Дело № 2-2132/2018
24RS0028-01-2018-002130-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 сентября 2018 года г. Красноярск
Красноярский край
Кировский районный суд г. Красноярска Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Чернова В.И.,
при секретаре Шаповалова Е.С.,
с участием представителя истца Айсфельд И.Г., представителя ответчика Гостев К.С., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Тышова (Мирошниченко) М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чикишева А.Н. к Страховому акционерному обществу «ВСК» о защите прав потребителей,
установил:
Чикишева А.Н., в лице своего представителя Айсфельд И.Г., обратилась в суд с иском к Страховому акционерному обществу «ВСК» (далее по тексту САО «ВСК») о защите прав потребителя, мотивируя требования тем, что 25 декабря 2017 года в районе дома № 41 по ул. Щорса г. Красноярска произошло дорожно-транспортное происшествие (далее по тексту ДТП) между автомобилем Toyota RAV4, государственный регистрационный знак №, принадлежащим истцу на праве собственности под управлением водителя Митрошниченко М.Г., и автомобилем Kia Rio, государственный регистрационный знак № принадлежащим Назаренко С.В. под управлением последней. ДТП произошло по вине водителя Назаренко С.В., нарушившей п. 6.3 Правил дорожного движения (далее по тексту ПДД). В результате ДТП автомобилю истца причинены механические повреждения. Гражданская ответственность Чикишева А.Н., как собственника транспортного средства, была застрахована в САО «»ВСК», гражданская ответственность виновника ДТП была застрахована в АО «Альфа-Страхование». Истица неоднократно обращалась в САО «ВСК» с заявлением о выплате страхового возмещения, в принятии которого было отказано. 09 февраля 2018 года была проведена экспертиза оценки материального ущерба, причиненного транспортному средству. 13 февраля 2018 года ответчиком было принято заявление о выплате страхового возмещения и предложена к выплате денежная сумма в размере 54731 рубль, с чем истец категорически не согласилась и провела экспертизу оценки восстановительного ремонта транспортного средства, по результатам которой стоимость восстановительного ремонта транспортного средства составляет 122537 рублей, расходы по проведению оценки составили 3500 рублей. 05 апреля 2018 года ответчику вручена претензия о выплате указанных сумм, которая осталась без удовлетворения. 12 марта 2018 года истцом было получено направление на ремонт транспортного средства, направленное ответчиком 05 марта 2018 года. При обращении в сервисный центр ООО «Эксперт Сервис» 30 мая 2018 года было отказано в проведении ремонта, в связи с длительным сроком поступления запчастей. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 122537 рублей; расходы, связанные с проведением экспертизы в размере 3500 рублей; неустойку в общем размере 153171 рубль 25 копеек; компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей; судебные расходы по оплате юридических услуг и оплате услуг нотариуса в размере 38500 рублей; штраф.
В дальнейшем истец уточнила исковые требования в части взыскания страхового возмещения и просила взыскать сумму 44867 рублей, в связи с выплатой ответчиком суммы в размере 77670 рублей.
Истец Чикишева А.Н. в судебное заседание не явилась. О дате, времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом, направила в судебное заседание своего представителя Айсфельд И.Г..
В судебном заседании представитель истца Айсфельд И.Г., действующая на основании доверенности, исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении, дополнительно суду пояснила о том, что заявление о выплате страхового возмещения было подано ответчику 09 февраля 2018 года, вместе с тем по просьбе сотрудника страховой компании дата в заявлении не была указана, а потом проставлена сотрудником страховой компании.
Представитель ответчика САО «ВСК» Гостев К.С., действующий на основании доверенности, не согласился с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что направление на ремонт транспортного средства направлено истцу в установленный законом срок, поскольку с заявлением о выплате страхового возмещения Чикишева А.Н. обратилась 13 февраля 2018 года, вместе с тем Чикишева А.Н. не представила автомобиль в сервисный центр. Страховое возмещение в размере 77670 рублей выплачено истцу 02 июля 2018 года, согласно экспертного заключения представленного истцом. Кроме того, у САО «ВСК» не имелось оснований для выплаты страхового возмещения, поскольку истица должна была обращаться с заявлением о выплате страхового возмещения в страховую компанию виновника ДТП так, как водитель Митрошниченко М.Г., управляла транспортным средством в период, на который страховые случаи не распространяются.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Митрошниченко М.Г. (в настоящее время Тышова), не возражала об удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Назаренко С.В. в судебное заседание не явилась. О дате, времени и месте проведения судебного заседания была уведомлена надлежащим образом.
Представители третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, АО «Альфа Страхование», ООО «Эксперт сервис» в судебное заседание не явились. О дате, времени и месте проведения судебного заседания были уведомлены надлежащим образом, причину неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ст. 1079 ГК РФ, граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Согласно ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно к страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховое возмещение в форме страховой выплаты или путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
На основании п. 1 ст. 12 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной настоящим Федеральным законом, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда жизни или здоровью потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков.
В силу ч.1 ст. 14.1 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств: а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта; б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, 25 декабря 2017 года Назаренко С.В. управляла транспортным средством Kia Rio, государственный регистрационный знак №, принадлежащим ей на праве собственности. Осуществляя движение по ул. Щорса г. Красноярска, со стороны улицы 60 лет Октября в направлении ул. Мичурина, в районе дома № 41 по ул. Щорса г. Красноярска, при наличии на светофорном объекте дополнительной стрелки движения налево, в нарушение п. 6.2, 6.3 ПДД, при осуществлении маневра поворота налево, не дождавшись загорания зеленого сигнала светофора на дополнительной секции, не уступила дорогу движущемуся во встречном направлении прямолинейно автомобилю Toyota Rav4, государственный регистрационный знак №, принадлежащему Чикишева А.Н. под управлением Митрошниченко М.Г., в результате чего произошло столкновение указанных автомобилей.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются: делом об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 12.12 КоАП РФ в отношении Назаренко С.В..
Пункт 6.2 ПДД, запрещает движение автомобилей на красный сигнал светофора.
В соответствии с п. 6.3 ПДД сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.
Нарушение водителем Назаренко С.В. указанных выше пунктов ПДД состоит в прямой причинно-следственной связи с ДТП и причинением автомобилю Toyota Rav4, государственный регистрационный знак С578РВ/24 механических повреждений.
Гражданская ответственность Чикишева А.Н., как владельца транспортного средства Toyota RAV4, государственный регистрационный знак №, на момент ДТП была застрахована в САО «ВСК» по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств № со сроком действия с 00 часов 00 минут 04 сентября 2017 года по 24 часа 00 минут 03 сентября 2018 года, с условиями использования транспортного средства в период с 04 сентября 2017 года по 03 декабря 2017 года и с 29 января 2018 года по 03 сентября 2018 года.
На момент ДТП гражданская ответственность собственника автомобиля Kio Rio, государственный регистрационный знак М461КМ/124 была застрахована в страховой компании АО «Альфа Страхование», что не оспаривается сторонами и следует из справки о ДТП.
13 февраля 2018 года Чикишева А.Н. обратилась по прямому возмещению убытков в САО «ВСК» с заявлением о выплате страхового возмещения.
По результатам рассмотрения заявления ответчиком 05 марта 2018 года в адрес Чикишева А.Н. было отправлено направление на ремонт транспортного средства, а после получения претензии 02 июля 2018 года выплачено страховое возмещение в размере 77670 рублей, что подтверждается платежным поручением № от 02 июля 2018 года.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд ссылается на то, что в силу п. 24 ст. 12 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" к отношениям между потерпевшим и страховщиком по поводу осуществления прямого возмещения убытков по аналогии применяются правила, установленные настоящим Федеральным законом для отношений между потерпевшим и страховщиком по поводу осуществления страхового возмещения. Соответствующие положения применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и не вытекает из существа таких отношений.
Согласно п.4 ст. 14.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего, от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона соглашением о прямом возмещении убытков в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В отношении страховщика, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае предъявления к нему требования о прямом возмещении убытков применяются положения настоящего Федерального закона, которые установлены в отношении страховщика, которому предъявлено заявление о страховом возмещении.
В соответствии с пп. "е" п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования).
Таким образом, п.п. "е" ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" предусматривает право взыскания страховой компанией в порядке регресса ущерба с виновника ДТП, использовавшего транспортное средство в период, не предусмотренный договором обязательного страхования.
В данном же случае, транспортным средством в период, не предусмотренный договором обязательного страхования, пользовалась Митрошниченко М.Г., а не виновник ДТП Назаренко С.В..
Поскольку страхование в силу заключенного Чикишева А.Н. договора обязательного страхования распространялось на страховые случаи, произошедшие в период использования транспортного средства с 04 сентября 2017 года по 03 декабря 2017 года и с 29 января 2018 года по 03 сентября 2018 года, а ДТП произошло 25 декабря 2017 года, то есть в период, не предусмотренный страховым полисом, то страхование на данный страховой случай не распространяется и, соответственно, право на получение страховой выплаты по прямому возмещению убытков от САО «ВСК» Чикишева А.Н. не имеет. Таким образом, истец Чикишева А.Н. вправе требовать возмещения причиненного ущерба со страховой компании причинителя вреда.
При данных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании с САО «ВСК» суммы страхового возмещения в размере 44867 рублей, а также производных от этого требований о взыскании расходов по поведению экспертизы в размере 3500 рублей, неустойки в размере 153171 рублей 25 копеек, финансовой санкции в размере 23000 рублей, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, судебных расходов в размере 38500 рублей, штрафа, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Чикишева А.Н. к Страховому акционерному обществу «ВСК» о взыскании страхового возмещения в размере 44867 рублей, расходов по поведению экспертизы в размере 3500 рублей, неустойки в размере 153171 рублей 25 копеек, финансовой санкции в размере 23000 рублей, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, судебных расходов в размере 38500 рублей, штрафа, отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме, в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска.
Решение в окончательной форме изготовлено 01 октября 2018 года.
Судья В.И. Чернов