Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-1/2021 (5-1991/2020;) от 02.12.2020

Дело № 5-1/2021

УИД № 13RS0023-01-2020-005374-54

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 января 2021 года город Саранск

Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К.

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Рязанова А. В.

установил:

как следует из материалов дела, Федеральной антимонопольной службой (далее - ФАС России, административный орган) выявлено, что приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия (далее – РСТ РМ, орган регулирования) от 29.06.2020 №68 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год", учтённые в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций экономически необоснованные расходы, привели к завышению тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Мордовия, в результате чего ФАС России приказом № 871/20 от 21 сентября 2020 г. в третий раз отменила единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия, установленные приказом РСТ РМ от 29.06.2020 №68, с 01.10.2020.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления начальником отдела тарифного регулирования оптового рынка электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России в отношении начальника РСТ РМ Рязанова А.В. протокола от 09.10.2020 № 21/04/14.6-36/2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

В судебном заседании Рязанов А.В., представивший письменные пояснения по делу, его защитник по доверенности Волков А.А. вину в совершении вменённого Рязанову А.В. правонарушения не признали. Суду пояснили, что приказ РСТ РМ от 29.06.2020 № 68 не влёк за собой завышение регулируемых государством цен (тарифов), поскольку значения единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности), утверждённые указанным приказом, применявшиеся для расчёта конечной цены для потребителей в период действия приказа, не превышали предельные значения, установленные приказом ФАС России от 14.11.2019 № 1508/19 "Об утверждении предельных минимальных и максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям, не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2020 год" (далее - Приказ ФАС России № 1508/19).

Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела, в силу части 1 статьи 29.8 КоАП РФ и при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ наказуемо завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

Как следует из части 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Законом.

Согласно пункту 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее — Основы ценообразования № 1178), Федеральной антимонопольной службой устанавливаются предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, дифференцировано по субъектам Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают единые (котловые) тарифы. В соответствии с абз. 2 п. 7 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им цен (тарифов), устанавливаемых выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, до принятия решения об установлении цен (тарифов) подлежит согласованию с данным федеральным органом исполнительной власти. Порядок согласования установлен Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178. Согласно абз. 6 п. 7 ст. 23.1 Закона об электроэнергетике решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, предусмотренных Законом об электроэнергетике, Основами ценообразования № 1178, подлежит отмене в соответствии с утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 Правилами отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также решений органов местного самоуправления поселений или городских округов, принятых во исполнение переданных им полномочий по государственному регулированию тарифов на тепловую энергию, в сфере водоснабжения и водоотведения.

В данном случае протокол об административном правонарушении от 9 октября 2020 г. сведений о том, что единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, утвержденные приказом РСТ РМ от 29.06.2020 №68, были определены на уровне выше максимального уровня, установленного Приказом ФАС России № 1508/19, не содержит.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

К числу доказательств по делу по административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Между тем протокол № 21/04/14.6-36/2020 об административном правонарушении, составленный 9 октября 2020 г. в отношении начальника РСТ РМ Рязанова А.В., описания события административного правонарушения не содержит.

В данном протоколе указано, что ставка на содержание объектов электросетевого хозяйства и одноставочный тариф по всем уровням напряжения во 2-ом полугодии 2020 года, установленные приказом РСТ РМ от 30.12.2019 № 232, превышали предельные максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утверждённые Приказом ФАС России № 1508/19, до 8,85%. Приказом ФАС России от 27.02.2020 № 181/20 указанное решение органа регулирования от 30.12.2019 было отменено, а начальник РСТ РМ Рязанов А.В. постановлением должностного лица административного органа от 28 июля 2020 г. № 21/04/14.6-17/2020 привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 50000 руб. В дальнейшем, придя к выводу об неустранении нарушений при расчете и утверждении необходимой валовой выручки территориальными сетевыми организациями, ФАС России приказом № 463/20 от 13.05.2020 повторно отменила единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Мордовия, установленные приказом РСТ РМ от 25.03.2020 №18. Соответственно, издание органом регулирования приказа от 29.06.2020 №68 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год", в котором учёт экономически необоснованных расходов, привёл, по мнению административного органа, к завышению тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Республики Мордовия, вменено начальнику РСТ РМ Рязанову А.В.

Между тем юридически значимым обстоятельством для установления объективной стороны правонарушения по данному делу является не факт отмены 21 сентября 2020 г. ФАС России приказа РСТ РМ от 29.06.2020 №68 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2020 год", а факт завышения последним регулируемых государством цен (тарифов), утверждённых Приказом ФАС России № 1508/19.

При этом обстоятельства, при которых Рязановым А.В. совершено данное деяние, в протоколе не описаны, в протоколе не отражено (не вменено), что указанный приказ органа регулирования об утверждении цен (тарифов) установил их в Республике Мордовия на уровне выше максимального, определённого федеральным органом исполнительной власти в области регулирования цен (тарифов). Протокол не содержит сведений ни о предельных максимальных уровнях тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемых потребителям, для Республики Мордовия на 2020 год, утв. Приказом ФАС России № 1508/19, ни о единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой прочим потребителям на 2020 год, утв. приказом РСТ РМ от 29.06.2020 №68.

По каким конкретным позициям в названном приказе от 29.06.2020 органом регулирования осуществлено завышение регулируемых государством предельных цен (тарифов), что и образует, собственно, состав административного правонарушения, в протоколе также не отражено.

Подобное описание события административного правонарушения не отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

С учётом приведённых недостатков протокола суд фактически лишён возможности проверить доводы лица, в отношении которого ведется производство по делу, что приказ РСТ РМ от 29.06.2020 № 68 не влёк за собой завышение регулируемых государством цен (тарифов), поскольку значения единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности), утверждённые указанным приказом, применявшиеся для расчёта конечной цены для потребителей в период его действия, не превышали предельные значения, установленные приказом ФАС России от 14.11.2019 № 1508/19.

Кроме того, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

В силу положений статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.

Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.

Несоблюдение требований, предъявляемых статьей 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.

Таким образом, событие вменённого Рязанову А.В. правонарушения административным органом в протоколе об административном правонарушении, который является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение, должным образом не описано.

Между тем в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований статьи 28.2 названного Кодекса, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

Такая возможность утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на стадии рассмотрения дела невозможно.

Допущенное при составлении протокола об административном правонарушении нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, может повлиять на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, что, с учётом положений статей 24.1, 26.1 названного Кодекса, не может быть оставлено судом без внимания.

В соответствии с частью 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено как постановление о назначении административного наказания, так и о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 29.4, пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 24.5 и 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Рязанова А. В. на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

На постановление суда может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья А.К. Чибрикин

1версия для печати

5-1/2021 (5-1991/2020;)

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Ответчики
Рязанов Алексей Владимирович
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Чибрикин Алексей Константинович
Статьи

ст.14.6 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
02.12.2020Передача дела судье
04.12.2020Подготовка дела к рассмотрению
21.12.2020Рассмотрение дела по существу
19.01.2021Рассмотрение дела по существу
22.01.2021Рассмотрение дела по существу
22.01.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
22.01.2021Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
02.02.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
05.02.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
29.10.2021Сдача материалов дела в архив
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее