Дело 2-559/2020
Решение
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г. Канск Красноярский край
Канский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Конищевой И.И., при секретаре Катунине В.А., с участием помощника Канского межрайонного прокурора Поздняковой Л.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Красноярскэнергосбыт» о возложении обязанности обеспечить бесперебойную подачу электрической энергии на котельные,
установил:
Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ПАО «Красноярскэнергосбыт», в котором просит возложить на ответчика обязанность обеспечить бесперебойную подачу электрической энергии на котельные, расположенные в пос. Красный Маяк, ул. Советская 30, ул. Животноводов 9/3, котельные с. Сотниково, ул. 30 лет Победы 25, 47, котельную д. Арефьевка, котельную д. Астафьевка, котельную в д. Мокруша Канского района, которые производят подачу тепловой энергии на социально значимые объекты в пос. Красный Маяк, с. Сотниково, с. Астафьевка, д. Арефьевка, с. Мокруша Канского района.
Требования мотивированы тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка по обращению ООО «Коммунальщик Канского района», согласно которому ПАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Канского межрайонного отделения, находящегося по адресу: г. Канск, ул. Энергетиков 3, прекратило подачу электрической энергии на следующие объекты: котельные, расположенные в п. Красный Маяк, ул. Советская, 30, ул. Животноводов 9/1, в с. Сотниково, ул. 30 лет Победы, 25, 47, котельную в д. Арефьевка, котельную в с. Астафьевка, котельную в с. Мокруша Канского района, которые производят подачу тепловой энергии на социально значимые объекты в п. Красный Маяк, с. Сотниково, д. Арефьевка, с. Астафьевка, с. Мокруша Канского района, а также на жилые дома с численностью населения 1950 человек.
В ходе проверки установлено, что ООО «Коммунальщик Канского района» осуществляет эксплуатацию социально значимых объектов - 7-х котельных: котельных д. Арефьевка, 2-х котельных с. Сотниково, с. Астафьевка, с. Мокруша, 2-х котельных п. Красный Маяк для обеспечения жилого фонда и объектов соцкультбыта.
ПАО «Красноярскэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком электроэнергии. Между ООО «Коммунальщик Канского района» и Канским межрайонным отделением ПАО «Красноярскэнергосбыт» заключен договор № 9551 на потребление электрической энергии.
В результате отсутствия электрической энергии в котельных п. Красный Маяк, с. Сотниково, д. Арефьевка, с. Астафьевка, с. Мокруша Канского района, которые вырабатывают тепловую энергию на социально значимые объекты, а также жилые дома, а также то, что до начала отопительного сезона осталось менее 2-х недель, начать отопительный сезон своевременно в вышеуказанных населенных пунктах будет невозможно. Причиной прекращения подачи электрической энергии на вышеуказанные котельные явилось нарушение условий договора в части оплаты за потребленные энергоресурсы со стороны ООО «Коммунальщик Канского района».
Учитывая, наступление отопительного периода 2020-2021, а также то, что ООО «Коммунальщик Канского района» обязано своевременно обеспечить потребителей тепловой энергией, ПАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Канского межрайонного отделения ставят под угрозу начало отопительного сезона в населенные пункты, где оказывает услуги по теплоснабжению ООО «Коммунальщик Канского района». Самостоятельно обеспечить гражданам подачу тепловой энергии ООО «Коммунальщик Канского района» не может, так как самостоятельно электроэнергию не вырабатывает.
Действия ПАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Канского межрайонного отделения по не подаче электрической энергии на котельные, которые производят подачу тепловой энергии на социально значимые объекты являются незаконными и нарушают права граждан - жителей п. Красный Маяк, с. Сотниково, д. Арефьевка, с. Астафьевка, с. Мокруша Канского района не только как потребителей жилищно-коммунальных услуг, но и как граждан имеющих право на благоприятную среду обитания, на приобретение товаров и услуг надлежащего качества и безопасности, которые предусмотрены Законом РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».
Действиями ПАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Канского межрайонного отделения нарушено гражданское законодательство, в том числе ст. 546 ГК РФ, согласно которой энергоснабжающая организация не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора, так как конечными потребителями являются граждане, чьи права являются приоритетными.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал и подтвердил их обоснованность.
Представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» Балабан А.В. в судебное заседание не явилась, представила суду письменный отзыв, в котором ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствие, просит отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что выводы истца основаны на неверном толковании норм материального права. ПАО «Красноярскэнергосбыт» не нарушало права граждан на получение ресурса, поскольку в контексте, приведенных положений граждане не являются потребителями электрической энергии, их электрические сети технологически не присоединены к электрическим сетям котельных, в отношении которых введено ограничение. То обстоятельство, что Третье лицо ограничило граждан в праве на получение тепловой энергии не свидетельствует о незаконности введения ограничения ПАО «Красноярскэнергосбыт», поскольку законодатель определил обязанность такого потребителя выполнить мероприятия, обеспечивающие его готовность к введению полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения режима потребления, путем в том числе установки альтернативных источников питания. Ни в одном нормативном акте не содержится запрета на введение ограничения режима потребления электрической энергии, лицу, вырабатывающему тепловую энергию.
Представитель третьего лица ООО «Коммунальщик Канского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его прав и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Таким образом, если во взаимоотношения юридических лиц фактически вовлечены граждане, приоритетными являются прав граждан.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, принуждением к исполнению обязанности в натуре.
Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктами 2, 3 ст. 546 ГК РФ установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с п. 5 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «Об электроэнергетике» в отношении любого обратившегося потребителя гарантирующий поставщик, которым в данном случае является ПАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Канского межрайонного отделения, обязан самостоятельно урегулировать отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, приобретением и передачей электрической энергии обслуживаемым им потребителям, с иными осуществляющими указанные виды деятельности организациями.
Договор, заключаемый гарантирующим поставщиком с потребителем электрической энергии, является публичным.
Согласно п. 32 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 18.04.2020) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» гарантирующий поставщик реализует электрическую энергию (мощность) потребителям (покупателям) на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
Гарантирующий поставщик обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему потребителем, энергопринимающие устройства которого находятся в зоне деятельности гарантирующего поставщика и энергопринимающие устройства которого в установленном порядке присоединены к объектам электросетевого хозяйства или в отношении энергопринимающих устройств которого заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям сетевой организации в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861, или с любым обратившимся к нему покупателем, действующим в интересах такого потребителя.
В соответствии с п. 1,7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-Ф3 «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе ее уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.
Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок в части введения ограничения режима потребления электрической энергии в связи с неисполнением обязательств по оплате электрической энергии обеспечивает запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня
Постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 № 624 в п. 7 и п. 8 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» внесены изменения, согласно которым потребитель, в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики которого вводится ограничение режима потребления, обязан осуществить самостоятельно полное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату, которая указана в уведомлении об ограничении режима потребления, а если это ограничение вводится в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, в день, следующий за датой, в которую этим потребителем в соответствии с пунктом 16(1) настоящих Правил должны быть выполнены мероприятия по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления. В случае если в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики потребителя вводится частичное ограничение режима потребления, этот потребитель обязан осуществить самостоятельно частичное ограничение режима потребления указанными энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики на дату и до уровня, которые указаны в уведомлении об ограничении режима потребления (пункт 7).
Пунктом 8 вышеуказанного Постановления предусмотрены сроки и способы осуществления уведомления потребителя о введении ограничения потребления.
Согласно ст. 7 и ст. 14 Федерального закона «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга была безопасна для жизни и здоровья.
В силу ст. 9 Федерального Закона № 15-ФЗ т 26.01.1996 года «О введении в действие части второй ГК РФ», в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с ГК РФ, а также правами, предоставленными потребителю Законом РФ «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами. Отсутствие договорных отношений в силу ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей» не может служить основанием к нарушению законных прав и интересов потребителей.
В соответствии с п.1 ст. 10 ГК РФ не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
В силу ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.
В судебном заседании установлено, что 09.04.2010 между ОАО «Красноярскэнергосбыт» и ООО «Коммунальщик Канского района» заключен договор на электроснабжение № 9551, согласно которому ОАО «Красноярскэнергосбыт» обязуется осуществлять продажу электрической энергии на семь котельных, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей.
Согласно п. 10.1 договора на электроснабжение № 9551 он заключен на срок по 31.12.2010 и считается ежегодно продленным при условии предоставления правоустанавливающих документов на объекты электроснабжения и если ни от одной из сторон не последует заявления об отказе от договора на новый срок (прекращении действия договора), об изменении договора или о заключении нового договора, за исключением объектов, которым соглашением сторон установлены иные сроки действия обязательств.
В свою очередь ООО «Коммунальщик Канского района» осуществляет поставку тепла социально значимым объектам в п. Красный Маяк МБДОУ «Красномаяковский детский сад», МБОУ «Красномаяковская СОШ», ФАП, МБУК «МКС» Канского района, администрации Терского сельсовета, а также 471 жилое помещение, в с. Сотниково МБДОУ «Сотниковский детский сад», МБОУ «Сотниковская СОШ», ФАП, МБУК «МКС» Канского района, администрации Сотниковского сельсовета, а также 109 жилых помещений, в д. Арефьевка МБОУ «Арефьевская ООШ», ФАП, а также 109 жилых помещений, в с. Астафьевка МБОУ «Астафьевская СОШ», Астафьевская участковая больница, МБУК «МКС» Канского района, администрации Астафьевского сельсовета, а также 90 жилых помещений, в с. Мокруша МБДОУ «Мокрушинский детский сад», МБОУ «Мокрушинская СОШ», МБУК «МКС» Канского района, администрации Мокрушинского сельсовета, а также 108 жилых помещений.
Из обращения директора ООО «Коммунальщик Канского района» в Канскую межрайонную прокуратуру от 24.08.2020 следует, что в мае 2020 года было произведено полное прекращение электроснабжения указанных котельных. Причиной прекращения подачи электрической энергии на котельные, обслуживаемые ООО «Коммунальщик Канского района», послужило наличие задолженности по оплате за потребленные энергоресурсы перед ответчиком.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются: договором на электроснабжение № 9551 от 09.04.2010 с приложением, заявлением ООО «Коммунальщик Канского района» в прокуратуру, концессионными соглашениями № 1 от 08.04.2016, № 10К-2015-1 от 15.01.2016, № 10К-2015-2 от 15.01.2016, № 10К-2015-3 от 15.01.2016, № 10К-201541 от 15.01.2016.
Таким образом, поскольку поставляемая электроэнергия на котельные является необходимым элементом производства горячей воды, направляемой для отопления социально-значимых объектов, прекращение подачи электроэнергии исключает возможность ее нагрева, и в дальнейшем ее поставки потребителям, находящимся в данных населенных пунктах.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что действия ПАО «Красноярскэнергосбыт», в лице Канского межрайонного отделения, по неподаче электрической энергии на котельные, которые обеспечивают снабжение теплом социально значимые объекты, а также жилые дома граждан в п. Красный Маяк, с. Сотниково, д. Арефьевка, с. Астафьевка, с. Мокруша нарушают права граждан – жителей вышеуказанных поселков, как потребителей жилищно-коммунальных услуг, и как граждан имеющих право на благоприятную среду обитания, на приобретение товаров и услуг надлежащего качества и безопасности, которые предусмотрены Законом РФ от 07.02.1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Поскольку ПАО «Красноярскэнергосбыт» является в соответствии с положениями ст. ст. 3, 4 Закона РФ «О естественных монополиях» монополистом на рынке услуг электроснабжения в Красноярском крае и занимает доминирующее положение хозяйствующего субъекта, действия ответчика по отказу в подключении к электроэнергии к котельным ведут к нарушению прав жителей п. Красный Маяк, с. Сотниково, д. Арефьевка, с. Астафьевка, с. Мокруша Канского района, добросовестно оплачивающих коммунальные услуги, конечных абонентов и потребителей тепла, а доводы представителя ответчика основаны на неверном толковании закона. Наличие у ООО «Коммунальщик Канского района» перед ПАО «Красноярскэнергосбыт» задолженности по оплате электроэнергии само по себе не является основанием для введения режима ограничения потребления электроэнергии, поскольку это может привести в отопительный период к возникновению чрезвычайной ситуации в вышеуказанных населенных пунктах. Кроме того, ПАО «Красноярскэнергосбыт» имеет возможность взыскивать задолженность за потребленную электроэнергию, путем обращения в суд, однако ими был применен такой способ самозащиты своих прав, который привел к нарушению прав неопределенного круга лиц.
Учитывая, что действия ПАО «Красноярскэнергосбыт», в лице Канского межрайонного отделения, по неподаче электроэнергии в котельные, нарушают права и законные интересы жителей на обеспечение их теплом в отопительный период, и ведут к созданию чрезвычайного положения в муниципальном образовании, что может повлечь имущественный ущерб, причинение вреда жизни и здоровью, исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора к ПАО «Красноярскэнергосбыт» в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на ПАО «Красноярскэнергосбыт» в лице Канского межрайонного отделения обязанность обеспечить бесперебойную подачу электрической энергии на объекты:
-котельные, расположенные в п. Красный Маяк Канского района ул. Советская 30 и ул. Животноводов 9/3;
-котельные, расположенные в с. Сотниково Канского района ул. 30 лет Победы 25 и ул. 30 лет Победы 47 стр. 2;
-котельную в д. Арефьевка Канского района ул. Октябрьская, 1 «А»;
-котельную в с. Астафьевка Канского района ул. Победы 7 «А»;
-котельную в с. Мокруша Канского района ул. Центральная 1 «Б», обслуживаемых ООО «Коммунальщик Канского района».
Взыскать с ПАО «Красноярскэнергосбыт» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий- Конищева И.И.