Решение по делу № 2а-39/2017 (2а-724/2016;) от 16.12.2016

КОПИЯ

Дело № 2а-39/2017

Решение

именем Российской Федерации

12 января 2017 года п.Приаргунск

Судья Приаргунского районного суда Забайкальского края Помигуев В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Приаргунского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» о признании бездействия незаконным и обязывании к действию,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Приаргунского района Забайкальского края обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, сославшись на следующее.

Прокуратурой Приаргунского района проведена проверка готовности органов местного самоуправления, органов государственной власти к защите лесов, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций к осеннему пожароопасному периоду 2016 года, в ходе которой выявлена недостаточная готовность поселений к пожароопасному сезону.

Так, в городском поселении «Кличкинское» установлено следующее.

На территории п.Кличка отсутствуют знаки пожарной безопасности. При наличии на территории городского поселения участков лесного фонда перекрытия несанкционированных въездов в лес (шлагбаумами, отсыпкой, блоками и т.д.) не установлены.

На случай аварийного отключения электроэнергии, в администрации поселения отсутствуют резервные источники энергоснабжения. Отсутствие резервных источников электроснабжения в период аварийного отключения электроэнергии на водокачках приведет к невозможности заправки пожарных машин водой.

Администрацией городского поселения не организовано прохождение членами ДПД медицинского осмотра для определения состояния здоровья, не организовано прохождение иммунизации против клещевого вирусного энцефалита. Договор с медицинской организацией в целях прохождения медосмотра членами ДПД и их иммунизации не заключен. Членами добровольной пожарной дружины в 2016 году медосмотр, вакцинация, обучение мерам пожарной безопасности не пройдены. Подобным бездействием создается реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью лиц, участвующих в тушении пожаров.

В связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 448 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения пожарной безопасности, подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций», администрацией городского поселения «Кличкинское» нормативно-­правовые акты (НПА) о подготовке и содержании в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территории от чрезвычайных ситуации, о подготовке населения в области защиты от ЧС, о противопожарной пропаганде, приняты не в полном объеме.

Как установлено ст. 41 Федерального закона № 69 - ФЗ «О пожарной безопасности» нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу. Однако администрацией городского поселения «Кличкинское» до настоящего времени не принят нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок использования транспортных средств для тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории городского поселения «Кличкинское».

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

На органы местного самоуправления возложена подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (п/п. «а» ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ).

Вследствие непринятия мер противопожарной безопасности администрацией городского поселения «Кличкинское» нарушаются права граждан на защиту от чрезвычайных ситуаций, кроме того, указанные бездействия могут повлечь причинение вреда здоровью гражданам, а так же причинение значительного ущерба муниципальному образованию и гражданам, проживающим на территории поселения.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Поскольку определить круг лиц, права которых нарушаются и будут нарушены вследствие бездействия администрации городского поселения не представляется возможным, прокурором было принято решение обратиться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов зашиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право, присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Просит суд признать бездействие администрации городского поселения «Кличкинское» по принятию мер противопожарной безопасности незаконным.

Обязать администрацию городского поселения «Кличкинское» в срок до 15 марта 2017 года:

- установить знаки пожарной безопасности, в том числе при въезде в лес;

- приобрести резервные источники энергоснабжения необходимой потребителю категории надежности электроснабжения;

- организовать прохождение членами ДПД медицинского осмотра для определения состояния здоровья и проведение иммунизации против клещевого вирусного энцефалита членов ДПД;

- принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок использования транспортных средств для тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории городского поселения «Кличкинское».

Прокурор просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

На основании ч.7 ст.150 КАС РФ полагаю возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного судопроизводства.

Исследовав материалы дела и оценив их в совокупности с действующим законодательством, нахожу административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Приаргунского района проведена проверка готовности органов местного самоуправления, органов государственной власти к защите лесов, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций к осеннему пожароопасному периоду 2016 года, в ходе которой выявлена недостаточная готовность поселений к пожароопасному сезону.

Проверкой установлено, что на территории п.Кличка отсутствуют знаки пожарной безопасности. При наличии на территории городского поселения участков лесного фонда перекрытия несанкционированных въездов в лес (шлагбаумами, отсыпкой, блоками и т.д.) не установлены.

На случай аварийного отключения электроэнергии, в администрации поселения отсутствуют резервные источники энергоснабжения.

Администрацией городского поселения не организовано прохождение членами ДПД медицинского осмотра для определения состояния здоровья, не организовано прохождение иммунизации против клещевого вирусного энцефалита. Договор с медицинской организацией в целях прохождения медосмотра членами ДПД и их иммунизации не заключен. Членами добровольной пожарной дружины в 2016 году медосмотр, вакцинация, обучение мерам пожарной безопасности не пройдены.

Администрацией городского поселения «Кличкинское» не принят нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок использования транспортных средств для тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории городского поселения «Кличкинское».

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся в т.ч. обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 11.11.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к вопросам местного значения поселения отнесены мероприятия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения от них.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Федеральный закон № 68-ФЗ), граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Согласно ст. 7 Федерального закона № 68-ФЗ мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.

В соответствии со ст. 68 этого же Федерального закона на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения, к которым, в том числе, относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.

