Дело № 2а-2140/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 февраля 2017 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Щелканова М.В.,
при секретаре Куприенковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации МО ГО «Сыктывкар» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми об уменьшении размера исполнительского сбора,
установил:
Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с административным иском об уменьшении размера исполнительского сбора, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП России по Республике Коми от ** ** ** по исполнительному производству № ...
Требования мотивированы отсутствием вины администрации МО ГО Сыктывкар в неисполнении в срок, установленный судебными приставами-исполнителями для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, ввиду необходимости взыскателю выполнить необходимые требования для исполнения решения суда в полном объеме.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о слушании административный истец извещен.
Представитель административного ответчика УФССП России по Республике Коми в судебное заседание не явился, о слушании извещен.
Заинтересованные лица Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор и судебный пристав-исполнитель Лимонова О.А. не явились, представили отзывы на административный иск, в котором с требованиями администрации МО ГО Сыктывкар не согласились, указав, что вина администрации в неисполнении требований в срок для добровольного исполнения выражается в непринятии всех зависящих от должника мер по обеспечению исполнения требований исполнительного документа.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от ** ** ** в отношении должника администрации МО ГО «Сыктывкар» возбуждено исполнительное производство № ... Предмет исполнения: Обязать Администрацию МО ГО «Сыктывкар» выполнить строительство очистных сооружений для очистки сточных вод в системе ливневой канализации ... района МО ГО «Сыктывкар» с целью доведения качества сточных вод после очистных сооружений до нормальных требований, в течение пяти лет с момента вступления решения суда в законную силу. Постановление получено должником ** ** **
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП УФССП России по Республике Коми от ** ** **, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскан исполнительский сбор в размере ...
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 112 указанного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Размер исполнительского сбора с должника-организации в случае неисполнения требований исполнительного документа неимущественного характера составляет пятьдесят тысяч рублей.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора.
Пунктом 7 ст. 112 указанного Федерального закона установлено право суда, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от установленного законом размера.Исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" предусмотрено, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Обязанность, возложенная на администрацию вышеуказанным решением суда, очевидно связана с необходимость несения значительных расходов по финансированию, что обуславливает как изыскание источников финансирования, так и внесения соответствующих изменений в решение о бюджете.
В данном случае суд полагает, что в действиях администрации МО ГО Сыктывкар отсутствует факт намеренного уклонения от исполнения решения суда, принятия всех зависящих от администрации мер для надлежащего исполнения обязательства. Проведение работ по строительству очистных сооружений предполагает определение вида и перечня работ, составление сметы, утверждение необходимых расходов в составе бюджета.
Само по себе отсутствие денежных средств не является уважительной причиной для неисполнения решения суда и основанием для освобождения от выплаты исполнительского сбора, при этом, учитывая статус истца как публичного образования, на который возложено исполнение различных обязанностей органа местного самоуправления, наличие дефицита бюджета может быть рассмотрено судом как основание для снижения размера исполнительского сбора за неисполнение решения суда в срок, предусмотренный для добровольного исполнения.
Учитывая изложенные обстоятельства, наличие значительного дефицита бюджета МО ГО «Сыктывкар», суд полагает возможным снизить размер подлежащего взысканию с должника исполнительского сбора на ...% до ...
Руководствуясь статьями 175-181 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление администрации МО ГО «Сыктывкар» к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Коми об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить до .... размер исполнительского сбора, взысканного с администрации МО ГО «Сыктывкар» постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОВИП России по Республике Коми от ** ** ** по исполнительному производству № ...
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Щелканов