Решение по делу № 2-4049/2014 ~ М-3723/2014 от 11.08.2014

Дело «13» августа 2014 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Гатчинский городской суд Ленинградской области, в составе: председательствующего судьи Леонтьевой Е.А.,

с участием прокурора Дорошенко А.А.,

при секретаре Сидоровой С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Смирнова Ильи Николаевича о защите избирательных прав,

установил:

Смирнов И.Н. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, просит признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии (ТИК) Гатчинского муниципального района Ленинградской области от ** об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Елизаветинское сельское поселение» Гатчинского муниципального района третьего созыва по Елизаветинскому первому пятимандатному избирательному округу Смирнова И.Н., выдвинутого в порядке самовыдвижения; обязать ТИК Гатчинского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Елизаветинского второго пятимандатного избирательного округа в течение трех дней зарегистрировать заявителя в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования «Елизаветинское сельское поселение» Гатчинского муниципального района третьего созыва по Елизаветинскому второму пятимандатному избирательному округу № 35.

Представитель заявителя, действующий на основании доверенности, в суд явился, на удовлетворении заявления настаивал.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Гатчинского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии, действующий на основании доверенности, в суд явился, возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что округ № 35, по которому баллотировался заявитель, является вторым.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения явившихся лиц, получив заключение прокурора об отсутствии оснований для удовлетворения заявления, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.

Согласно ст. 24 Областного закона Ленинградской области от 15.03.2012 № 20-оз "О муниципальных выборах в Ленинградской области" необходимым условием регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов на выборах представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в статье 35.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов.

Регистрация кандидата, муниципального списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 20 названного областного закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 3, 4, 6 и 7 статьи 35.1 Федерального закона или части 1-1 даннойй статьи.

Кандидату, муниципальному списку кандидатов может быть отказано в регистрации по основаниям, предусмотренным пунктами 24 и 25 статьи 38 Федерального закона.

В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата регламентируются статьей 37 Федерального закона № 67-ФЗ.

В пункте 8 названной статьи установлено, что форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к указанному Федеральному закону.

Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Как следует из содержания указанного приложения к поименованному Закону, в подписных листах кандидат обязан указать не только место работы, занимаемую должность или род занятий, но и сведения о том, что является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе (при наличии такого обстоятельства), записав наименование соответствующего представительного органа.

Согласно подпункту «з» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.

Подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. предусмотрено, что недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к указанному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 названного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 указанного Федерального закона.

Заявитель оспаривает законность Решения ТИК (ИКМО) от ** г., которым ему отказано в регистрации как кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения. Основанием для отказа послужило то, что по результатам проверки были признаны недействительными 100% подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Согласно Итоговому протоколу от ** основанием (причиной) признания подписей избирателя недостоверной и (или) недействительной явилось несоответствие формы подписного листа требованиям приложения 8 к Федеральному закону, а также то, что в подписной лист не были внесены сведения, предусмотренные п. 9 ст. 37 Федерального закона
от ** № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с п. 9 ст. 37 Федерального закона, если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 2 статьи 33 данного Федерального закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что ссылка на п. 9 ст. 37 ФЗ в Итоговом протоколе от ** является технической ошибкой, имелся в виду п. 8 ст. 37 ФЗ № 67, о чем указано в выписке из протокола от ** заседания ТИК Гатчинского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Елизаветинского второго избирательного округа № 35.

Кроме того, в выписке из протокола от ** заседания ТИК ГМР с полномочиями окружной избирательной комиссии Елизаветинского второго избирательного округа указано, что имеется самостоятельное основание для признания недействительными подписей избирателей – подпункт « з» п. 6.4 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в силу которого недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме.

Заявитель являлся депутатом Совета депутатов МО «Елизаветинское сельское поселение», в заявлении о своем намерении баллотироваться кандидатом в депутаты совета депутатов, поданном в ТИК ** г., указал данное обстоятельство, однако в нарушение требований Федерального и областного законодательства в подписных листах, поданных заявителем в территориальную избирательную комиссию, данные о том, что заявитель является депутатом, не указаны, хотя бланк подписного листа содержит соответствующую графу.

Доводы представителя заявителя о том, что ** заявитель подал в Совет депутатов муниципального образования «Елизаветинское сельское поселение» заявление о своей отставке, соответственно, на момент сбора подписей в подписных листах депутатом уже не являлся, не могут быть приняты судом.

Заявитель не известил избирательную комиссию о том, что сложил свои депутатские полномочия, хотя ** подавал в ТИК документы и имел возможность проинформировать о том, что депутатом уже не является. Однако соответствующих документов не было представлено заявителем ни в избирательную комиссию, ни суду. В судебном заседании представитель заявителя подтвердил, что заявитель не извещал избирательную комиссию о сложении своих депутатских полномочий, пояснил, что заявитель намеревался баллотироваться в тот же Совет депутатов, в котором только что сложил свои полномочия, по политическим мотивам.

Согласно п. 4.10.1 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от ** законом может быть предусмотрено, что кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения обязаны представить в избирательную комиссию сведения об изменениях в ранее представленных данных о кандидате (примерная форма приведена в приложении к Методическим рекомендациям).

Например, необходимо указывать информацию о перемене фамилии, основного места работы или службы, занимаемой должности, о замене паспорта и иные сведения, представленные кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. Для подтверждения указанных сведений представляются копии соответствующих документов.

Как указано в п. 4.12 названных Методических рекомендациях в соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов - также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ), и (или) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 Федерального закона № 67-ФЗ либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 или пункта 16 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона № 67-ФЗ, иного закона возложена на кандидата, избирательное объединение.

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, списка кандидатов, является согласно подпункту "в" пункта 24, подпункту "б" пункта 25, подпункту "ж" пункта 26 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, а отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации конкретного кандидата, включенного в список кандидатов, - для исключения этого кандидата из списка кандидатов.

Таким образом, суд приходит к выводу, что заявитель должен был сообщить в избирательную комиссию об изменении сведений относительно тех, что были им указаны в заявлении о намерении баллотироваться, коль скоро подписные листы были им оформлены с учетом этих изменений.

Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Несоблюдение этого правила ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан. На данное обстоятельство неоднократно указывалось в Определениях Конституционного Суда РФ (в частности, Определение от ** № 658-О).

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.

Поскольку каких-либо нарушений со стороны избирательной комиссией при принятии оспариваемого решения судом не установлено, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 245-246, 261, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Смирнову Илье Николаевичу в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения, путем подачи апелляционной жалобы через Гатчинский городской суд Ленинградской области.

Решение изготовлено в мотивированном виде ** г.

Судья Леонтьева Е.А.

2-4049/2014 ~ М-3723/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смирнов Илья Николаевич
Другие
ТИКГМР ЛО
Суд
Гатчинский городской суд Ленинградской области
Судья
Леонтьева Елена Александровна
Дело на сайте суда
gatchinsky--lo.sudrf.ru
11.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2014Передача материалов судье
11.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.08.2014Судебное заседание
15.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее