Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1127/2015 ~ М-4366/2014 от 31.12.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 апреля 2015 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего: Минкиной М.Т.

при секретаре: Алюшиной Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора к Федеральному казенному учреждению Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределелнного круга лиц, обратился в суд с иском к ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю о возложении обязанности, мотивируя требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверке соблюдения ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по краю природоохранного законодательства, выявлены нарушения, так установлено, что в результате своей деятельности ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по краю оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем размещения отходов производства и потребления, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатирует стационарные источники загрязнения. Учреждение занимается свиноводством, на территории имеются пекарня, гаражи для размещения автомобильного транспорта, эксплуатируется цех по деревообработке, осуществляется обработка металла на станках, учреждение осуществляет оказание медицинских услуг лицам, отбывающим наказание. В нарушение действующего законодательства, Учреждение осуществляет хозяйственную деятельность и эксплуатацию объектов, являющихся источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, без специального разрешения и утвержденного проекта предельно допустимых выбросов, в нарушение ст.ст. 12, 14, 22, 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него». На момент проведения межрайонной прокуратурой проверки у ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по краю не имеется утвержденного в установленном законом порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ, проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на эксплуатируемые стационарные источники загрязнения. При этом, Учреждение осуществляет хозяйственную деятельность, в т.ч. связанную с эксплуатацией объектов, являющихся источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Таким образом, мер, направленных на своевременное получение разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Учреждением не принято. Просит суд обязать ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по краю в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить имеющиеся нарушения природоохранного законодательства, провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, разработать и утвердить в установленном законом порядке проект предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (л.д.3-4).

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика (л.д. 26) с заявленными исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что разрешение на выброс загрязняющих веществ выдается Росприроднадзором Красноярского края на основании разработанного проекта предельно допустимого выброса вредных веществ в атмосферу. Для приобретения данного проекта, получения к нему санитарно-эпидемиологического заключения и обучения сотрудников для дальнейшего получения удостоверений на право работы с отходами 1 -4 класса опасности, необходима сумма в размере 200 000 рублей. Учреждением были направлены письма в ГУФСИН России по Красноярскому краю № 24/ТО/69/11-434 от 27.01.2015 года и № 24/ТО/69/11-3607 от 16.06.2014 года с просьбой рассмотреть вопрос о выделении денежных средств из Федерального бюджета в размере 200 000 рублей, необходимых для разработки проекта и обучения сотрудников на право работы с отходами 1-4 класса опасности для дальнейшего получения удостоверений. Однако, до настоящего времени, денежные средства на счет ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю не поступили. Просила суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний, привлеченный для участия в деле определением суда от 13.02.2015г., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.30-31), причины неявки не сообщил.

Представитель Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, привлеченный для участия в деле определением суда от 13.02.2015г., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, в зал суда не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.30, 32), представил пояснения, согласно которым просил в удовлетворении исковых требований отказать, указал, что не представляется возможным своевременно организовать разработку проекта предельно допустимого выброса вредных веществ в атмосферу, обучение сотрудников на право работы с отходами 1 -4 класса опасности ввиду отсутствия финансирования.

Суд, выслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно статье 1 ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 3 указанного Закона хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться согласно принципам соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

Статьей 16 данного Закона предусмотрено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии со статьей 23 частью 4 ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. За выдачу разрешений на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов в окружающую среду уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 1 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

В силу статьи 14 указанного Федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (ч. 1). Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды (ч. 2). Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 3).

Из положений пункта 7 статьи 12 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" следует, что виды источников, для которых устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, устанавливаются, разрабатываются и утверждаются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 13 указанного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляет организацию регистрационных испытаний вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду, и их государственную регистрацию в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Статьей 22 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Согласно части 1 статьи 30 Закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; ….; осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух оборудования; …; выполнять предписания должностных лиц федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальных органов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды;..соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 05.06.2013) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" установлено, что предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (за исключением радиоактивных веществ) и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (в отношении выбросов радиоактивных веществ) при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 183 (ред. от 05.06.2013) "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него" разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 N 579 (ред. от 18.07.2013) "О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию", утвержден Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, который определяет правила и процедуру установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию и используется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при установлении порядка и проведения инвентаризации вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников. Разработанная заявителем экологическая документация в виде проекта инвентаризации источников выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и проекта нормативов предельно допустимых выбросов (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должна быть утверждена в установленном порядке и необходима для получения разрешения на выброс (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Пунктом 6 указанного приказа Минприроды установлено, что к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются вредные (загрязняющие) вещества, подлежащие государственному учету и нормированию, в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

В соответствии с абзацем 2 статьи 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.

