявитель Сафронова С.Е. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направила, направила своего представителя, в связи с чем определено рассмотреть жалобу в ее отсутствие с участием представителя Михайловой Н.В.
Представитель Госжилнадзора г. Севастополя Сытников А.П. по доверенности доводы жалобы не поддержал, просил постановление Госжилнадзора оставить без изменения.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с требованиями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, в том числе исследуются все имеющиеся в деле доказательства, при необходимости заслушиваются пояснения специалиста.
Частью 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения инженера по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1» Сафроновой С.Г. к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ послужило то, что она в нарушение ч. 2. 3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. «б» п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», пп. «в» п. 1, п. 2, пп. «д» п. 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановление Правительства РФ от 15.05.2013 № 416, п.п. «а» п. 10, п.п. «а», «в», «г» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, не обеспечила ; надлежащее техническое обслуживание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Севастополь, ул. Героев Бреста, д. 41, а именно: в ходе проведения визуального осмотра подвального помещения установлено, что инженер Сафронова С.Е".. не обеспечила чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала, в соответствии с санитарными нормами и правилами управляющая организация не проводит регулярно дезинфекцию, дератизацию, дезинфекцию в подвальных помещениях подъезда № 7 многоквартирного дома № 41 по ул. Героев Бреста, в подвальных помещениях отсутствует освещение, не проведены работы по дезинфекции подвальных помещений, подвальные помещения загрязнены и захламлены крупногабаритным мусором, что свидетельствует о нарушении ООО «УК Гагаринского района-1» лицензионных требований по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. ч. 1,2 ст. 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимаются выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110 «О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами», лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, являются следующие требования: а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частю 2 статьи 162 ЖК РФ; в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются Правилами № 491.
На основании п. 10 Правил № 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с пп. «а», «г» п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 36 ЖК РФ и подпунктом «а» пункта 2 Правил № 491, к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома помещения в данном доме относится, в том числе, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 (далее - Правила № 170), которыми установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья (п. 3.4.1); в соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях (п. 3.4.8); подвальные помещения должны быть сухими, чистыми, иметь освещение и вентиляцию (п. 4.1.3); не допускается захламлять и загрязнять подвальные помещения (п. 4.1.15).
Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Анализ приведенных выше положений позволяет сделать вывод о том, что организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, должны обеспечить надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, принимать надлежащие меры по содержанию (осмотру) и ремонту многоквартирного жилого дома независимо от причин и условий, потребовавших необходимость проведения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
При этом в силу названных выше норм должностные лица управляющих организаций, на которых возложены обязанности по обеспечению и соблюдению надлежащего содержания общего имущества, обязаны исполнять свои должностные обязанности в интересах и от имени предприятия, в том числе обеспечивать и контролировать чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья, его соответствие санитарным нормам и правилам, принимать надлежащие меры к недопущению нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, то есть проводить осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества (подвалов) требованиям законодательства Российской Федерации.
Такая обязанность возникает независимо от заключения договоров подряда с организациями на выполнение работ по содержанию общего имущества.
Так, исходя из представленных суду доказательств - акта проверки № 20.10-10-ВЗ/19/473-П от 06.06.2019, установлено, что он содержит в себе выводы о нарушении Сафроновой С.Е. проведения регулярной дезинфекции, дератизации, дезинсекции в повальных помещениях подъезда № 7 многоквартирного дома № 41 по ул. Героев Бреста.
Сведений, подтверждающих проведение каких-либо мероприятий по регулярному проведению данных работ в деле не содержится и суду не представлено.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие «работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются, в том числе, должностные лица, на которых возложены обязанности по управлению (надлежащему содержанию общего имущества) многоквартирными домами (жилого фонда, его части), обладающие организационно-распорядительными или административно- хозяйственными функциями управляющей организации.
В соответствии с Должностной инструкцией инженера по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1» от ДД.ММ.ГГГГ, Сафронова С.Е. осуществляет руководство вверенным ей участком жилого фонда и на нее возложены обязанности по: обеспечению надлежащего технического и санитарного состояния вверенного ей участка жилого фонда (пункт 1.5); с целью выявления неисправностей, нарушающих эксплуатацию, проведению на закрепленном участке плановых и внеплановых осмотров: жилых домов, нежилых помещений и мест общего пользования, в том числе, стены, прямики, фасады, чердаки и чердачные помещения, подвалы, техподполья, мусоросборники, мусорокамеры, балконы, лоджии, козырьки, перекрытия всех типов, перегородки, крыши, кровли, водостоки, инженерные сети, электросети, водоотводящие устройства, окна, двери, световые фонари, лестницы и лестничные конструкции, вентканалы, дымоходы, лифтовые, колясочные и другие помещения, включая конструкции, инженерное оборудование и др. (пункт 2.5.1); обеспечению технического содержания жилых домов и придомовых территорий в соответствии с нормами и правилами эксплуатации (пункт 2.19).
При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае Сафронова С.Е., как инженер по эксплуатации жилого фонда ООО «УК Гагаринского района-1», обладает правами по руководству вверенным ей участком жилого фонда и на нее возложены обязанности по обеспечению его надлежащего технического и санитарного состояния и придомовых территорий в соответствии с нормами и правилами эксплуатации, что также отражено в должностной инструкции инженера по эксплуатации жилого фонда.
В связи с чем, Сафронова С.Е. обладает полномочиями по совершению действий, направленных на обеспечение управляющей организацией надлежащего содержания общего имущества собственников помещений многоквартирных домов, управление которыми осуществляет указанная управляющая организация, что предполагает выполнение ею возложенных на нее административно-хозяйственных функций.
Кроме того, Сафроновой С.Е. допущены иные нарушения лицензионных требований, при содержании подвального помещения и выявленных при проведении проверки, а именно: не обеспечена чистота и доступность прохода ко всем элементам подвала (пункт 3.4.1 Правил № 170); отсутствует освещение в подвальных помещениях (пункт 4.1.3 Правил № 170); имеется загрязнение и захламление подвального помещения крупногабаритным мусором (пункт 4.1.15 Правил № 170).
При таких обстоятельствах суд считает правильным вывод должностного лица о ненадлежащем руководстве Сафроновой С.Е. вверенного ей участка жилого фонда, о непринятии последней мер по обеспечению надлежащего технического состояния и санитарного состояния подвала указанного выше многоквартирного дома в соответствии с нормами и правилами эксплуатации жилого фонда, доказательства, собранные в деле, в том числе, акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и приложенные к нему фотоматериалы, а также акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в ходе судебного разбирательства судом не установлена вина Сафроновой С.Е. в необеспечении нормируемого температурно-влажностного режима подвальных помещений и технический подполий, в связи с чем данный пункт подлежит исключению из объема обвинений.
В части заявления ходатайства о переквалификации действий Сафроновой С.Е. на ч.1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, так как требования не являются лицензионными, суд не может согласиться с указанными доводами.
Так, требование, содержащееся в названной норме, отнесено к лицензионным требованиям (подпункт "б" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами), его нарушение управляющей организацией может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, постановление по делу об административном правонарушении составлено с соблюдением требований закона, противоречий не содержит.
Исследовав материалы дела и, оценив доказательства как каждое в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности вины Сафроновой С.Е. в совершении административного правонарушения и критически оценивает её доводы, как избранный способ защиты.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
Р е ш и л :
Постановление заместителя начальника Главного Управления государственного жилищного надзора города Севастополя Дагриджан В.В. от ДД.ММ.ГГГГ и решение начальника Управления государственного жилищного надзора города Севастополя Янькова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в отношении Сафроновой Светланы Евгеньевны оставить – без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Л.П. Тумайкина