Дело №2-1113/2012г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2012г.
Орджоникидзевский райсуд г. Уфы Республики Башкортостан
В составе федерального судьи Попеновой Т.В.
При секретаре Рузанове А.М.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.М.Р., Ш.Л.М. действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ш.Л.М., ДД.ММ.ГГГГ р., Ш.А.М., ДД.ММ.ГГГГг.р. к ОАО УЭЛЗ «<данные изъяты>», администрации городского округа город Уфа о признании права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
Ш.М.Р., Ш.Л.М. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Ш.Л.М., ДД.ММ.ГГГГ р., Ш.А.М., ДД.ММ.ГГГГг.р. обратились в суд с иском к ОАО УЭЛЗ «<данные изъяты>», администрации городского округа город Уфа о признании права собственности, указывая на следующее.
В связи с трудовыми отношениями Ш.Л.М. в <данные изъяты>. была предоставлена комната №, жилой площадью <данные изъяты> кв.м. в <адрес>.
На занимаемое жилое помещение был открыт лицевой счет, заменивший договор найма. Со дня фактического заселения и по настоящее время комната не укомплектована мебелью, постельными принадлежностями. Все имущество, находящееся в жилом помещении, принадлежит истцам на праве собственности. В <данные изъяты>. в порядке улучшения жилищных условий была предоставлена вся комната на состав семьи <данные изъяты> человека. Занимаемое помещение представляет собой отдельную комнату с коридором и санузлом. За все время проживания ни разу в комнате ремонт силами Ответчика не изводился. Ремонт истцы производят сами с использованием личных денежных средств.
Отказ ответчика от заключения договора социального найма жилого помещения, предоставленного в порядке улучшения жилищных условий, в доме, являющимся государственной собственностью, нарушают их жилищные права, предусмотренные Конституцией Российской Федерацией, Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а именно лишает права вселения в занимаемое жилищное помещение других граждан, включая членов семьи; право выбора места жительства путем обмена квартиры, и предусмотренного Законом права гражданина Российской Федерации принятия указанной квартиры в собственность путем приватизации.
Здание общежития по <адрес>, является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 да № 3020-1, поэтому оно может рассматриваться как объект муниципальной собственности, независимо от того оформлено ли это в установленном порядке.
На основании вышеприведенных норм действующего законодательства ОАО УЭЛЗ <данные изъяты>» обязано было передать здание общежития по <адрес> в муниципальную собственность.
Согласно п.2 Постановления Верховного Совета от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к постановлению, независимо от того на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). П.1 Приложения 3 к вышеуказанному Постановлению установлено, что жилищный фонд относится к объектам муниципальной собственности, об этом же указано в Указе ПВС РБ № 6-2/264 от 04.06.1992 г.
Документом, подтверждающим право муниципальной собственности на отдельные объекты, является реестр муниципальной собственности, до момента внесения объектов в соответствующий реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента РФ от 18.03.1992 г. № 114-рп. При разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в указанные реестр и перечень, Суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями № к Установлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 3020-1 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 г. № 8 «О некоторых опросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Решениями Орджоникидзевского районного Суда г.Уфы в <данные изъяты> годах и Кассационным определением Верховного Суда РБ (по делу И.Н.З.) установлено, что здания общежитий являются объектом муниципальной собственности непосредственно в силу Положения Постановления ВС РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1, поэтому они рассматриваются как объекты муниципальной собственности, независимо от того оформлено ли это в установленном порядке.
Статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (в редакции от 20.05.2002 г.) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и Муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 7 ФЗ «О введении в действие жилищного Кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного Кодекса РФ о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным муниципальным предприятиям (учреждениям) и были переданы в ведение органов Местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам (социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а так же решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В тех случаях, когда в нарушение действующего законодательства после приватизации государственных предприятий жилые помещения в общежитиях не передавались в муниципальную собственность, на отношения по пользованию жилыми помещениями в данных общежитиях, распространяются те же положения, регулирующие порядок приватизации, что и приватизации жилых помещений в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям и переданным в муниципальный жилищный фонд до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако в нарушение действующего законодательства истица до настоящего времени не может приватизировать свое жилье. Своим письмом Министерство имущественных и земельных отношений РБ ответило, что объект недвижимости <адрес> значится в реестре государственного имущества в муниципальную собственность не передан, поэтому не может им быть отчуждено. Дом находится в собственности ОАО УЭЛЗ «<данные изъяты>».
