Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-807/2022 ~ М-234/2022 от 24.01.2022

    УИД 63RS0007-01-2022-000416-08

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    08 апреля 2022г.                                       г.о.Самара

    Волжский районный суд <адрес> в составе:

    Председательствующего судьи Серовой С.Н.,

    При секретаре Головинской М.В.,

    рассмотрев в судебном заседании административное дело а-807/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России по <адрес> к Терентьевой М. А. о взыскании недоимки по налогу,

    УСТАНОВИЛ:

    Межрайонной ИФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском о взыскании с Терентьевой М.А. недоимки по обязательным платежам, указав в обоснование, что за административным ответчиком числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 1369руб., пени по данному виду налога 10,48 руб., по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ годы в размере 2784 руб., пени – 48 руб., всего 4211,48 руб. В добровольном порядке задолженность не погашена. Судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании недоимки за указанный период и пени отменен по заявлению Терентьевой М.А. определением мирового судьи от 21.07.2021г. На момент подачи административного иска Терентьевой М.А. сумма задолженности не оплачена. Просит взыскать сумму налога и пени в указанном размере.

    В судебное заседание представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

    Представитель административного ответчика Терентьевой М.А. по доверенности Терентьев А.Е. просил в удовлетворении административного иска отказать, представил письменные возражения, ссылаясь на направление налоговых уведомлений и требований на неверный адрес, а также указывая, что срок на взыскание недоимки по налогам административным истцом пропущен.

    Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

    В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

    Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

    В силу ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

    В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

    Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

    Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

    В соответствии с п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном: порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Согласно ст. 362 НК РФ, сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

    В соответствии с п.З ст.363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со 401 НК РФ.

    На основании ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

    В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

    Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежит начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.

    Согласно ст.48 НК РФ в случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.

    Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Судом установлено, что Терентьева М.А. является плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц в связи с наличием в её собственности объектов налогообложения (л.д.26).

    На основании сведений о зарегистрированных объектах налогообложения Терентьевой М.А. направлены налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ. налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере 652 руб., транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 392 руб. (л.д.20).

    В связи с неуплатой налога налогоплательщику выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., которым предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ. погасить недоимку в размере 2 044 руб., пени – 40,09руб. (л.д.18).

    Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ. Терентьевой М.А. за ДД.ММ.ГГГГ. начислен транспортный налог в размере 1 392 руб. и налог на имущество физических лиц в размере 717 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.14).

    В связи с неуплатой налога налогоплательщику выставлены требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., которым предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ. погасить недоимку по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ и начисленные пени в размере 10,48 руб., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., которым предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ. погасить недоимку по транспортному налогу за ДД.ММ.ГГГГ. и начисленные пени в размере 20,70руб. (л.д.7).

    Поскольку, указанные требования оставлены без исполнения, ДД.ММ.ГГГГ. мировым судьей судебного участка Волжского судебного района <адрес> вынесен судебный приказ а-2497/21 о взыскании вышеуказанной недоимки по налогам и пени.

    ДД.ММ.ГГГГ. судебный приказ отменен по заявлению Терентьевой М.А., после чего ДД.ММ.ГГГГ. налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

    Из материалов дела следует, что Терентьева М.А. с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. была зарегистрирована по адресу: <адрес>.

    Несмотря на это, налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. и требование об уплате налога по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. направлялись налогоплательщику по адресу: <адрес>, т.е. не по месту жительства налогоплательщика.

    По жалобе представителя административного ответчика Терентьева А.Е., прокуратурой <адрес> ранее была проведена проверка, в результате которой подтвержден факт направления налоговых уведомлений и требований в отношении Терентьевой М.А. не по месту её жительства.

    Транспортный налог и налог на имущество, подлежащие уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств и недвижимого имущества на территории Российской Федерации, в порядке межведомственного взаимодействия.

    В данном случае установлено, что налоговые уведомления за спорный налоговый период – ДД.ММ.ГГГГ. в адрес административного истца не направлялись, поскольку ошибочно направлены по другому адресу. При таких обстоятельствах, учитывая, что обязанность уплаты налога на имущество и транспортного налога у налогоплательщика возникает с момента получения налогового уведомления, где указан размер налога и срок его уплаты, правовые основания для начисления административному истцу пени за неуплату в установленные сроки вышеуказанных налогов, отсутствуют.

    В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

    Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

    Пункт 6 ст. 69 НК РФ предусматривает, что после вынесения налоговым органом требования оно должно быть направлено (передано) налогоплательщику.

    Исходя из положений ст. ст.46-48 НК РФ процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований ст.69 НК РФ о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

    Вместе с тем, в рассматриваемом случае данная обязанность налоговым органом не исполнена, так как требование налогоплательщику фактически направлено по неверному адресу.

    Кроме того, статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

    Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

    Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

    Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

    Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

    Как указано выше, срок исполнения самого раннего требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. на сумму 2 044руб. (транспортный налог – 1392руб., налог на имущество – 652руб.) за ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес налогоплательщика, установлен до ДД.ММ.ГГГГ.

    Поскольку, общая сумма задолженности по данному требованию превысила 3000 руб., налоговый орган вправе был обратиться в суд в срок до ДД.ММ.ГГГГ. (ДД.ММ.ГГГГ. + 6 месяцев).

    Срок исполнения требования по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму 717 руб. по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес налогоплательщика, установлен до ДД.ММ.ГГГГ..

    Из материалов дела следует, что сумма задолженности ответчика по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц превысила 3 000 рублей после выставления ему требования . Срок исполнения данного требования истек ДД.ММ.ГГГГ.. Следовательно, предельным сроком для обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании задолженности является ДД.ММ.ГГГГ..

    Вместе с тем, с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Терентьевой М.А. недоимки и пени по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц за 2016, 2017 годы налоговый орган обратился к мировому судье 12.07.2021г., то есть за пределами установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ срока на обращение в суд.

    Налоговый орган, обратившись к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с налогоплательщика спорного налога.

    С ходатайством о восстановлении пропущенного срока административный истец не обращался. Уважительных причин, которые препятствовали своевременному обращению с заявлением о выдаче судебного приказа, по делу не установлено и налоговым органом не указано.

    То обстоятельство, что настоящий административный иск подан в суд в пределах шести месяцев после отмены судебного приказа, не является основанием для вывода о соблюдении налоговым органом порядка и сроков принудительного взыскания и не свидетельствует о восстановлении пропущенного процессуального срока.

    Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 N 479-0-0). Следовательно, соблюдение всех предусмотренных законом сроков для принудительного взыскания недоимки, в том числе и в приказном порядке, имеет существенное значение и подлежит проверке.

    Таким образом, поскольку налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа по истечении срока на судебное взыскание недоимки, в принятии такого заявления следовало отказать. Вынесение судебного приказа само по себе не означает восстановление срока на судебное взыскание, так как вопрос о восстановлении процессуального срока требует исследования причин его пропуска, что невозможно в рамках приказного производства.

    Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

    На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Административное исковое заявление МИФНС России по <адрес> о взыскании с Терентьевой М. А. задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и пени за ДД.ММ.ГГГГ оставить без удовлетворения.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Волжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Председательствующий:                        С.Н. Серова

            Мотивированное решение изготовлено 11.04.2022г.

2а-807/2022 ~ М-234/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 16 по Самарской области
Ответчики
Терентьева М.А.
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Серова С. Н.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
24.01.2022Регистрация административного искового заявления
25.01.2022Передача материалов судье
27.01.2022Решение вопроса о принятии к производству
27.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2022Подготовка дела (собеседование)
16.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2022Судебное заседание
24.03.2022Судебное заседание
08.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2022Дело оформлено
11.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее