2-3026/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 августа 2016 года г. Пенза
Ленинский районный суд г. Пензы
в составе председательствующего судьи Селиверстова А.В.,
при секретаре Доля О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Пензе гражданское дело по иску Кононовой Т.В. к администрации г.Пензы о признании незаконным постановления главы администрации г.Пензы от 31 декабря 2015 года №2293 в части отказа Кононовой Т.В. во включении с список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и понуждении к включению в указанный список,
У С Т А Н О В И Л:
Кононова Т.В. обратилась в суд с названным иском, указывая, что она родилась Дата в Данные изъяты Решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области в лице судьи С.В. по делу Номер от Дата установлен факт нахождения без попечения родителей Кононовой Т.В. с Дата по настоящее время, то есть с 13 лет. С Дата на основании постановления Главы администрации МО «Данные изъяты от Дата Номер воспитывалась в Нижнеломовском детском доме-интернате для детей с физическими недостатками. По достижению 18-летнего возраста была переведена в Сердобский дом ветеранов труда с Дата . В связи с улучшением физического здоровья переехала в г.Пензу, для временного проживания. Является бессрочно инвалидом с детства I степени, что подтверждает справка МСЭ-Номер В настоящее время зарегистрирована по Адрес Проживает по месту регистрации. Зарегистрированного недвижимого имущества на территории г.Пензы и Пензенской области не имеет, что подтверждает справка Номер от Дата Пензенского городского отделения Пензенского филиала ФГУП Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ». Однако Постановлением администрации города Пензы от Дата Номер «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» в удовлетворении заявленных ею требований было отказано в соответствии со статьей 5 Закона Пензенской области 12.09.2006 года №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области».
Просил суд признать незаконным и нарушающим её жилищные права и законные интересы и отменить Постановление администрации города Пензы от Дата Номер «О включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений», в соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Обязать администрацию города Пензы включить её в списки лиц, нуждающихся в получении жилой площади как лица, оставшегося без попечения родителей, на основании ст. 5 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В судебное заседание истец Кононова Т.В. не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель истца Якушова Е.С., действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования, в обоснование ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации г. Пензы Сарайкина В.Н., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 01 марта 2005 года ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных
семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, -оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Кононова Т.В., родилась Дата , имеет первую группу инвалидности, инвалид с детства.
Решением Нижнеломовского районного суда Пензенской области от Дата установлен факт нахождения Кононовой Т.В. без попечения родителей с Дата , то есть, с 13 лет.
С Дата на основании постановления Главы администрации МО «Данные изъяты от Дата Номер Кононова Т.В. воспитывалась в ГСУ СО «Нижнеломовский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками».
По достижению 18-летнего Кононова Т.В. возраста была переведена в Сердобский дом ветеранов труда с Дата , где была зарегистрирована и проживала до Дата
В настоящее время Кононова Т.В. зарегистрирована и проживает в АНО содействия социальной адаптации личности «Квартал Луи», по Адрес Проживаю по месту регистрации.
Согласно представленным документам Кононова Т.В. в собственности жилого помещения не имеет.
В Дата Кононова Т.В. обратилась в администрацию г. Пензы с заявлением о включении её в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации г. Пензы Номер от Дата Кононовой Т.В. отказано во включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в связи с тем, что она не относится к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 5 Закона Пензенской области от 12.09.2006 №1098-ЗПО «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Пензенской области».
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседании и подтверждаются документами, имеющимися в материалах дела.
По смыслу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями ст. 8 данного Федерального закона право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет.
Как установлено в судебном заседании в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, как лицо из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей Кононова Т.В. не состояла, жилым помещением не обеспечивалась. До достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления Кононова Т.В. не обращалась.
Таким образом, по достижении совершеннолетия право на обеспечение жилым помещением истцом реализовано не было.
Впервые с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенным жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений истец Кононова Т.В. обратилась в Дата то есть, после достижения ею 23 лет. Таким образом, на момент обращения в администрацию г. Пензы, в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, а также ст. 1 данного закона, не относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достигла 23-летнего возраста.
При таких обстоятельствах заявленные Кононовой Т.В. исковые требования являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Кононовой Т.В. к администрации г.Пензы о признании незаконным постановления главы администрации г.Пензы от Дата Номер в части отказа Кононовой Т.В. во включении с список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений и понуждении к включению в указанный список оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд в течение одного месяца через Ленинский районный суд г.Пензы начиная с 7 августа 2016 года.
Судья