дело № №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ пос. Февральск
Суд Селемджинского района Амурской области в составе председательствующего по делу судьи Савка М.И., при секретаре Романовой Е.В., с участием истицы ФИО4., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Селемджинского района к администрации Селемджинского района с требованием обязать администрацию Селемджинского района предоставить ФИО4 ФИО4, как лицу, относящемуся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пгт. <адрес> Селемджинского района Амурской области,
У С Т А Н О В И Л :
Прокуратура Селемджинского района обратилась в суд с требованием обязать администрацию Селемджинского района предоставить ФИО4 ФИО4 как лицу, относящемуся к категории детей сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на основании договора социального найма в пгт. <адрес> Селемджинского района Амурской области.
В обоснование заявленных требований прокуратура в исковом заявлении указала, что проведенной проверкой исполнения требований законодательства об обеспечении ФИО4., как лица, относящегося к категории детей сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением на территории пос. <адрес>, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением Ивановского районного суда Амурской области ФИО7 был лишен родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе и ФИО4 ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, умер. ДД.ММ.ГГГГ решением Ивановского районного суда Амурской области ФИО8 была признана недееспособной. ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> сельсовета Ивановского района Амурской области было принято Постановление № о закреплении за ФИО3 жилого помещения по <адрес>. Данное Постановление незаконно, так как в ходе проведения проверки прокуратурой <адрес> по заявлению ФИО3 было установлено, что данное жилое помещение является собственностью ФИО9 Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетней ФИО3 была установлена опека, которая была прекращена Постановлением главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО3 окончила муниципальную среднюю школу, а в ДД.ММ.ГГГГ году ФГОУ среднего профессионального образования «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ главой администрации Семиозерского сельсовета Ивановского района Амурской области было принято Постановление № о постановке на внеочередное получение жилого помещения ФИО3 (ФИО4.). ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> сельсовета Ивановского района Амурской области было принято Постановление № о снятии ФИО3 (ФИО4 с учета в связи с выездом на постоянное место жительства в пос. <адрес>, Селемджинского района Амурской области. ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (ФИО3) обратилась в администрацию Селемджинского района с просьбой поставить её как лицо, относящееся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет на получение жилого помещения. Однако органом местного самоуправления Селемджинского района решение о постановке ФИО4 (ФИО3) на учет на получение жилого помещения до настоящего времени не принято, жилое помещение до настоящего не предоставлено.
Действия администрации Селемджинского района по не предоставлению ФИО4. (ФИО3), как лицу, из категории детей-сирот оставшихся без попечения родителей жилья являются незаконными и противоречат требованиям закона, нарушают его права и законные интересы. Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, которым установлены дополнительные гарантии прав, названных в ст. 1 этого Закона из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях, которые охраняются государством. Согласно части 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 15, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции ФЗ № 15 от 29.02.2012 года), детям-сиротам оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договора найма специализированных жилых помещений. Статья 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, является специальной нормой, определяющей основания и порядок предоставления жилой площади детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно указанной норме, разрешение требования о предоставлении жилой площади не ставится в зависимость от фактической возможности расселения проживающих в сохраненном жилом помещении лиц. Исходя из анализа положений ст. 1, 4, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение, установленные специальной нормой закона являются обязательными для исполнения - Администрацией Селемджинского района. Согласно пункта 3 ст. 4 закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области (далее - органы местного самоуправления) за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области. В силу закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-03 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области. На этом основании прокуратура просит обязать администрацию Селемджинского района предоставить ФИО4. (ФИО3) как лицу, относящемуся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пгт. <адрес> Селемджинского района Амурской области.
В судебном заседании по делу представитель прокуратуры ФИО10 заявленные прокуратурой исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить, ссылаясь на то, что требования федерального и областного законодательства о предоставлении вне очереди жилого помещения детям сиротам, к которым относится ФИО4 (ФИО3), до настоящего времени не исполнено. После окончания в ДД.ММ.ГГГГ году ФГОУ среднего профессионального образования «№» ФИО4. возвратилась на прежнее место жительства - <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление о постановке на учет для получения жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенного жилого помещения. На тот период ей исполнилось 21 год, она была поставлена на учет, однако жилое помещение ей предоставлено не было. В 2013 году она решила переехать на новое место жительства в пос. <адрес>, поэтому подала заявление о снятии её с учета, а после переезда на постоянное место жительства в пос. <адрес>, Селемжинского района, она обратилась с заявлением к главе администрации Селемджинского района с просьбой поставить её как лицо, относящееся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет на получение жилого помещения, но ей в этом было отказано. Поскольку она не получила жилое помещение по прежнему месту жительства, то в связи с переездом на новое место жительства она это право не утратила.
ФИО4. (ФИО3) в судебном заседании по делу исковые требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить, ссылаясь на то, что в период обучения в средней школы села <адрес> проживала в доме по <адрес>, который принадлежит на праве собственности её тете - ФИО9, а после окончания «<данные изъяты>», возвратилась в село <адрес>, где стала проживать в <адрес>, который принадлежит родственникам её родителей. После вступления в брак переехала в пос. <адрес>, в настоящее время проживает у родственников своего мужа, так как собственного жилья не имеет. В связи со вступлением в 2012 году в брак сменила фамилию «ФИО11» на ФИО4., в браке имеет двоих детей.
Представитель ответчика в судебное заседание по делу не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором указал, что Федеральный закон Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. При этом абзац 4 статьи 1 названного Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Таким образом, предоставление жилого помещения носит заявительный характер и может быть предоставлено указанной категории граждан вне очереди только лицам, обратившимся за его предоставлением в конкретный орган по месту жительства, подтвердившим нуждаемость в его предоставлении. Как следует из преамбулы ФЗ РФ от 21.12.1996 года, № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Как указано Конституционным судом РФ в определении от 19.10.2010 года № 1282-0-0, данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной зашиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно, признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ обязанности государства по защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подразумевает право этих граждан на получение мер социальной поддержки без ограничения каким-то сроком, в течение которого социально незащищенная категория граждан требует особого внимания,
Гр. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась с заявлением о постановке на учет на получение жилья по договору найма специализированного жилого помещения в Селемджинском районе (входящий номер в администрации Селемджинского района № № от ДД.ММ.ГГГГ года, входящий номер в МКУ «Отдел образования администрации Селемджинского района» № от ДД.ММ.ГГГГ.). На момент обращения в администрацию Селемджинского района гр. ФИО4. (ФИО11) достигла возраста 26 лет. Следовательно, к категории граждан указанных в ФЗ от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отнести нельзя. МКУ «Отдел образования администрации Селемджинского района» (орган опеки и попечительства), ответственный за ведение списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, а также лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, дал ответ гр. ФИО2 (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ.), в котором указал о необходимости обращения в судебные органы для определения права ФИО2 на обеспечение жилым помещением после достижения 23-летнего возраста. Исходя из анализа положений ст. 1, 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», права гр. ФИО2 на предоставление жилого помещения не были нарушены.
Представитель третьего лица - министерства образования и науки Амурской области в судебное заседание по делу не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв на иск, в котором указал, что Министерство образования и науки Амурской области поддерживает требования истца, как соответствующие действующему законодательству. Пунктом 4 ч. 1 ст. 5 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 г. № 472-03 органы местного самоуправления на неограниченный срок наделены государственными полномочиями по предоставлению лицам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет средств областного бюджета благоустроенных жилых помещений в соответствии с установленной нормой. Согласно Приложению № 2 к Постановлению Правительства Амурской области от 8 апреля 2013 года № 144 «Органы местного самоуправления осуществляют юридически значимые действия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями». Финансовое обеспечение переданных полномочий осуществляется за счет средств областного бюджета, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов в виде субвенций. Объем субвенций муниципальным образованиям, представившим необходимую документацию определен Приложением № 26 к Закону Амурской области от 17.12,2012 г. № 123-03 «Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов». В соответствии с п. 2 ст. 5.1. Закона № 472-03 органы местного самоуправления вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, а так же за счет средств местных бюджетов предоставлять жилые помещения из муниципального жилищного фонда, с последующим возмещением расходов за счет субвенций на реализацию данных полномочий. Согласно п.9 ст. 8 Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О несении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на обеспечение жилыми помещениями.. . сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями». Полагает, что неисполнение действующего законодательства нарушает права и законные интересы лица, в интересах которого действует прокурор, в связи с чем, считает его требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Представитель третьего лица - органа опеки и попечительства отдела образования Администрации Селемджинского района в судебное заседание по делу не явился, извещен надлежащим образом, что в силу части 3 статьи 167 ГПК РФ, является основанием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд находит заявление прокуратуры подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со статьёй 1 Федерального Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицами, относящимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Как следует из представленных по делу письменных доказательств, ФИО4. (добрачная фамилия ФИО11) является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается следующим.
ДД.ММ.ГГГГ решением Ивановского районного суда Амурской области ФИО7 был лишен родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в том числе и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ отец ФИО3 - ФИО7, умер, в родительских правах восстановлен не был.
ДД.ММ.ГГГГ решением Ивановского районного суда Амурской области ФИО8, мать ФИО3, была признана недееспособной.
Таким образом, в возрасте ДД.ММ.ГГГГ лет ФИО3 осталась без попечения обоих родителей, в 2003 году над ней была установлена опека, которая в 2004 году была снята Постановлениями главы Ивановского района № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО3 окончила муниципальную среднюю школу, а в ДД.ММ.ГГГГ году ФГОУ среднего профессионального образования «<данные изъяты>», что подтверждается выданным ей дипломом данного учебного заведения серии № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из заявления ФИО3, датированного ДД.ММ.ГГГГ и направленного в адрес главы администрации <адрес> сельсовета Ивановского района о предоставлении ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения, следует, что в момент его подачи и получения его адресатом, ФИО3 исполнилось 21 год.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы администрации <адрес> сельсовета Ивановского района № №, ФИО3 была поставлена на учет на внеочередное получение жилого помещения по требованию (представлению) прокуратуры Ивановского района, обжаловавшей в суд решение о закреплении за ФИО3 жилого помещения, находящего в собственности другого лица.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вступила в брак, после брака ей была присвоена фамилия «ФИО29», после чего она переехала на новое место жительства в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в <адрес>, согласно копии представленного паспорта, фактически проживает, как она пояснила, в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в орган опеки и попечительства отдела образования Ивановского района с заявлением о снятии её с учета на внеочередное получение жилого помещения, согласно Постановления № №, т.к., постоянно проживает в пос. <адрес>, Селемджинского района.
ДД.ММ.ГГГГ главой администрации <адрес> сельсовета Ивановского района Амурской области было принято Постановление № о снятии ФИО4. с учета в связи с выездом на постоянное место жительства в пос. <адрес>, Селемджинского района Амурской области.
Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратилась в администрацию Селемджинского района с просьбой поставить её как лицо, относящееся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на учет на внеочередное получение жилого помещения.
Однако органом местного самоуправления Селемджинского района решение о постановке ФИО4. на учет на получение жилого помещения, принято не было, жилое помещение ей не предоставлено, и как следует из ответа органа опеки и попечительства отдела образования администрации Селемджинского района в адрес ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, № №, так как она не относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к тому же её обращение, как посчитал данный орган, последовало после исполнения ей 23 лет, следовательно, она не подпадает под указанную категорию лиц, имеющих социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением.
Однако доводы ответчика - администрации Селемджинского района и третьего лица - органа опеки и попечительства отдела образования администрации Селемджинского района противоречат требованиям статьи 1 Федерального Закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку ФИО40. не нарушила требования части 1 статьи 8 указанного выше закона, которая предусматривает письменную форму обращения в органы местного самоуправления лица, относящегося к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 18 лет, своевременно - до достижения ею 23 лет обратилась в орган местного самоуправления - администрацию <адрес> сельсовета Ивановского района 18 февраля 2009 года, где она на тот момент проживала после окончания средне - специального учебного заведения, однако до исполнения ей 23 лет и автоматического прекращения действия в отношении неё статуса лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением обеспечена не была.
Перемена места жительства лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не влияет на порядок и условия исполнения требований части 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствие с которой, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Данное требование основано на положениях статьи 9 указанного закона, который определяет, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 указанного выше закона, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Поэтому, перемена места жительства ФИО4 не лишает её права на обеспечение жилым помещением по новому месту жительства ввиду неисполнения обязательств о предоставлении ей жилого помещения по прежнему месту жительства органами местного самоуправления.
Законодательные нормы федерального и областного законодательства гарантируют лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма по окончании их пребывания в общеобразовательных и иных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.
Законом Амурской области от 11 апреля 2005 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что органы местного самоуправления уполномочены на решение вопросов по предоставлению жилых помещений данной категории граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по месту жительства за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 5 Закона Амурской области от 11.04.2005 года № 472-0З «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделяются государственными полномочиями на неограниченный срок по предоставлению социальной поддержки, установленной частями 1, 6, 9 статьи 2 и частью 3 статьи 4 указанного Закона, а средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе фонда компенсации областного бюджета в виде субвенций. Также органы местного самоуправления муниципальных районов формируют списки лиц из числа детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые ежеквартально, в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган информацию о детях-сиротах, нуждающихся в жилых помещениях. Информация о детях-сиротах, указанных в части 4 настоящей статьи, включается уполномоченным органом в список не позднее 10 рабочих дней, с даты её поступления. Формирование списка осуществляется отдельно по каждому муниципальному району и городскому округу в хронологической последовательности по дате постановки детей-сирот на учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении до 1 января 2013 года и по дате принятия детей-сирот на регистрационный учет в органе местного самоуправления после 1 января 2013 года.
Таким образом, несмотря на то, что финансирование расходов на приобретение жилых помещений данной категории граждан относится к расходным обязательствам Амурской области, вместе с тем закон возлагает обязанность по предоставлению лицам указанной категории жилых помещений именно на органы местного самоуправления, т.е., администрацию Селемджинского района.
Учитывая, что администрация Селемджинского района, получив заявление ФИО4. о постановке её на учет на получение жилого помещения, не выяснила обстоятельства, связанные с таким обращением после исполнения ей 23 лет, не исполнила требования части 4 статьи 4 закона <адрес> № 472, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в соответствие с которой, органы местного самоуправления с момента вступления в силу настоящего Закона осуществляют регистрационный учет детей-сирот, достигших возраста 14 лет, детей-сирот, достигших возраста 18 лет, и детей-сирот, которые приобрели полную дееспособность до достижения совершеннолетия, а также детей-сирот, представивших письменные заявления о предоставлении им жилых помещений в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзаце третьем части 1 статьи 8 аналогичного Федерального закона, что нельзя признать обоснованным.
Поскольку право ФИО4. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нарушено, оно подлежит восстановлению путем удовлетворения требований прокуратуры обязать администрацию Селемджинского района предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма такого жилого помещения в пос. <адрес> Селемджинского района.
Таким образом, исковые требования прокуратуры Селемджинского района в интересах ФИО4 являются обоснованными и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░4, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░. <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░