Включение в Уставный капитал ОАО УЭЛЗ «<данные изъяты>» ( в собственность) общежитий № и № по <адрес> признано судами ничтожной сделкой, в силу ст. 168 ГК РФ не порождающей никаких юридических последствий для сторон. В общежитиях приватизировано <данные изъяты> комнат и на них получены жильцами свидетельства о праве собственности в порядке приватизации.
На основании изложенного, просят признать за Ш.М.Р., Ш.Л.М., Ш.Л.М., ДД.ММ.ГГГГ р., Ш.А.М., ДД.ММ.ГГГГг.р. право собственности в порядке приватизации на жилую площадь <данные изъяты> кв.м. в комнате № <адрес> в <адрес>, no <данные изъяты> доли каждому.
Истицы в суд не явились, о дне и времени слушания дела были извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть без их участия.
Представитель Ш.М.Р. – Антонова – Н.Л.П., действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика ОАО «УЭЛЗ «<данные изъяты>» - Ш.А.Ф. , действующий по доверенности без № от ДД.ММ.ГГГГ иск не признал и показал, что при преобразовании Уфимского электролампового завода в Акционерное общество общежития по адресу: <адрес> были включены в план приватизации, утвержденный Госкомимуществом, согласован Фондом имущества РБ, главой Администрацией Орджоникидзевского района г. Уфы и трудовым коллективом предприятия. Указанные общежития были включены в план приватизации, так как построен за счет собственных средств, имеется Решение Исполкома Уфимского городского совета народных депутатов Башкирской АССР от 27.12.1989г. №28/786 «Об утверждении акта приемки в эксплуатацию общежития на 183 места». Заказчиком строительства выступил Уфимский электроламповый завод. Поэтому общежитие осталось в собственности завода. Указанные общежития находятся в собственности ОАО УЭЛЗ «<данные изъяты>», а по действующему законодательству приватизации подлежат только жилые помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. На сегодняшний день ОАО «УЭЛЗ – <данные изъяты>» признано несостоятельным (банкротом). В отношении ОАО «УЭЛЗ –<данные изъяты>» открыто конкурсное производство.
Представитель Администрации го г. Уфа в суд не явился, надлежащим образом о дне и времени слушания дела был извещен.
Представитель третьего лица ОАО «<данные изъяты>» в суд не явился, надлежащим образом о дне и времени слушания дела был извещен.
С учетом мнения явившихся лиц, надлежащего извещения представителей Администрации го г. Уфа, ОАО «<данные изъяты>» суд приходит к выводу о возможном рассмотрении дела без их участия.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что Распоряжением Совета Министров Республики Башкортостан от 27.07.1992г. №552-р Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом разрешено осуществить приватизацию Уфимского электролампового завода в соответствии с «Программой приватизации государственных и муниципальных предприятий РБ на 1992г.». План приватизации утвержден Председателем Госкомимущества РБ 07.04.1993г.
Указом Президиума Верховного Совета Республики Башкортостан «О мерах по упорядочению процессов приватизации в Республике Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ № Государственному комитету Республики Башкортостан по управлению государственным имуществом было предоставлено право принимать решение по объектам социальной инфраструктуры, находящимся на балансе приватизируемого предприятия, при этом предусмотрев включение их стоимости в уставный капитал приватизируемых предприятий.
На основании Плана приватизации, утвержденного председателем Гос. Комитета РБ по управлению государственным имуществом №б/н от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации права собственности ОАО УЭЛЗ «<данные изъяты>» на общежитие, расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование иска о признании права на приватизацию, истица ссылается на ничтожность сделки приватизации, заключенной в <данные изъяты>. между ОАО УЭЛЗ «<данные изъяты>» и Министерством имущественных отношений, что было ранее установлено судами.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище, которое относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянною пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 04 июля 1991 года № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года №8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 "о некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Как указано выше, статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции от 20 мая 2002 года) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из ст.4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации.
Между тем, в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органон местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Следовательно, граждане, которые занимают указанные жилые помещения (изолированные - квартира, комната), вправе приобрести их в собственность, руководствуясь ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до ДД.ММ.ГГГГ, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после ДД.ММ.ГГГГ при условии, если это жилое помещение является изолированным.
Необходимо также учитывать, что п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с ДД.ММ.ГГГГ Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.
Пунктом 2 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении 3, а именно, жилищный и нежилой фонд независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Правительство Российской Федерации приняло постановление "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" от 07 марта 1995 года № 235. Названным постановлением утверждено Положение о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, которым определены порядок и условия передачи указанных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов и муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 2 Положения о передаче в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность подлежат объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, находящиеся в ведении предприятий и не включаемые в состав приватизируемого имущества предприятий согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий", включая и объекты, определенные в пункте 2 Положения.
Передача объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность путем внесения в планы приватизации предприятий, находящихся в стадии приватизации, перечней названных объектов отдельным разделом.
Если планы приватизации утверждены, то в установленном порядке в них вносят изменения и включают перечни передаваемых объектов.
Утверждение плана приватизации предприятий (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) является решением о передаче объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность (п. 3 Постановления).
Здание общежития по <адрес>, является объектом муниципальной собственности непосредственно в силу положения Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, поэтому оно может рассматриваться, как объект муниципальной собственности, независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.
На основании вышеприведенных норм действующего законодательства ОАО УЭЛЗ «<данные изъяты>» обязано было передать здание общежития по <адрес> в муниципальную собственность, однако не сделало это, незаконно включив жилфонд общежития в уставной фонд.
Из отзыва Министерства земельных и имущественных отношений РБ следует, что в реестре государственного имущества Республики Башкортостан здание общежития по адресу: <адрес>, не значится.
Поскольку здание общежития по адресу: <адрес>, подлежало передаче в муниципальную собственность, на правоотношения между гражданами, проживающими в этом общежитии, и заводом распространяются положения Жилищного кодекса РФ.
То обстоятельство, что Госкомимущество РБ утвердило план приватизации УЭЛЗ, куда вошли здания общежития, и акционирование данного завода, не может влиять на права истцов, которые заселились после приватизации и проживают в этом общежитии на законных основаниях по настоящее время, в том числе на момент регистрации права собственности завода на это общежитие.
Нарушение закона ответчиком не должно, повлиять на жилищные права истцов.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что в связи с трудовыми отношениями Ш.Л.М. в <данные изъяты>. была предоставлена комната № в <адрес>.
На комнату №, по адресу: <адрес> был открыт лицевой счет, количество зарегистрированных человек – <данные изъяты>.
Основания, предусмотренных ЖК РФ, для выселения истцов без предоставления другого жилого помещения ответчиком не заявлены.
Установлено, что истцами право на приватизацию использовано не было.
Доказательств, опровергающих то обстоятельство, что общежитие до акционирования завода и приватизации имущества не являлось государственной собственностью, в суде не представлено.
Кроме того, в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «УЭЛЗ - <данные изъяты>» признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, которое в последующем продлено.
Тем самым, имущество, значащееся в собственности ОАО «УЭЛЗ - <данные изъяты>», включая спорное общежитие, включено в конкурсную массу. При этом, жилое помещение, занимаемое истцами влечет последующее включение его в конкурсную массу завода без учета их жилищных прав, и возможную продажу здания общежития другому собственнику, чем будут ущемлены проживающих лиц.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований о признании за истцами права собственности на комнату №, по адресу: <адрес> в порядке приватизации.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е ШИ Л:
Признать за Ш.М.Р., Ш.Л.М., Ш.Л.М., ДД.ММ.ГГГГ р., Ш.А.М., ДД.ММ.ГГГГг.р. право собственности в порядке приватизации на жилую площадь <данные изъяты> кв.м. в комнате № <адрес> <адрес>, no <данные изъяты> доли каждому.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Орджоникидзевский райсуд г. Уфы.
Судья: Т.В. Попенова