Решение по делу № 2-886/2017 ~ М-1027/2017 от 03.07.2017

ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего судьи Теплоуховой И.М.

При секретаре Черепановой С.Н.

С участием помощника природоохранного прокурора Зимуковой Н.О.

Ответчика Леонтьева Д.В.

Представителя инспекции по экологии Щелевой Ф.Л.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Леонтьеву Денису Владимировичу о возложении обязанности исполнить требования законодательства об отходах, охране атмосферного воздуха и учете древесины

У с т а н о в и л :

    Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на котором ИП Леонтьев Д.В. осуществляет предпринимательскую деятельность по переработке древесины.

    Установлено, что в результате указанной деятельности образуются отходы в виде опила и горбыля.

    В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, в целях охраны земель, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

    Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляется, предназначены для удаления или подлежат удалению.

    В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления на почву.

    При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и

т.д.);

поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»).

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных,

обезвреженных, переданных другим лицам отходов, представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ст. 19 Закона № 89-ФЗ).

    Пункт 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721, устанавливает обязанность по ведению учета отходов всех степеней опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц за учетный период.

    Несоблюдение названных требований законодательства создает угрозу причинения вреда окружающей среде, в том числе приводит к загрязнению, засорению почвы. Также складирование отходов вне специально отведенных мест может способствовать возникновению или распространению пожара.

    Также было установлено, что переработка древесины осуществляется ИП Леонтьев Д.В. с использованием ленточнопильного станка Алтай – 600.

    В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, при обработке древесины, проведении погрузочно-разгрузочных работ, а также при статическом хранении древесного опила производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

    Согласно разделу 2.2.1 Временных методических указаний по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности, 1992 г. (далее - Методика) механическая обработка древесины связана с выделением загрязняющих веществ (древесная пыль, опилки, стружка).

    Источниками выбросов вредных веществ в атмосферный воздух являются, в том числе, станки ленточнопильные, круглопильные и т.д. (приложение 2.2.1 к Методике).

    Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) одним из основных принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию и разрабатывать проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимые нормативы вредного воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ч. 1 ст. 14, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

    Природоохранный прокурор обратился в суд с требованиями к ИП Леонтьев Д.В.в связи с нарушениями природоохранного, земельного законодательства, которые напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

    В исковом заявлении просил обязать Индивидуального предпринимателя Леонтьева Д.В. :

- привести земельный участок по адресу: <адрес>, в состояние соответствующее требованиям законодательства, путем его очистки от отходов в виде опила и горбыля, оборудовать места для временного хранения отходов, вести учет отходов;

- провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ, разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- вести книгу учета принимаемой на переработку древесины и отгружаемой продукции переработки древесины, разместить в доступном для обозрения месте на пункте переработки древесины сведения об индивидуальном предпринимателе, номера контактных телефонов, копию документа о назначении лица, ответственного за исполнение требований Закона Пермского края от 13.09.2016 №684-6 ПK «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края», режим работы пункта переработки древесины, условия приема, переработки и отгрузки продукции древесины.

    В период рассмотрения дела в судебном заседании прокурор требования уточнила, в связи с их выполнением ответчиком до судебного разбирательства. Данный факт подтверждает акт осмотра земельного участка от 03.08.2017г., представленный в судебное заседание прокурором.

    Оставшееся требование о проведении инвентаризации источников выбросов вредных загрязняющих веществ, разработать проект предельно допустимых выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края разрешение на выбросы вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в судебном заседании прокурор поддерживала, настаивая на обосновании изложенном в исковом заявлении.

    Ответчик оставшееся исковое требование не признал. Уточнил, что у него на лесопилке используется ленточнопильный станок Алтай-900. Он полагает, что его производство относится к 4 категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, т.е. оказывающее минимальное негативное воздействие на окружающую вреду.

    Считает, что он не относится к объекту, на который должна быть возложена плата, а потому проводить инвентаризацию нет необходимости, тем более нести расходы на ее проведение.

    Прокурор в судебном заседании не возражала против уточнения марки ленточнопильного станка – Алтай-900. Также указала, что в ходе деятельности имеется и печь для сжигания отходов. Станок, как и печь, являются стационарными источниками выбросов. А потому проведение инвентаризации необходимо. В результате этих действий уже будут решаться иные вопросы.

    Представитель Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края в судебном заседании требования поддерживала.

    В отзыве указала, что распиловка древесины с использованием пилорамы, оборудованной электромотором, относится к одному из видов деревообработки, при которой используются станки механической обработки древесины, в том числе ленточнопильные станки, являющиеся стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Перечень загрязняющих веществ и уровень выбросов загрязняющих атмосферу веществ от указанных источников определяется согласно «Методических указаний по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности», входящих в перечень методик, используемых в 2017 году для расчета, нормирования и контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденных АО «НИИ Атмосфера» 30 декабря 2016 г. Кроме того в данном документе отмечено: «положение об отсутствии при влажности материала свыше 20% к древесине не относится (приложение 7 «Вспомогательный и справочный материал для проведения расчетов выбросов загрязняющих веществ от деревообрабатывающего производства»).

     Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд полагает требования подлежат удовлетворению.

    Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

    В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ, основными принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха являются, в том числе: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

    Части 1 и 2 статьи 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 № 96-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) предусматривают, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

    Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

    Согласно ч.5 ст.14 указанного закона, при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физически воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 288 (пункт 4), разрешениями на выбросы, сбросы загрязняющих веществ устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, сбросу в окружающую среду при соблюдении условий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    Разрешениями на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее – хозяйствующие субъекты):

    в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – нормативы ПДВ);

    в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее – лимиты на выбросы).

    При наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались ( п. 4.1).

    Из материалов дела следует, что Леонтьев Д.В., индивидуальный предприниматель, осуществляет предпринимательскую деятельность по переработке древесины. В результате указанной деятельности образуются отходы в виде опила и горбыля.

    Согласно ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.

    Согласно ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон об охране окружающей среды) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов -Планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

    В соответствии со ст. 69.2 Федерального закона об охране окружающей среды, объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

    Согласно п. 3 ст. 69 Федерального закона об охране окружающей среды государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который представляет собой государственную информационную систему.

    Порядок создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установлен Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2016 г. № 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".

    Постановлением Правительства Российской Федерации

от 28 сентября 2015 г. № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую"- среду, к объектам I, II, Ш и IV категорий» установлены критерии отнесения объекта к соответствующей категории.

Образование отходов в соответствии с Критериями не является признаком отнесения объекта к какой-либо из четырех категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Наличие на объекте стационарных источников выбросов является признаком объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду. В случае, если на объекте отсутствуют стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, отсутствуют сбросы в системы водоотведения загрязняющих веществ в результате использования вод не для бытовых нужд и не осуществляются видь деятельности, указанные в пп. 1 - 4, 7, 8 Критериев, постановка такого объекта в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, действующим законодательством не предусмотрена.

    Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, утвержденной приказом Минприроды России от 23 декабря 2015 г. № 554.

    Согласно методических указаний по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности : механическая обработка древесины связана с выделением загрязняющих веществ ( древесная пыль, опилки, стружка). Источниками выделения древесной пыли являются циркульные пилы, торцовочные станки, станки фуговальные, рейсмусовые, сверлильные, фрезерные, строгальные, шипорезные, шлифовальные и др.

    Согласно паспорта на станок - у ИП Леонтьев Д.В. используется станок ленточнопильный « Алтай», от размера распиливаемого бревна, его диаметра, различаются станки. У ответчика- « Алтай 900», оборудован электромотором. Имеется и печь для сжигания отходов на земельном участке / л.д.11/.

    Для разрешения вопроса имеются ли выбросы на лесопилке, загрязняющие атмосферный воздух и оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, прокурором избран способ защиты в виде возложения обязанности по инвентаризации источников выбросов вредных загрязняющих веществ, что не противоречит ст.12 ГК РФ.

    С учетом совокупности изложенного, суд полагает требования прокурора подлежат удовлетворению.

    В силу ст.98 ГПК РФ с ответчика надлежит взыскать госпошлину-300рублей.

    В силу ст.206 ГПК РФ срок для исполнения решения суда с учетом мнения истца возможно определить до апреля 2018г., т.к. инвентаризация проводится не менее 5 месяцев.

    Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

    Обязать Леонтьева Дениса Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, (индивидуальный предприниматель, ) :

    Провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ, разработать проект предельно допустимых выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края разрешение на выбросы вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в срок до апреля 2018 года;

    Взыскать с Леонтьева Дениса Владимировича расходы по госпошлине в доход муниципального образования Краснокамский муниципальный район в сумме 300 рублей.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья И.М. Теплоухова.

2-886/2017 ~ М-1027/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пермский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Леонтьев Денис Владимирович
Другие
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
Суд
Краснокамский городской суд Пермского края
Судья
Теплоухова И.М.
Дело на странице суда
krasnokam--perm.sudrf.ru
03.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2017Передача материалов судье
04.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2017Подготовка дела (собеседование)
21.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2017Судебное заседание
08.09.2017Судебное заседание
18.09.2017Судебное заседание
28.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.11.2017Дело оформлено
05.01.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее