Дело № 2-1229/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15.05.2012 г.
Амурский суд Хабаровского края
в составе председательствующего судьи Никуловой Т.С.,
с участием истца Панько Г.И., ее представителя Аксёнова К. А.
при секретаре Дорофеевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Амурске гражданское дело по иску
Панько Галины Ивановны к ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» -«Хабаровскэнергосбыт» о защите прав потребителя,
У С Т А Н О В И Л:
Панько Г.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования тем, что является собственником <адрес> Дом управляется управляющей организацией ООО «УК «Наш дом»
С ноября 2010 г. по февраль 2012 г. ответчик выставлял ей счета на оплату электроэнергии, включая в них помимо оплаты электроэнергии, потреблённой в её жилом помещении, в объёмах определенных на основании индивидуального прибора учета, и часть электроэнергии, потреблённой во всём доме, определённой расчетным путем, на основании показаний ОДНУ (Общедомового прибора учета) - ОДН (расходы на общедомовые нужды).
Считает, что действия ответчика нарушают её права как потребителя и противоречат действующему законодательству.
Просит признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление ей, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ноября 2010 г. по февраль 2012 г.; возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию за указанный период в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии, сумму перерасчета в размере <данные изъяты> руб. исключить из начислений за указанный период и зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию; признать незаконным установку ОДПУ (общедомового счетчика) по <адрес> запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» впредь начислять и указывать в квитанциях, предъявляемых ей плату за потребленную электрическую энергию не общедомовое потребление; взыскать с ответчика в её пользу в счет оплаты услуг представителя <данные изъяты> руб. (л.д. 3-5).
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечена управляющая компания ООО «УК «Наш дом» (л.д. 2).
Истица Панько Г.И. и ее представитель Аксёнов К. А. исковые требования в судебном заседании поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении, заявлении о взыскании судебных расходов (л.д. 3-5, 6,8).
Представитель истца Аксёнов К.А. дополнительно пояснил к доводам искового заявления, что третьим лицом в отзыве на исковое заявление неправильно дано толкование нормативным актам. Постановление Правительства № 307 от 23.05.2006 г. указывает, что исполнителем коммунальной услуги является либо управляющая организация, либо кооператив, либо ТСЖ. Оказывает услугу энергоснабжения исполнитель коммунальной услуги. Именно он обязан оказывать эту услугу, начислять и представлять квитанции на оплату собственникам и нанимателям. Снять с себя эту обязанность управляющая компания не могла. Этого не решали собственники, также это противоречит существующему законодательству.
Представители ответчика, третьего лица, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие (л.д. 29, 74).
Представитель ответчика представил письменный отзыв, в котором указал, что действующим законодательством на Управляющую компанию возложена обязанность по заключению договоров с ресурсоснабжающей организацией на приобретение соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях предоставления гражданам их избравшим, в связи с чем отношения по поставке электроэнергии в указанный дом, а также предъявления к оплате платежных документов потребителям построены в рамках заключенного Соглашения о взаимодействии между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией.
Между ООО «УК «Наш дом» и ОАО ДЭК заключено соответствующее соглашение, на основании которого (п. 1.1 Договора) ООО «УК «Наш дом» передает Амурскому филиалу ОАО ДЭК-Хабаровскэнергосбыт функции на предоставление коммунальной услуги «электроснабжение» гражданам-потребителям и дает право на совершение всех необходимых юридических и фактических действий по определению стоимости данной коммунальной услуги, начислению и получению платы за потребленную электрическую энергию от собственников и нанимателей жилых помещений, находящихся на обслуживании Управляющей организации по договору на управление многоквартирным домом. Условия данного договора не противоречат нормам действующего законодательства.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность обеспечить до 01.07.2012 г. оснащение многоквартирных домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию возложена на собственников помещений в таких домах. Добровольная, безвозмездная установка общедомового прибора учета электрической энергии в многоквартирных домах ведет к освобождению граждан-потребителей от расходов по выполнению возложенной на них законом обязанности, что соответствует их интересам. В этой связи формальное нарушение процедуры согласования с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах установки общедомовых приборов учета электроэнергии не свидетельствует о нарушении их прав. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме (л.д. 70-74).
Представитель третьего лица – ООО УК «Наш дом» представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения иска возражал по следующим основаниям.
