дело №2-283/1/2013 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Козельск 23 июля 2013 года
Козельский районный суд Калужской области в составе председательствующего Груздова С.В.,
с участием:
истицы - Мозговой Ю.А.,
ответчика - представителя Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Калужской области по доверенности Савецкого С.В.,
третьего лица - представителя прокуратуры Калужской области Кучкина В.К.,
при секретаре судебного заседания Амировой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Мозговой Юлии Александровны к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Калужской области о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения,
У С Т А Н О В И Л:
Мозговая Ю.А. обратилась в Козельский районный суд с вышеназванным иском, указав в обоснование, что приговором мирового судьи судебного участка №29 Козельского района от 30 ноября 2012 года, оставленным без изменения постановлением Козельского районного суда Калужской области от 08 февраля 2013 года она была осуждена по ч.2 ст.292.1 УК РФ к лишению права занимать руководящие должности отделений <данные изъяты> сроком на 1 год 6 месяцев; в ходе следствия ей была избрана мера пресечения подписка о невыезде; 05 апреля 2013 года кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Калужского областного суда указанный приговор и постановление Козельского районного суда Калужской области от 08 февраля 2013 года отменены, уголовное дело в отношении нее прекращено на основании ст.24 ч.1 п.2 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления; за ней было признано право на реабилитацию; в результате незаконного осуждения ей был причинен моральный вред, который она оценивает в размере 500 000 рублей. Просит суд взыскать с ответчика за счет средств казны Российской Федерации в ее пользу сумму в размере 500 000 рублей в качестве возмещения морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения.
В судебном заседании истица Мозговая Ю.А. исковые требования поддержала и пояснила, что в результате привлечения к уголовной ответственности она получила сильный нервный стресс, потеряла сон, постоянно находилась в депрессии, на протяжении значительного периода времени в отношении нее применялась мера пресечения в виде подписке о невыезде и надлежащем поведении, при проведении предварительного следствия она находилась в постоянном напряжении, так как боялась очередного вызова на проведение следственных действий, возбуждение уголовного дела вызвало необходимость оправдываться перед близкими и знакомыми.
Представитель Министерства финансов Российской Федерации Савецкий С.В. иск не признал, по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица Прокуратуры Калужской области Кучкин В.К. в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
Заслушав истицу Мозговую Ю.А., представителя ответчика Савецкого С.В., представителя третьего лица Кучкина В.К., исследовав представленные доказательства и материалы уголовного дела №, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 30 мая 2012 года в отношении истицы было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.292.1 УК РФ.
Постановлением заместителя руководителя Козельского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Калужской области от 27 июля 2012 года Мозговая Ю.А. была привлечена в качестве обвиняемой по уголовному делу, ей было предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.292.1 УК РФ.
27 июля 2012 года Мозговая Ю.А. допрашивалась в качестве обвиняемой в совершении преступления предусмотренного ч.2 ст.292.1 УК РФ.
27 июля 2012 года постановлением заместителя руководителя Козельского межрайонного следственного отдела СУ СК РФ по Калужской области в отношении Мозговой Ю.А. избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
10 августа 2012 года прокурором утверждено обвинительное заключение, по обвинению Мозговой Ю.А. в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.292.1 УК РФ.
Приговором мирового судьи судебного участка №29 Козельского района от 30 ноября 2012 года Мозговая Ю.А. осуждена по ч.2 ст.292.1 УК РФ и ей назначено наказание в виде лишения права занимать руководящие должности отделений Управления <данные изъяты> сроком 1 год 6 месяцев. Мера пресечения до вступления приговора в законную силу оставлена без изменения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Постановлением Козельского районного суда Калужской области от 08 февраля 2013 года приговор мирового судьи судебного участка №29 Козельского района Калужской области от 30 ноября 2012 года в отношении Мозговой Ю.А. оставлен без изменения, а апелляционная жалоба Мозговой Ю.А. и апелляционное представление государственного обвинителя без удовлетворения. Мера пресечения Мозговой Ю.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении на кассационный срок до вступления постановления в законную силу оставлена без изменения.
Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Калужского областного суда от 05 апреля 2013 года приговор мирового судьи судебного участка №29 Козельского района Калужской области от 30 ноября 2012 года и постановление Козельского районного суда Калужской области от 08 февраля 2013 года в отношении Мозговой Ю.А. отменены и уголовное дело в отношении нее прекращено на основании ст.24 ч.1 п.2 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.
Статья 53 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно статье 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Факт привлечения Мозговой Ю.А. к уголовной ответственности и последующее прекращение производства по делу в связи с отсутствием в деянии состава преступления, свидетельствует о незаконности уголовного преследования, а поэтому, у нее возникло право требовать возмещения причиненного ей незаконным уголовным преследованием морального вреда.
С учетом изложенного и положений статей 151, 1070, 1100 ГК РФ суд приходит к выводу об обоснованности заявленного Мозговой Ю.А. требования о компенсации морального вреда.
Нахождение истицы, ранее не судимой, в статусе обвиняемой, а в последующем - подсудимой, повлекло сильные душевные страдания, негативные переживания, связанные с незаконным возбуждением в отношении нее и расследованием уголовного дела, что свидетельствует о причинении истицы нравственных страданий.
Факт привлечения истицы к уголовной ответственности, возбуждения в отношении нее уголовного дела, совершения процессуальных действий в отношении Мозговой Ю.А. в ходе производства по уголовному делу, рассмотрения уголовного дела в судах первой, апелляционной и кассационной инстанций, избрание меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, доказывание своей невиновности, безусловно, нарушили ее личные неимущественные права, принадлежащие ей от рождения: достоинство личности, право не быть привлеченной к уголовной ответственности за преступление, которого она не совершала, честное и доброе имя, деловую репутацию, право свободного передвижения, на выбор места пребывания и жительства.
Нарушение данных неимущественных прав причинило истице нравственные страдания, поскольку она не могла не переживать и не испытывать переживаний по поводу того, что подвергалась уголовному преследованию, и претерпевала в связи с этим вышеуказанные лишения.
В силу положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 N 17 «О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве» при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд руководствуется положениями статей 151, 1070, 1100-1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, и принимает во внимание степень и характер причиненных истице нравственных страданий, связанных с ее индивидуальными особенностями, с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред; длительность процедуры уголовного преследования, количество следственных действий и судебных заседаний, применение меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, а также учитывает наличие на иждивении истицы двух малолетних детей.
При этом суд принимает во внимание, что представленная истицей медицинская справка не свидетельствует о наличие прямой причинно-следственной связи между уголовным преследование и ее обращением в медицинское учреждение с головными болями и головокружениями.
Учитывая изложенное, принимая во внимание требования разумности и справедливости, суд полагает, что исковые требования Мозговой Ю.А. подлежат удовлетворению частично, и определяет ко взысканию компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей.
Доводы ответчика о том, что истицей не доказаны причинение ей физических и нравственных страданий в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности, суд считает несостоятельными, поскольку опровергаются объяснениями истицы, согласно которым, в результате незаконного возбуждения уголовного дела, она испытывала чувство стыда и унижения, доказывала свою невиновность, ей приходилось оправдываться, защищать свою деловую и личную репутацию, а также исследованными материалами дела, а именно, процессуальными актами следственных органов: постановлениями о возбуждении уголовного дела, о привлечении в качестве обвиняемой и об избрании меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, протоколом допроса в качестве обвиняемой, обвинительным заключением; судебными постановлениями; приговором мирового судьи судебного участка №29 Козельского района Калужской области от 30 ноября 2012 года, постановлением Козельского районного суда Калужской области от 08 февраля 2013 года, кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам Калужского областного суда от 05 апреля 2013 года.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Мозговой Юлии Александровны компенсацию морального вреда в размере 70 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течении месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Груздов