Пунктом 3 статьи 18 этого Федерального закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

Согласно пункту 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного Приказом Минприроды России от 01.09.2011 N 721, учету подлежат все виды отходов I - V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02.12.2002 N 786 в редакции Приказа Министерства природных ресурсов РФ от 30.07.2003 N 663.

Судом установлено, что по результатам проверки исполнения законодательства в сфере лесопользования от 26.11.2014 г. (л.д.5) установлено, что ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по краю допущены нарушения сроков внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1- 3 квартал 2014 года. Учреждение в результате своей хозяйственной деятельности использует стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ. В нарушение требований Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», учреждение осуществляет свою деятельность в отсутствие утвержденного в установленном законом порядке разрешения на выброс загрязняющих веществ, проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По результатам проверки в адрес начальника ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по краю внесено представление об устранении нарушений (л.д.7-9).

Приказом ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю № 355-к от 24.12.2014 г., на основании представления прокурора, за нарушение требований приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты за негативное воздействие на окружающую среду», ненадлежащее исполнение пункта 5 должностной инструкции в части «Должна знать, правильно применять и руководствоваться в своей деятельности Конституцией РФ, законами и иными правовыми актами РФ» главный бухгалтер бухгалтерии ФКУ «Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю» ЛСВ заслуживает дисциплинарного взыскания, но учитывая, что федеральной службой по надзору в сфере природопользования управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю вынесено постановление № 03-1/15-372 от 11.12.2014 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, мер дисциплинарного воздействия не применять. За нарушение требований Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» статьи 14 пункта 1 «выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном правительством Российской Федерации», а также ненадлежащее исполнение пункта 5 должностной инструкции в части «должен знать, правильно применять и руководствоваться в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, законами и иными правовыми актами Российской Федерации» заместителю начальника ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю вынесено строгое предупреждение.

Из платежных поручений от 31.10.2014 г. (л.д.16), от 19.08.2014 г. (л.д.17), следует, что ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю перечислено 3160,47 руб. в качестве платы за 2 квартал 2014 г. за оплату за негативное воздействие на окружающую среду.

Из платежных поручений от 19.08.2014 г. (л.д.18), от 20.08.2014 г. (л.д.19)следует, что ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю перечислено 2828,08 руб. и 14,59 руб.в качестве платы за 1 квартал 2014 г. за оплату за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно обращению ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю от 27.01.2015 г. (л.д. 25) ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю обращалась с просьбой о выделении денежных средств в сумме 200000 руб., необходимых для разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов и для обучения сотрудников на право работы с отходами 1-4 класса опасности для дальнейшего получения удостоверений (свидетельств).

Таким образом, судом установлено, что ответчик является участником отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, урегулированных Законом РФ "Об охране атмосферного воздуха", ответчиком не проведена инвентаризация выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, не разработан и не утвержден проект предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, данные обстоятельства в судебном заседании не спаривались.

Таким образом, анализ действующего законодательства и установленные судом нарушения, позволяют прийти к выводу о том, что требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом доводы ответчика об отсутствии финансирования, суд во внимание принять не может, поскольку соблюдение требований экологического законодательства и прав граждан на благоприятную среду обитания не может ставиться в зависимость от наличия или отсутствия финансирования соответствующих мероприятий, является обязательным для исполнения всеми юридическими лицами, при этом 4-х месячный срок для выполнения заявленных требований, с учетом необходимости предотвращения нанесения вреда окружающей среду, суд полагает достаточным и разумным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 1940-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать ФКУ Тюрьма ГУФСИН России по Красноярскому краю в течение 4-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников, разработать и утвердить проект предельно допустимых выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, получить разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен 17.04.2015г.

Решение не вступило в законную силу.

2-1127/2015 ~ М-4366/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
неопределенный круг лиц
Минуиснский межрайонный прокурор
Ответчики
ФКУ"Тюрьма "
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Минкина Марианна Тимофеевна
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
31.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2015Передача материалов судье
12.01.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.02.2015Предварительное судебное заседание
06.04.2015Судебное заседание
17.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2018Дело оформлено
10.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее