Дело № 2-477-2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Балезино 24 октября 2018 года
Балезинский районный суд Удмуртской Республики
в составе председательствующего судьи Гафуровой С.В.,
с участием старшего помощника прокурора Балезинского района Удмуртской Республики Егорова А.Ю.,
представителя ответчика Главы МО «Каменно-Задельское» Шмелева В.Л.,
представителя третьего лица ОНД Балезинского, Дебесского и Кезского районов Управления надзорной работы ГУ МЧС России по Удмуртской Республике Князева В.Н.,
при секретаре Ворончихиной М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балезинского района Удмуртской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Каменно-Задельское» о возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Балезинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском.
Требование мотивировано тем, что прокуратурой Балезинского района по информации начальника ОНД Балезинского, Дебесского и Кезского районов Сундукова А.Л. проведена проверка исполнения Администрацией МО «Каменно-Задельское» требований законодательства в сфере пожарной безопасности.
В соответствии с подп.9 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципальных образований; разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.
К первичным мерам пожарной безопасности отнесено обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, к которым относятся естественные и искусственные водоемы.
Вместе с тем, проведенной ОНД и ПР по Балезинскому, Кезскому и Дебесскому районам проверкой установлено отсутствие подъездов и площадок (пирсов) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на прудах в дер.Бурино и с.Каменное Заделье на р.Чепца.
Таким образом, не обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения ставит под угрозу жизнь, здоровье неопределенного круга лиц, имущество граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, в условиях возникновения пожара на территории МО «Каменно-Задельское».
Истец просит обязать Администрацию МО «Каменно-Задельское» в срок до 01.06.2019 года оборудовать подъезды и площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на прудах в дер.Бурино и с.Каменное Заделье на р.Чепца Балезинского района.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Балезинского района Егоров А.Ю. исковые требования, изложенные в заявлении, поддержал.
Представитель ответчика Администрации МО «Каменно-Задельское» Шмелев В.Л. исковые требования не признал, представил возражение на исковое заявление, акт № 001 проверки состояния противопожарного оборудования на территории МО «Каменно-Задельское» от 04.05.2018 года, фотографии, акт осмотра береговой линии реки Чепца № 01 и № 02 от 17 октября 2018 года. В возражении указал, что на территории села Каменное Заделье имеются две возможности подъезда к береговой линии р.Чепца. Левая прибрежная зона реки Чепца имеет крутой горный подъем с расстоянием до реки около 500 метров, подъем пожарной машины по этому пути будет невозможен в любое время года. Во время паводка в весеннее время вся зона затопляется талыми водами. Правая прибрежная зона также подтопляется в весеннее время года, но несмотря на это имеет подъездные пути к береговой зоне и поддерживаются подъезды для забора воды в любое время года силами добровольной пожранной дружины и Администрацией муниципального образования «Каменно-Задельское». В д.Бурино к береговой зоне пруда нет возможности подъезда пожарного автомобиля, так как дамбой пруда является трасса дороги Балезино-Карсовай. По бокам пруда расположены частные жилые строения, а с тыльной стороны пруда крутой горный подъем и растет лес. Оборудование площадок (пирсов) с твердым покрытием в д.Бурино и с.Каменное Заделье технически невозможно, а в тех местах, где это возможно, оборудованная площадка будет смыта в весеннее время талыми водами, что впоследствии будет расценено как нецелесообразная растрата бюджетных средств.
Представитель третьего лица ОНД Балезинского, Дебесского и Кезского районов Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по УР Князев В.Н. исковые требования поддержал.
Суд, выслушав истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», содержащей характеристику и раскрывающей содержание понятия системы обеспечения пожарной безопасности, следует, что такая система представляет собой совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Силы и средства системы обеспечения пожарной безопасности - это все материально-технические средства, предназначенные для непосредственной ликвидации пожаров.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности следует отметить создание пожарной охраны и организацию ее деятельности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 года № 390 утверждены Правила противопожарного режима, согласно п. 16 которых, вступившему в силу с 01.09.2012 года, на территории поселений обеспечивается наличие запасов воды для целей пожаротушения в соответствии со ст. ст. 6, 63 и 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
В соответствии с п. 80 указанных Правил органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».
В соответствии с п. 8 и п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В силу ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре; принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» предусмотрено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
Из положений ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» следует, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя: реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территорий, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» и Устава Администрации МО «Каменно-Задельское» ответчик является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции.
К вопросам местного значения Администрации МО «Каменно-Задельское» относится, в том числе, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов (п. 9 ст. 7 Устава).
Судом установлено и подтверждается актом проверки № 26/61 от 17 мая 2018 года, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения: отсутствие подъездов и площадок (пирсов) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на прудах в дер.Бурино и с.Каменное Заделье на р.Чепца.
Таким образом, по результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства не выполняются обязательные требования пожарной безопасности.
Не выполнение требований пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения нарушает права неопределенного круга лиц, установленные ст. 34 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также права граждан на жизнь и здоровье, на безопасные условия жизнедеятельности. Кроме того, невыполнение обязательных требований пожарной безопасности, создает угрозу возникновения на территории поселения чрезвычайной ситуации.
Утверждение ответчика о том, что оборудование площадок (пирсов) с твердым покрытием в д.Бурино и с.Каменное Заделье технически невозможно, а также, что оборудованная площадка будет смыта в весеннее время талыми водами, что впоследствии будет расценено как нецелесообразная растрата бюджетных средств, не может быть принято во внимание, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не должен исполнять свои обязанности, возложенные на него действующим законодательством и принятию всех зависящих от него мер по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления и возложении на Администрацию МО «Каменно-Задельское» обязанности по оборудованию подъездов и площадок (пирсов) с твердым покрытием.
Поскольку требования об устранении нарушений требований пожарной безопасности должны быть исполнены Администрацией МО «Каменно-Задельское», суд находит необходимым возложить на Администрацию МО «Каменно-Задельское» совершить действия по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 01.06.2019 года, который является достаточным для исполнения.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Балезинского района Удмуртской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц о возложении обязанности устранить нарушения в сфере пожарной безопасности, удовлетворить.
Возложить на Администрацию МО «Каменно-Задельское» обязанность в срок до 01.06.2019 года оборудовать подъезды и площадки (пирсы) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года на прудах в дер.Бурино и с.Каменное Заделье на р.Чепца Балезинского района.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Балезинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 29 октября 2018 года.
Судья С.В. Гафурова