Согласно п. 2 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 г. № 1340 (далее – Порядок), резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются местные резервы материальных ресурсов решением органов местного самоуправления (п. 3 Порядка).

Резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций используются при проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развертывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказания им единовременной материальной помощи и других первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения (п. 6 Порядка).

Финансирование расходов по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется за счет, в том числе, средств местных бюджетов - местные резервы материальных ресурсов (п. 7 Порядка).

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354, при предоставлении коммунальных услуг должно быть обеспечено бесперебойное, круглосуточное холодное водоснабжение в течение года, постоянное соответствие состава и свойств холодной воды требованиям законодательства РФ, соответствующее давление в точке водозабора.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» - для энергопринимающих устройств, отнесенных к первой и второй категориям надежности, должно быть обеспечено наличие независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Дополнительно для энергопринимающих устройств первой категории надежности, внезапный перерыв снабжения электрической энергией которых может повлечь угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, должно быть обеспечено наличие автономного резервного источника питания. В случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.

В соответствии с п. 1.2.19, 1.2.20 «Правил устройства энергоустановок», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 28.07.2002 г. за №204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок», электроприемники первой категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и перерыв их электроснабжения при нарушении электроснабжения от одного из источников питания может быть допущен лишь на время автоматического восстановления питания. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В соответствии с пунктом 1.2.18 «Правил устройства энергоустановок», утвержденных приказом Минэнерго РФ от 28.07.2002 г. за №204, насосы водозаборных скважин относятся к электроприемникам второй категории – электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Отсутствие резервных источников электропитания скважины в случае выхода из строя основных источников питания, может привести к тому, что населенный пункт будет фактически не обеспечен источником противопожарного водоснабжения, что в случае возникновения пожара может привести к негативным последствиям.

Кроме того, в случае возникновения аварийной и чрезвычайной ситуации могут быть нарушены права неопределенного круга лиц на получение качественных услуг по водоснабжению.

Поскольку в результате бездействия администрации городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» и в случае возникновения аварийной и чрезвычайной ситуации, могут быть нарушены права неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций, то требования прокурора по оборудованию скважины (водокачки) резервными источниками электропитания суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" меры пожарной безопасности в лесах включают в себя в том числе предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).

Поскольку на территории городского поселения «Кличкинское» имеется лесной фонд, требование прокурора об установлении знаков пожарной безопасности, в том числе при въезде в лес является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 года к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится в т.ч. создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06 мая 2011 г. N 100-ФЗ "О добровольной пожарной безопасности" органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Забайкальского края от 29.03.2016 года № 15 предусмотрено обеспечение 100% вакцинацией людей, привлекаемых на тушение пожаров.

Так как администрацией городского поселения не организовано прохождение членами ДПД медицинского осмотра для определения состояния здоровья, не организовано прохождение иммунизации против клещевого вирусного энцефалита, не организовано обучение мерам пожарной безопасности, поэтому подобным бездействием создается угроза причинения вреда жизни и здоровью лиц, участвующих в тушении пожаров.

Следовательно, требования прокурора по возложению обязанности на ответчика по организации прохождения членами ДПД медицинского осмотра для определения состояния здоровья и проведение иммунизации против клещевого вирусного энцефалита членов ДПД являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст.41 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" нормативные правовые акты органов местного самоуправления приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу.

В соответствии с частью 3 статьи 19 Закона о пожарной безопасности вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Подп. "д" п. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" также предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с п. п. 2 - 4 Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.

Как установлено в судебном заседании нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок использования транспортных средств для тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории городского поселения «Кличкинское» не принимался.

Таким образом, суд находит требования прокурора об обязывании принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок использования транспортных средств для тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории городского поселения «Кличкинское» обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227, 228, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск прокурора Приаргунского района Забайкальского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Кличкинское» муниципального района «Приаргунский район» о признании бездействия незаконным и обязывании к действию удовлетворить.

Признать бездействие администрации городского поселения «Кличкинское» по принятию мер противопожарной безопасности незаконным.

Обязать администрацию городского поселения «Кличкинское» в срок до 15 марта 2017 года:

- установить знаки пожарной безопасности, в том числе при въезде в лес;

- приобрести резервные источники энергоснабжения необходимой потребителю категории надежности электроснабжения;

- организовать прохождение членами ДПД медицинского осмотра для определения состояния здоровья и проведение иммунизации против клещевого вирусного энцефалита членов ДПД;

- принять нормативно-правовой акт, регламентирующий порядок использования транспортных средств для тушения пожаров и аварийно-спасательных работ на территории городского поселения «Кличкинское».

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Приаргунский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: подпись

«КОПИЯ ВЕРНА»

Судья Помигуев В.В.___________

Секретарь суда

______________ФИО1

«_____»_______________20___ г.

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник документа подшит в административном деле №2а-39/2017 Приаргунского районного суда.

2а-39/2017 (2а-724/2016;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Приаргунского района
Ответчики
администрация городского поселения "Кличкинское"
Суд
Приаргунский районный суд Забайкальский края
Дело на странице суда
priarginsk.cht.sudrf.ru
16.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
16.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
16.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2017[Адм.] Судебное заседание
13.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее