Судья р/с Строкова Е.Г. Дело №12-503/20
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 02 ноября 2020 года
Судья Кемеровского областного суда Рюмина О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица
ООО «Служба коммунального сервиса», ИНН 4205213078, <данные изъяты> юридический адрес: г.Кемерово, пр.Советский,27,
по жалобе генерального директора ООО «Служба коммунального сервиса» Назарова Э.Б. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 28 августа 2020 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Кемерово от 28.08.2020 ООО «Служба коммунального сервиса» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
В жалобе генеральный директор ООО «Служба коммунального сервиса» Назаров Э.Б. ставит вопрос об отмене постановления судьи и прекращении производства по делу, ссылаясь на нарушение требований Федерального закона N 294 при проведении проверки, а именно: на отсутствие оснований для ее проведения и согласования с прокурором, на неуведомление Общества о проведении проверки. Указывает на то, что должностным лицом не доказана вина Общества в совершении вменяемого нарушения, отсутствует состав правонарушения. Полагает, что указанные в протоколе по делу об административном правонарушении нарушения, допущенные Обществом, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КАП РФ.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя ООО «Служба коммунального сервиса» Бажко А.М., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утв. постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65).
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Действительно, на основании пункта 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктом 1 Распоряжения Губернатора Кемеровской области – Кузбасса от 14.03.2020 № 21-рг (ред. от 11.05.2020, с изм. от 17.05.2020) "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Кемеровской области - Кузбасса и мерах по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" введен режим «Повышенная готовность».
Согласно п.п.1.7, 1.11.1, 1.12, 1.13, 1.14, 1.17 Постановления Главного государственного санитарного врача по Кемеровской области от 11.04.2020 N 11 "О дополнительных мероприятиях по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Кемеровской области - Кузбассе" руководителям предприятий и организаций всех форм собственности, индивидуальным предпринимателям реализовать комплекс мероприятий по профилактике COVID-19:
- на входе в организацию (а в случае наличия отдельных входов для работников и для посетителей - на каждом таком входе) обеспечить возможность обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками с установлением контроля за соблюдением этой гигиенической процедуры.
- обеспечить соблюдение посетителями организации (в т.ч. клиентами, потребителями и др.) масочного режима, а именно обеспечить нахождение в организации посетителей (в т.ч. клиентов, потребителей и др.) в средствах защиты органов дыхания (масках, респираторах, либо их аналогах).
- оборудовать умывальники для мытья рук (как предусмотренные для персонала, так и установленные в местах общественного пользования) мылом и кожными антисептиками для обработки рук.
- обеспечить соблюдение работниками правил личной гигиены и общественной гигиены: режима регулярного мытья рук с мылом или обработки кожными антисептиками - в течение всей рабочей смены, после каждого посещения туалета.
- обеспечить запас дезинфицирующих средств, средств индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы), кожных антисептиков (не менее, чем на 7 дней работы).
- обеспечить проведение качественной уборки и дезинфекции помещений с применением зарегистрированных в установленном порядке и допущенных к применению в Российской Федерации дезинфицирующих средств в соответствии с инструкциями по применению, в режимах эффективных при вирусных инфекциях, ежедневно (за исключением официальных выходных и праздничных дней, при условии, что в указанные дни не предусмотрена работа организации) в середине рабочей смены и после ее окончания.
В соответствии с п.п.4.2, 4.3. вышеназванного Постановления руководителям организаций, осуществляющих деятельность по торговле продовольственными и непродовольственными товарами необходимо:
- обеспечить наличие дозаторов с антисептиками на входе в организацию торговли и внутри помещения.
- обеспечить социальную дистанцию между покупателями не менее 1,5 метров.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 10.06.2020 с 13 часов 40 минут до 14 часов 30 минут, в ходе проведения осмотра торгового центра «Маяк», обслуживание которого осуществляется ООО «Служба коммунального сервиса» выявлены нарушения в части проведения дезинфекционных и ограничительных мероприятий по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а именно:
- при входе в торговый центр отсутствует антисептическое средство для обработки рук покупателей, обладающее вирулицидным эффектом.
- уборка и дезинфекция помещений осуществляется 1 раз в день (перед сменой).
- не представлен 7-дневный запас дезинфицирующих средств для уборки мест общего пользования торгового центра (санузлы, торговые проходы, лестницы, межлестничные площадки).
- не обеспечена социальная дистанция между покупателями не менее 1,5 метров в местах общих проходов покупателей (перед входами в торговый зал и отделы), путем нанесения социальной разметки.
- в санузлах, общих для посетителей и работающего персонала в наличии имеется только жидкое мыло, тем самым не обеспечена обработка рук кожными антисептиками, а также соблюдение работниками торгового центра правил личной гигиены и общественной гигиены.
- не предусмотрена возможность для посетителей при входе в торговый центра приобретения или бесплатного получения средств защиты органов дыхания, тем самым не обеспечено посетителям торгового отдела соблюдение масочного режима.
Также установлено, что основанием проведения проверки послужило обращение гражданина.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, копиями: договора управления № 1/2013/03/05-0019, протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 10.06.2020, фотоматериалами, Выпиской из ЕГРИП, и другими материалами дела.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности для разрешения дела по существу, судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Служба коммунального сервиса» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Наказание ООО «Служба коммунального сервиса» назначено в пределах санкции ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.5, 4.1-4.3 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также целям наказания, установленным ст. 3.1 КоАП РФ, и чрезмерно суровым не является, оснований для его смягчения не имеется.
Несогласие Назарова Э.Б. с данной судом оценкой фактических обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов судьи и незаконности вынесенного постановления.
Неустранимых сомнений, которые в силу статьи 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу ООО «Служба коммунального сервиса» не имеется.
Доводы жалобы о нарушении требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не могут быть признаны состоятельными ввиду следующего.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей имеют право проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок.
Согласно п. 17 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.
Однако, как следует из материалов дела, в отношении ООО «Служба коммунального сервиса» проверка в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не проводилась.
Основанием для проведения проверки явилась информация, поступившая с Департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кузбасса о несоблюдении мер безопасности в торговом центре «Маяк», в связи с чем положения данного закона не подлежат применению и соответственно согласования с прокурором в данном случае не требовалось.
При этом, указание в жалобе на то, что судом не было установлено, каким именно лицом была направлена информация в Роспотребнадзор – физическим или юридическим, правового значения в данном случае не имеет.
По данному факту составлен протокол об административном правонарушении (л.д.29-30), соответствующий требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.
Факт устранения нарушений на момент рассмотрения дела судом первой инстанции не освобождает Общество от административной ответственности, поскольку на момент проведения осмотра данные нарушения имели место.
Довод заявителя о том, что при производстве по делу об административном правонарушении судьей районного суда заявленные Обществом ходатайства о прекращении производства по делу не были разрешены в установленном законом порядке и в нарушение статей 24.4, 29.7 КоАП РФ определение об отказе в удовлетворении ходатайства не было вынесено в виде отдельного акта, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Как установлено судом, решение (определение) об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу содержится в оспариваемом постановлении.
В соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится в виде определения.
Вместе с тем, данная норма закона не обязывает административные органы, должностных лиц и судей выносить названные определения в виде отдельного акта и не запрещает отражать решение об отказе в удовлетворении ходатайства непосредственно в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Довод заявителя о том, что действия Общества подлежали квалификации по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, является несостоятельным.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Диспозиция ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ является бланкетной.
Ст. 6.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Вместе с тем, при рассмотрении дела об административном правонарушении не нашел своего подтверждения факт совершения Обществом противоправных действий (бездействия), которые образовали бы объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Суд, квалифицировав деяние ООО «Служба коммунального сервиса» по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ принял во внимание, что, с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Общество должно было соблюдать действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, проводить противоэпидемические мероприятия по дезинфекции.
Доводам жалобы Назарова Э.Б., дублирующим доводы его возражений, представленных в суд первой инстанции, дана надлежащая оценка судьей районного суда.
Исходя из изложенного, вопреки доводам жалобы, оснований для переквалификации действий ООО «Служба коммунального сервиса» не усматривается.
Постановление судьи вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, предусмотренной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального административного права в ходе производства по делу об административном правонарушении, позволяющих рассматривать состоявшееся постановление как незаконное и необоснованное, не установлено, в связи с чем, оснований для его отмены, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░.6.3 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 30.12-30.14 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░