Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара «15» июля 2015 года
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ермаковой О.А.,
с участием представителя истца – Хачировой О.Ф.,
представителей ответчика – Николаевой Н.В., Большакова А.С.,
при секретаре Кулкаеве Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2–1440/2015 по иску Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к МВМ о признании договора аренды лесного участка незаключенным,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области обратилось в суд с исковыми требованиями к МВМ о признании договора аренды лесного участка незаключенным, указав в своем заявлении, что <дата> между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и МВМ был заключен договор № аренды лесного участка площадью 0,1367 имеющий местоположение: <адрес> для осуществления рекреационной деятельности сроком до <дата> года. В нарушение ст. 93 Лесного кодекса РФ, предусматривающей, что право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», МВМ до настоящего времени договор аренды лесного участка от <дата> №, в установленном законом порядке не зарегистрировал. В результате неисполнения МВМ обязательства по регистрации договора нарушено право Министерства как арендодателя на получение арендной платы по договору. Также в связи с наличием обременения земельного участка Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не имеет возможности повторно организовать проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в отношении арендованного участка. Кроме того, вследствие незаключенности договора МВМ не осуществляет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов, что предусмотрено подпунктом «з» п. 13 Договора. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с данным иском.
В судебном заседании представитель истца Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования самарской области по доверенности Хачирова О.Ф. заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения.
Представители ответчика МВМ – Николаева Н.В., Большаков А.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области исковых требований, пояснив, что с момента заключения договора аренды лесного участка по адресу: <адрес>, МВМ условия договора исполняются надлежащим образом, арендная плата по договору производится в полном объеме, что подтверждается квитанциями, имеющимися в материалах дела. Кроме того в настоящее время МВМ подано заявление в Управление Росреестра по Самарской области о государственной регистрации спорного договора. Ответчик длительное время не мог зарегистрировать договор аренды, поскольку им оформлялись документы по постановке участка на кадастровый учет, регистрация права собственности Российской Федерации на данный лесной участок и т.д.
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчика, исследовав и проверив материалы дела, полагает, что исковые требования Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
В силу положений п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права в своей воле и в своем интересе.
Как следует из п. 3 ст. 10 ГК РФ, в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (ст. 608 ГК РФ).
Согласно материалам дела в собственности Российской Федерации находится участок лесного фонда, назначение: леса 1-й группы (категория защитности – лесохозяйственная часть зеленой зоны) площадью 1367,00 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии №, выданным Главным управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области <дата> года.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что <дата> между Департаментом лесного хозяйства Самарской области и МВМ был заключен договор № аренды лесного участка общей площадью 0,1367 га с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, для осуществления рекреационной деятельности.
Согласно п. 20 договора срок действия договора аренды лесного участка установлен с <дата> по <дата> год.
Постановлением Правительства Самарской области от 28.04.2011 N 165 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34 "О реорганизации Департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении Положения о министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области" Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области переименовано в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что в соответствии с п. 12 Договора аренды лесного участка от <дата> г. №, Арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после его государственной регистрации и в соответствии с п. 23 Договора, настоящий договор вступает в силу с момента его государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В результате неисполнения ответчиком обязательства по регистрации договора аренды лесного участка нарушено право Министерства как арендодателя на получение арендной платы по договору. Также в связи с наличием обременения земельного участка Министерство не имеет возможности повторно организовать проведение аукциона по продаже права на заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, в отношении арендованного участка.
Истец также указывает, что вследствие незаключенности договора ответчик не осуществляет санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов, что предусмотрено подпунктом «з» пункта 13 Договора.
В соответствии с п.3 ст. 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п.2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Статьей 93 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и другие вещные права на леечные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Учитывая отсутствие государственной регистрации, по мнению истца, договор аренды лесного участка от <дата> № является незаключенным.
Между тем, как разъяснено в п. 14 постановления Пленума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (с учетом дополнений, внесенных постановлением Пленума ВАС РФ от 25.10.2013 г. № 13), в случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с п.2 ст. 609 ГК РФ подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего. Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользование было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (ст. 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений ст. 1102, 1105 ГК РФ не имеется. В силу ст. 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами. Если названным соглашением установлена неустойка за нарушение условий пользования имуществом, она подлежит взысканию с должника.
Как следует из материалов дела, спорный лесной участок передан ответчику МВМ по акту приема-передачи от <дата> года. Судом установлено, что договор аренды лесного участка № от <дата> заключен в соответствии с нормами действующего законодательства, фактическая передача и приемка лесного участка подтверждается актом от <дата> и не оспаривается сторонами. Следовательно, стороны приступили к исполнению договора аренды, предметом которого является предоставление во временное пользование лесного участка за соответствующую плату.
То есть истец передал ответчика, а ответчик принял без всяких замечаний, таким образом, усматривается соглашение всех существенных условий договора аренды, их фактическое исполнение сторонами, что не позволяет считать сделку незаключенной.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что земельный участок из земель лесного фонда, который предоставлен в аренду МВМ, поставлен на государственный кадастровый учет как сформированный и ему присвоен кадастровый номер: №, что подтверждается выпиской из кадастрового паспорта от <дата> №.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые, она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Доводы представителя истца о том, что в результате неисполнения МВМ обязательства по регистрации договора нарушено право Министерства как арендодателя на получение арендной платы по договору, суд не может принять во внимание, поскольку согласно материалам дела арендная плата за лесной участок, расположенный по адресу: <адрес> ответчиком МВМ производится, что подтверждается квитанциями и платежными документами, имеющимися в материалах дела. Данный факт также не отрицался представителем истца в судебном заседании.
Проанализировав установленные выше обстоятельства, руководствуясь пунктом 1 статьи 164, пунктом 3 статьи 433, пунктом 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 165 "Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными", суд приходит к выводу, что Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области не может ссылаться на незаключенность спорного договора на основании отсутствия его государственной регистрации, поскольку МВМ приобрел право аренды лесного участка в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, в договоре аренды согласованы все существенные условия, данный договор исполняется длительный период времени, несмотря на то, что его оформление не завершено, поскольку не осуществлена государственная регистрация указанного договора, при этом за ответчиком сохраняется приобретенное право аренды спорного лесного участка. Кроме того, как следует из представленных ответчиком документов, <дата> МВМ обратился с заявлением в Управление Росреестра по Самарской области о государственной регистрации спорного договора аренды, приложив к нему необходимый пакет документов.
Иное толкование правил гражданского законодательства о государственной регистрации договоров аренды способствует недобросовестному поведению сторон договора, который не прошел необходимую регистрацию, но исполняется ими надлежащим образом.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области к МВМ о признании договора аренды лесного участка незаключенным – отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 21.07.2015 года.
Председательствующий О.А. Ермакова