Истец – Панько Г.И., является собственником (<данные изъяты> доли) жилого помещения многоквартирного дома, распложенного по <адрес>
Целью договора управления многоквартирным <адрес> - является эффективное управление многоквартирным домом, направленное на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания в нем собственников (и нанимателей), надлежащее содержание общего имущества дома, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в доме.
В соответствии с п. 2.1.2 договора управления МКД, заключенному между Собственником жилого помещения и ООО УК «Наш дом», управляющая компания обязана заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями на предоставление коммунальных услуг собственникам помещений.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая компания) по заданию другой стороны (ТСЖ) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Из анализа данной правовой нормы следует, что собственники помещений в МКД, выбрав способ управления домом, обязаны в силу закона передать весь комплекс полномочий по управлению домом, в том числе по предоставлению коммунальных услуг управляющей компанией.
Согласно ФЗ № 261 от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» производимые, передаваемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 5, ст. 13 данного ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в срок до 01.07.2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии собственников жилых домов и собственников помещений в МКД возлагаются установить общедомовой прибор учета электроэнергии.
Установка общедомового (коллективного) прибора учета электрической энергии по <адрес>, производилась силами и за счет средств энергоснабжающей организацией (ОАО «ДЭК») и в отношении собственников и нанимателей данного МКД носило безвозмездный характер.
Договор, регулирующий условия установки коллективного прибора учета используемого энергетического ресурса, должен заключатся с лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, т.е. управляющей организацией. Управляющая компания действует от имени и во благо собственников жилых помещений МКД.
ООО УК «Наш дом» ДД.ММ.ГГГГ заключило с ОАО «ДЭК» договор энергоснабжения №, подписала Акт ввода в эксплуатацию (обследовании) измерительного комплекса расчетного учета электроэнергии и подписала акт разграничения балансовой ответственности сторон, регулирующих установку общедомового прибора учета. Согласно данного договора ОАО «ДЭК» принимает на себя право производить снятие показаний индивидуальных приборов учета и общедомовых приборов учета; получать плату за потребленную электрическую энергию от потребителей; осуществлять формирование, печать и доставку счет-квитанций потребителям; осуществлять взыскание с потребителей задолженности по оплате электроэнергии.
Энергоснабжение является коммунальной услугой. Начисление размера платы за потребленную энергию производится в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. ПП РФ № 307 от 23.05.2006 г.). Согласно абз.2 п. 7 Правил собственники (наниматели) помещений в МКД вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в МКД. Согласно п. 23 данных правил, при оборудовании МКД коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется: для холодного, горячего водоснабжения; газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пунктом 3 приложения № 2 к настоящим Правилам (формула 9).
Из разъяснений министерства регионального развития РФ (письмо от 18 июня 2007г. № 11356-ЮТ/07) следует, что количество электрической энергии, подаваемой на работу приборов освещения помещений общего пользования и для работы электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу «электроснабжение» (л.д. 30-32).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие представителя ответчика, представителя третьего лица.
Заслушав истца Панько Г.И., представителя истца Аксёнова К.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме.
При этом суд исходит из следующего.
В судебном заседании установлено, что Панько Г.И. на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого помещения по <адрес> (л.д. 10), в квитанциях по оплате указано, что лицевой счет по <адрес> выписан на её имя (л.д. 11-27).
Как следует из договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ, протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанный дом является многоквартирным и управляется ООО УК «Наш дом» (л.д. 44, 45-46).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «УК «Наш дом» и ОАО «ДЭК» был заключен договор энергоснабжения № согласно которому (пункт 1.1) ОАО «ДЭК» обязалось осуществлять продажу обществу с ограниченной ответственностью УК «Наш дом» электрической энергии и мощности через сетевую организацию, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией для целей оказания потребителям ООО УК «Наш дом» (собственникам и нанимателям жилых помещений многоквартирного дома) коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды и для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях жилых домов согласно приложению.
Пунктом 1.2 договора предусмотрено, что оплата покупателем электроэнергии, поставленной в жилые дома для целей, указанных в п. 1.1. Договора производится на условиях, предусмотренных указанным договором.
Из пункта 1.3 договора следует, что ООО УК «Наш дом» поручило ОАО «ДЭК» производить снятие показаний индивидуальных приборов учета электрической энергии, получать плату за потребленную электрическую энергию от покупателей, определять размер платы за предоставленную коммунальную услугу для каждого потребителя в порядке и на условиях, определенных «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, осуществлять формирование, печать и доставку счетов-квитанций потребителям от своего имени (л.д. 47-57, 109-119).
В течение указанного истицей времени с ноября 2010 г. по февраль 2012 г. в счетах на оплату электрической энергии ответчиком дополнительно к требованиям об оплате электроэнергии, потребленной в квартире, выставлялись требования об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома за вышеуказанный период, что подтверждается представленными квитанциями (11-27). Согласно представленным квитанциям указанная истцом в исковом заявлении сумма в размере <данные изъяты> руб. действительно оплачена ответчику (л.д. 6 – расчет).
С выставленными ей счетами на оплату ОДН истица не согласна.
Ответчик ОАО «ДЭК» с иском не согласен и обосновывает правомерность выставления истице счетов на оплату ОДН от имени ОАО «ДЭК» заключенным с ООО УК «Наш дом» Договором электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ООО УК «Наш дом» передало полномочия ОАО «ДЭК» по начислению и сбору платы за электроэнергию, потребленную жильцами обслуживаемого многоквартирного дома, в том числе электроэнергию, затраченную на общедомовые нужды.
С данными доводами суд не может согласиться по следующим основаниям.
Статьей 151 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность граждан (арендаторов, нанимателей, в том числе по договору социального найма, либо собственников жилых помещений) и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
В соответствии с ч.ч. 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за электроснабжение.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусматривалось, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В редакции Федерального закона от 04.06.2011 года №123-ФЗ часть 7 ст. 155 ЖК РФ изложена в следующей редакции: собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 указанной статьи.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23.05.2006 года № 307 утвердило «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам», которые в соответствии с п.п. 1 и 2 регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам,
"коммунальные услуги" - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещения;
"исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;
"потребитель" - гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
"управляющая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;
"ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;
"коммунальные ресурсы" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;
"внутридомовые инженерные системы" - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;
В соответствии с п. 37 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем, не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В данном случае
- ОАО «ДЭК» является ресурсоснабжающей организацией по поставке в многоквартирный дом, в котором расположена принадлежащая истице квартира, коммунального ресурса - электрической энергии,
- управляющая компания ООО «УК «Наш дом» является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению многоквартирного дома,
- истица является потребителем этой услуги.
Исходя из вышеприведенных положений жилищного законодательства, в плату за коммунальные услуги включается плата за электроснабжение (в том числе плата за ОДН), которую истица обязана вносить управляющей организации в порядке, установленном Правительством РФ, а ООО «УК «Наш дом», в свою очередь, обязано рассчитываться с ОАО «ДЭК» за потребленную многоквартирным домом электроэнергию.
ОАО «ДЭК» по смыслу вышеуказанных правовых норм не является исполнителем коммунальной услуги по электроснабжению дома, где располагается принадлежащая истице квартира, не является управляющей организацией для этого дома, не является платежным агентом по взиманию платы за коммунальные услуги, предоставленные исполнителем коммунальных услуг, поэтому не вправе выставлять счета за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды многоквартирного дома непосредственно жильцам дома – потребителям соответствующей коммунальной услуги.
Расчет размера платы за коммунальные услуги (в данном случае платы за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды) является обязанностью управляющей компании, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - соответствующих подрядных и ресурсоснабжающих организаций (пункт 37 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, Письмо Министерства регионального развития России от 2 мая 2007 года № 8№7-ЮТ/07).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ, одной из целей управления многоквартирным домом является предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Управляющая организация по договору управления многоквартирным домом в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и пользующимся помещениями в этом доме лицам (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Предоставление коммунальных услуг составляет предмет деятельности исполнителя (абз.1 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307).
Согласно пункту 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, коммунальной услугой является не сама электрическая энергия, а электроснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. В то же время электроэнергия является коммунальным ресурсом (абз.7 указанного пункта), который продается ресурсоснабжающей организацией исполнителю для поставки потребителю.
При этом индивидуальный прибор учета предназначен для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении (абз. 13 пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам), при оплате по такому прибору происходит возмещение стоимости коммунальных ресурсов. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
Возможность заключать договоры напрямую с ресурсоснабжающими организациями на приобретение электрической энергии предусмотрена только для собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или для собственников жилых домов при отсутствии заключенного с исполнителем договора (пункт 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В то же время исполнитель коммунальных услуг (т.е. управляющая организация) обязан приобретать соответствующие коммунальные ресурсы у ресурсоснабжающих организаций, что предусмотрено Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530).
