Дело № 2-1262/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 30 июня 2015 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего - судьи Головченко Е.Ю..,
при секретаре Буянкине Д. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сопельняка ВС к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, командиру войсковой части 52929,Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному для постоянного проживания месту жительства, возложении обязанности по постановке на учет,
УСТАНОВИЛ:
Сопельняк В. С. обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, командиру войсковой части НОМЕР о возложении на командира войсковой части НОМЕР обязанности предоставить сведения о рассмотрении вопроса об обеспечении жильем в избранном месте жительства истца и членов его семьи, признании права на обеспечение жилым помещением за счет Министерства обороны РФ в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, возложении обязанности на ФГКУ «Центррегионжилье» принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включить его и членов его семьи в Единый реестр принятых на этот учет с момента его обращения к командованию.
В обоснование иска указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части НОМЕР ЗАТО Сибирский, в состав его семьи входят: жена ФИО4, дочь ФИО5 и дочь ФИО6 НА указанный состав семьи из четырех человек по месту несения службы истцу была предоставлена АДРЕС в ЗАТО АДРЕС. Указанная квартира является муниципальной собственностью и принадлежит администрации ГО ЗАТО Сибирский.
Перед увольнением с военной службы истец изложил свое намерение изменить место жительства в рапорте на имя командира войсковой части 29557, также это обстоятельство подтверждается листом беседы. Указанный рапорт с необходимым пакетом документов был рассмотрен и согласован командованием части, по нему было принято положительное решение. Истец неоднократно обращался к командованию части и ему поясняли, что жильем он скоро будет обеспечен, что в законодательство вносятся изменения. Затем ему сообщила ФИО7, делопроизводитель в/ч НОМЕР, занимающаяся учетом военнослужащих, обратившихся к командованию с рапортами о предоставлении жилья, что согласно приказа Министра обороны № 1280, он должен сам обратиться в «Центррегионжилье», что Сопельняк В. С. и сделал, но получил отказ, так как уже утратил статус военнослужащего, во время службы не был включен в базу «Учет» и обеспечен жильем по месту службы в ЗАТО Сибирский.
Истец считает указанное решение не законным, так как оно основано на неверном толковании закона, поскольку действующий порядок обеспечения жилья военнослужащих по избранному месту жительства установлен ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», п. 10 Инструкции, утвержденной приказом Министра обороны № 1280.
В процессе рассмотрения дела Сопельняк В. С. дополнил свои требования, просил признать за истцом и членами его семьи право на признание нуждающимся в обеспечении жильем в избранном месте жительства – г. Барнаул – после увольнения с военной службы.
В судебном заседании истец Сопельняк В. С. и его представитель по доверенности Сухоруков А. Я. на удовлетворении иска настаивали по изложенным в нем основаниям.
Представитель истца суду пояснил, что Постановлением Правительства РФ № 1054 от 1998 года были утверждены Правила учета военнослужащих, в том числе, уволенных с военной службы в запас, нуждающихся в получении жилых помещений в избранном постоянном месте жительства и определен порядок постановки в очередь тех лиц, которым в соответствии с законодательством РФ уже предоставлено право на получение жилья. Согласно п.п. «и» п.7 Правил, самостоятельным основанием для признания нуждающимися в получении жилья в избранном месте жительства является избрание военнослужащим постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Представитель ответчика - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще, в представленном суду отзыве просил в иске отказать, так как истец в период прохождения им военной службы не был в установленном порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма, не был включен в базу «Учет». Истец обеспечен жильем по АДРЕС, на момент обращения в уполномоченный орган статус военнослужащего утратил, документы представил по истечении трех лет и 4 месяцев после увольнения с военной службы.
Представитель командира войсковой части НОМЕР, действующая на основании доверенности Корнилова С.И. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в представленном суду отзыве указала, что командир войсковой части НОМЕР является ненадлежащим ответчиком, поскольку каких-либо прав истца не нарушал. Истец проходил службу в войсковой части НОМЕР, жилищная комиссия именно этой войсковой части обладала полномочиями признавать военнослужащих нуждающимися в получении жилого помещения.
Третьи лица – Сопельняк В. И., Сопельняк (Старова) Ю. В. и Сопельняк А. В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
В процессе рассмотрения дела суд исключил из числа третьих лиц командира войсковой части НОМЕР ( войсковая часть в 2011 году была ликвидирована).
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков, а также третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения истца Сопельняка В. С., его представителя Сухорукова А. Я., исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования Сопельняка В. С. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что Сопельняк В. С. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДАТА про ДАТА года, выслуга лет составляет 28 лет 2 месяца.
Приказом командира войсковой части НОМЕР НОМЕР от ДАТА майор Сопельняк В. С. был уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе ( п.п.»а» п.1 ст. 51 ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Приказом командира войсковой части НОМЕР НОМЕР от ДАТА он исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения, направлен на воинский учет в ОВК г. Новоалтайска и Первомайского района, при этом указано, что истцу необходимо выдать справку Ф-1 в том, что он при убытии к постоянному месту жительства на себя и членов семьи воинские перевозочные документы не получал.
В судебном заседании установлено, что в связи с предстоящим увольнением с военной службы, ДАТА Сопельняк В. С. подал на имя командира войсковой части 29557 рапорт, в котором просил включить его и членов его семьи в список военнослужащих на получение жилья по избранному месту жительства - в городе Барнауле.
О намерении майора Сопельняка В. С. вместе с членами семьи после увольнения с военной службы сменить постоянное место жительства свидетельствует также и лист беседы от ДАТА между ним и командиром войсковой части НОМЕР
На рапорте Сопельняка В. С. командиром войсковой части НОМЕР поставлена резолюция, согласно которой председателю жилищной комиссии поручено рассмотреть на заседании установленным порядком.
Таким образом судом установлено, что Сопельняк В. С. выразил свое намерение на получение жилья по избранному месту жительства путем написания рапорта до увольнения с военной службы.
В судебном заседании установлено, что ДАТА Сопельняк В. С. обратился с заявлением в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» с заявлением о принятии его и членов семьи на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 года.
Решением НОМЕР от ДАТА ему отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по тем основаниям, что у него отсутствует статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и им не представлены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (рапорт о постановке на учет нуждающихся по избранному месту жительства, решение жилищной комиссии войсковой части о признании нуждающимся в получении жилого помещения, данные о нахождении военнослужащего в базе данных «Учет» по ФГКЭУ КЭЧ района), кроме того, по месту прежней службы он обеспечен жильем по договору социального найма и не является нуждающимся, заявление им было подано в ФГКУ «Центррегионжилье» по истечении 3 лет 4 месяцев после исключения из списков части.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено предоставление жилища бесплатно или за доступную цену малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Федеральный закон № 76-ФЗ от 27.05.1998 «О статусе военнослужащих» устанавливает, что статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 1).
Согласно пункту 2 статьи 3 данного закона, правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Пунктом 3 статьи 6 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 данного Федерального закона государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 в действующей в настоящее время редакции обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Сопельняк В.С. подпадает под указанную в законе категорию военнослужащих, которые при увольнении с военной службы имели право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства.
Постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Указанные Правила конкретизировали положения, установленные статьей 15 Закона «О статусе военнослужащих» и установили единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих …, подлежащих увольнению с военной службы, … граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку …. и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 2 Правил установлено, что они являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, на которые возложены функции заказчика организации строительства, приобретения и предоставления за счет средств федерального бюджета жилья, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы.
Согласно пп. "а" п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее - Правил), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Согласно пункту 7 Правил самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в числе других: избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы.
Основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 9 Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства…, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Порядок постановки на очередь предусмотрен пунктами 13-23 Правил.
Так, военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий с приложением ряда документов.
На основе рапорта и представленных документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления.
Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления.
Ходатайства рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца, о принятом решении сообщается военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок.
Военнослужащие при исключении из списков личного состава части в связи с увольнением с военной службы подают рапорт по команде о подтверждении избранного ими постоянного места жительства, а в случае изменения решения о постоянном месте жительства - рапорт по команде с просьбой о ходатайстве перед соответствующими органами местного самоуправления о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Командир (начальник) воинской части направляет представленные документы в военный комиссариат вместе с оригиналом удостоверения уволенного военнослужащего на право пользования льготами.
Военные комиссариаты проверяют наличие всех необходимых документов и их подлинность, после чего направляют эти документы в органы местного самоуправления.
На каждого военнослужащего и гражданина, уволенного с военной службы и поставленного на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, заводится учетное дело, на основе которого орган местного самоуправления принимает решение, подтверждает правильность постановки военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий либо исключает его из списков очередников и о своем решении в 3-месячный срок уведомляет командира (начальника) воинской части и гражданина, уволенного с военной службы.
Поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления.
В судебном заседании установлено, что Сопельняком В. С. соблюден предусмотренный Правилами порядок подачи рапорта и документов на обеспечение жильем по избранному месту жительства, рапорт в установленном порядке подан на имя командира воинской части, где он проходил военную службу.
Сопельняк В. С., имея на момент увольнения выслугу более 28 лет, будучи уволенным по достижению предельного возраста, имел право на получение жилья по избранному им после увольнения с военной службы постоянному месту жительства, о чем и заявил в своем рапорте и во время беседы с командиром части, ему не могло быть отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному им месту жительства, и наличие у него в пользовании жилого помещения по месту прохождения службы не могло явиться основанием к отказу в признании его нуждающимся.
Однако командиром войсковой части в которой проходил службу истец, в нарушение требований приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 ноября 1998 года N 517 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", изданным во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, который действовал в момент увольнения истца с военной службы, не были приняты меры, направленные на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением в избранном месте жительства.
Решением Верховного Суда РФ от 14.04.2009 установлено, что нормы Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1054 от 06.09.1998, в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих - граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, противоречат закону и в силу статьи 120 Конституции РФ части 2 статьи 11 ГПК РФ применению не подлежат.
Вместе с тем, иной порядок учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилья в избранном месте жительства, а также порядок и условия обеспечения их жилыми помещениями, установлен не был, вышеуказанные Правила от 06.09.1998 не отменены, орган, который должен был осуществлять учет данной категории военнослужащих, определен не был.
Действовавшая в указанный период времени Инструкция «О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации», утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от 15.02.2010 № 80, предусматривала порядок признания нуждающимися в получении жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, определенным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по месту прохождения военной службы (а не в другом населенном пункте). Решение вопроса о признании нуждающимися и учет таких военнослужащих возлагался на жилищные комиссии воинских частей и довольствующие КЭЧ районов.
Однако данная Инструкция не предусматривала рассмотрение жилищной комиссией войсковой части заявлений военнослужащих, желающих быть обеспеченными жилым помещением по избранному месту жительства.
Федеральным законом от 01.12.2008 в статью 15 Закона внесены изменения.
Абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Закона в редакции от 02.11.2013, действовавшей на момент обращения Сопельняка В. С. в ФГКУ «Центррегионжилье», предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года или признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации после 1 марта 2005 года, предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
28.12.2013 года в указанную статью Закона были внесены изменения, коснувшиеся формы обеспечения военнослужащих жильем, в том числе, по избранному месту жительства – путем предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо путем предоставления жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что Сопельняк В. С. заключил первый контракт до 01.01.1998 года, что подтверждается Выпиской из его послужного списка.
Во время службы он был обеспечен по месту прохождения службы жилым помещением по договору социального найма по адресу: АДРЕС за счет муниципального жилищного фонда - администрацией городского округа ЗАТО Сибирский, в настоящее время квартира также продолжает находиться в муниципальной собственности.
Приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 512 утверждены Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.
Указанные нормативные акты установили механизм реализации военнослужащими права на получение жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства. Признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, принятие их на учет осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Как видно из положений вышеуказанных Правил и Инструкции они распространяются на военнослужащих, т.е. граждан, проходящих военную службу в настоящее время, и подлежащих увольнению с военной службы. При этом в отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, соответствующее заявление о признании нуждающимися в получении жилых помещений должно быть подано в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части (пункт 5 Правил).
Вместе с тем в настоящее время в Российской Федерации продолжают действовать Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку…. нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054.
Согласно подп. "и" п. 7 Правил учета избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Сопельняк В. С. был уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста, срок его службы составляет более 28 лет, следовательно, он имел безусловное право на выбор для проживания любого населенного пункта в Российской Федерации, не относящегося к месту прохождения им военной службы, и соответственно, государство гарантировало ему предоставление по окончании военной службы жилого помещения по избранному месту жительства в одной из форм, предусмотренных законом.
Сопельняк В. С. в установленном порядке выразил желание на обеспечение жильем по избранному месту жительства, ему не могло быть отказано в признании нуждающимся в получении жилья по избранному месту жительства, однако не смог реализовать данное право по не зависящим от него причинам, в связи с изменением правового регулирования по вопросам жилищного обеспечения в период увольнения его с военной службы, отсутствия механизма реализации права.
Вместе с тем, реализация гражданином гарантированного государством права на жилье не может быть поставлена в зависимость от недобросовестных действий должностных лиц и нестабильности правового регулирования, несвоевременного принятия нормативных актов, определяющих порядок его реализации.
Суд находит, что право истца, прослужившего в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации более 28 лет на выбор места жительства по окончании службы и обеспечение жильем по избранному месту жительства, не может быть умалено по сравнению с военнослужащими этой категории, принятыми до 01.01.2005 на учет нуждающихся в органах местного самоуправления по избранному месту жительства.
В данном случае суд учитывает разъяснения, содержащиеся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.06.2013 № 12-П «По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» в связи с жалобами граждан А.С. Зорина, А.Г. Кожушного и других».
При таких обстоятельствах, требования Сопельняка В. С., направленные на восстановление его прав на обеспечение за счет федерального бюджета жильем по избранному месту жительства, подлежат удовлетворению.
Поскольку в соответствии с п.14 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства, то требования истца об обеспечении его жилым помещением по избранному месту жительства только по договору социального найма удовлетворению не подлежат.
В соответствии с Приказом Министра обороны РФ от 03.11.2010 № 1455 и Инструкцией о предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 30.09.2010 № 1280, полномочия по учету граждан, уволенных с военной службы, нуждающимися в получении жилых помещений, а также предоставлению жилья, возложены на специализированную организацию Министерства обороны РФ - ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения».
Поскольку от указанного учреждения в настоящее время зависит восстановление прав истца, на данного ответчика суд находит возможным возложить обязанность по принятию Сопельняка В. С. и членов его семьи на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях по избранному постоянному месту жительства.
Учитывая, что в соответствии с законодательством Сопельняк В. С. мог быть обеспечен жильем по избранному постоянному месту жительства исходя из даты поступления рапорта в орган местного самоуправления с последующим подтверждением избрания населенного пункта, но в любом случае не ранее увольнения с военной службы, суд находит, что с момента возникновения права следует признать истца нуждающимся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, т.е. с 07.12.2010 года – момента исключения из списков части.
В связи с тем, что командир войсковой части 52929 не был уполномочен во время службы истца предоставлять сведения о рассмотрении вопроса об обеспечении жильем в избранном месте жительства, т.к. истец служил в другой воинской части, в настоящее время командиры воинских частей также не наделены полномочиями по признанию военнослужащих нуждающимися в получении жилья по избранному месту жительства, то требования истца к командиру войсковой части 52929 удовлетворению не подлежат.
Поскольку суд пришел к выводу, что истец Сопельняк В. С. и члены его семьи имеют право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ по избранному после увольнения с военной службы месту жительства, то требования истца о признании за ним права быть признанным нуждающимся в обеспечении жильем в избранном месте жительства – г. Барнаул – после увольнения с военной службы является излишне заявленным и удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Сопельняка ВС удовлетворить частично.
Признать за Сопельняком ВС и совместно проживающими с ним членами семьи право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ принять Сопельняка ВС с членами семьи на учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства и включить его и членов семьи в Единый реестр принятых на этот учет с 07.12.2010 года.
В остальной части иска Сопельняку ВС отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий: Е.Ю. Головченко