Эта обязанность предусмотрена пунктом 89 названных Правил, а также подпунктом «в» пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, согласно которым исполнитель коммунальных услуг обязан заключать с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией) договоры энергоснабжения для целей:
- оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения;
- использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме);
- для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях.
При этом пункт 90 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики предусматривает право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Законность положений указанного пункта Правил подтверждена решением Верховного Суда РФ от 06.10.2008 г. № ГКПИ08-1704.
Однако с учетом содержания пункта 89 указанных Правил право гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение оплаты за потребленную электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома может возникнуть только в части электрической энергии, потребленной в жилых помещениях, и в объемах, определенных на основании индивидуальных приборов учета.
Оплату же остальной электроэнергии, – использованной на общедомовые нужды и компенсацию потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях, энергосбытовая организация вправе получить только с управляющей организации.
Как сторона по договору энергоснабжения, гарантирующий поставщик (энергосбытовая организация) не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирного дома, обслуживаемого управляющей организацией, плату за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды, а также на компенсацию потерь электроэнергии, поскольку такие граждане не являются исполнителями услуги по надлежащему содержанию общего имущества дома, не влияют на эффективность энергозатрат при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, не обязаны заключать договоры на покупку электроэнергии для использования на общедомовые нужды.
Обязанности по управлению общим имуществом дома согласно статьям 161, 162 Жилищного кодекса РФ и на основании соответствующего договора возлагаются на управляющую компанию, которая в силу предписаний постановления Правительства РФ от 31.08.2006 г. № 530, независимо от наличия (отсутствия) соответствующих договоров, несет обязанность перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами.
В свою очередь, указанные расходы управляющей организации подлежат включению в счета на оплату соответствующей услуги, которые такая организация вправе предъявить к оплате жильцам многоквартирного дома с обоснованием их возникновения.
Иное понимание обязанностей жильцов многоквартирного дома, управляющей организации и гарантирующего поставщика по исполнению договора энергоснабжения допускает возможность необоснованного расходования электрической энергии управляющей компанией на общедомовые нужды, поскольку гарантирующий поставщик заинтересован в оплате общего количества поставленной им электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, и не связан перед гражданами обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома. А управляющая организация в ситуации, имеющей место в данном случае, фактически самоустраняется от выполнения обязанностей, возложенных на неё вышеуказанными нормативно-правовыми актами.
В то же время, в силу требований пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», именно третье лицо (управляющая организация) как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, в данном случае обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в вышеуказанном многоквартирном доме.
Таким образом, действия ОАО «ДЭК» по выставлению истцу напрямую счетов на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды многоквартирного дома, являются незаконными
Заключенный между ответчиком и третьим лицом вышеуказанный Договор энергоснабжения как противоречащий закону в силу ст.ст. 166-168 ГК РФ является ничтожной сделкой в части условия, касающегося передачи третьим лицом ответчику полномочий по начислению жильцам многоквартирного дома (в данном случае истцу) платы за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды, и выставлению счетов в указанной части непосредственно ресурсоснабжающей организацией (ответчиком).
Поскольку судом установлено, что в настоящее время, исходя из вышеуказанных, установленных судом на данный момент обстоятельств, ответчику (ОАО «ДЭК») не предоставлено право производить непосредственно с жильцами вышеуказанного многоквартирного дома (а, следовательно, и с истцом) расчет за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды в указанном доме, подлежат удовлетворению требования истицы о
- признании незаконными действий ответчика по начислению истцу и взиманию с него платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома в указанный истцом период,
- наложении запрета ответчику на начисление ей и взимание непосредственно с истца платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН многоквартирного дома.
Иные доводы, содержащиеся в возражении на иск ответчика, представителя третьего лица, не могут быть приняты судом во внимание как основание к отказу в удовлетворении законных и обоснованных требований истца, поскольку сводятся к неверному толкованию подлежащих применению в данном деле правовых норм, даваемому без учёта их места в системе действующего правового регулирования существующих правоотношений участвующих в деле лиц.
Также суд принимает довод истцам Панько Г.И., её представителя Аксёнова К.А. о неправомерности действий ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по установке общедомового прибора учета электрической энергии и его использованию при расчете оплаты за ОДН.
Согласно пункту 5 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, на собственников помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии (коллективными и индивидуальными), а также ввести установленные приборы учета в эксплуатацию, в срок до 01.07.2012 г.
Установка названных приборов учета производится на основании договора с организацией, которая осуществляет поставку электроэнергии (пункт 9 статьи 13 закона). До 1 июля 2010 года от таких организаций должно было последовать предложение собственникам помещений об оснащении многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов (пункт 10 статьи 13 закона). В случае установки приборов за счет бюджетных средств, собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности, установленной пунктом 5 статьи 13 закона (пункт 11 статьи 13 закона).
Принудительный порядок оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов допускается после 01.07.2012 года. В этом случае названные организации осуществляют установку таких приборов в срок до 01.01.2013 г. за счет собственников помещений многоквартирного дома либо за свой счет, но с возмещением понесенных расходов за счет собственников помещений в рассрочку до 5-ти лет (пункт 12 статьи 13 закона).
Доказательств тому, что ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обращалось к собственникам жилых помещений <адрес> с предложением об установке прибора учета и его цене; что прибор учета был установлен за счет бюджетных средств, в деле не имеется.
Договором управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ и договором электроснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» и ООО «УК «Наш дом», ответчику право на установку общедомового прибора учета электроэнергии не предоставлено.
В общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного <адрес> используемый ответчиком для расчётов за электроэнергию общедомовой прибор учета передан не был.
Учитывая установленные по делу факты, суд приходит к выводу, что прибор учета установлен ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в <адрес> края в нарушение требований статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ, без учета на то волеизъявления собственников помещений дома. Следовательно, установка такого прибора является незаконной, а сам прибор в настоящее время не может быть использован для целей расчёта непосредственно с жильцами дома за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды.
Поскольку,
- как это следует из предоставленных истцом квитанций, по выставленным ей ответчиком счетам за электроэнергию за период с ноября 2010 г. по февраль 2012 г. истцом внесены ответчику в счёт оплаты за электроэнергию, потреблённую на общедомовые нужды <данные изъяты> руб.,
- исходя из вышеуказанных, установленных судом обстоятельств, ответчиком указанные средства получены непосредственно с истца незаконно,
- уплаченная сумма, таким образом, подлежит возврату истцу,
следовательно, требования истца о перерасчете платы за электроэнергию за указанный период в соответствие с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии, исключении из начислений за указанный период и зачете произведенной оплаты за общедомовое потребление электрической энергии в сумме <данные изъяты> руб. в счет платежей по индивидуальному прибору учета энергии, обоснованны и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из материалов дела, Панько Г.И. заключила договор на оказание возмездных юридических услуг от ДД.ММ.ГГГГ с Аксёновым К.А. и по условиям указанного договора, уплатила ему <данные изъяты> рублей.
Суд находит разумным взыскать в пользу истца с ответчика указанную сумму с учетом сложности дела, объема проделанной работы по составлению искового заявления, расчета, участия представителя в судебном разбирательстве, обусловленной ходом судебного разбирательства процессуальной активности.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Панько Галины Ивановны к открытому акционерному обществу «Дальневосточная энергетическая компания» удовлетворить.
Признать противоречащим закону расчет платы за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление Панько Галине Ивановне произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ноября 2010г по февраль 2012 года по <адрес>
Возложить на ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» обязанность произвести перерасчет платы за электрическую энергию Панько Галине Ивановне, произведенный ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» с ноября 2010 года по февраль 2012 года, по <адрес> в соответствии с показаниями индивидуального прибора учета электрической энергии. Сумму перерасчета в размере <данные изъяты> руб.исключить из начислений за период с ноября 2010 г по февраль 2012года и зачесть в счет будущих платежей за электроэнергию по <адрес>
Признать незаконным установку общедомового счетчика электроэнергии по <адрес>.
Запретить ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» вновь начислять и указывать в квитанциях предъявляемых Панько Галине Ивановне по <адрес> плату за потребленную электрическую энергию на общедомовое потребление.
Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу истца Панько Галины Ивановны в возмещение расходов на оплату услуг представителя <данные изъяты> рублей.
Взыскать с ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» в пользу бюджета Амурского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ), в копии в пятидневный срок подлежит направлению в адрес ответчика, третьего лица.
Председательствующий: Т.С. Никулова
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