Решение по делу № 2-1308/2017 от 06.04.2017

Дело № 2-1308/2017

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    12 октября 2017 года    город Севастополь

    Балаклавский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Анашкиной И.А., при секретаре Кирничанском А.Ю., с участием представителя истца Коваля К.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Курдас Любови Федоровне, Управлению государственной регистрации, права и кадастра города Севастополя о признании недействительным свидетельства о праве собственности на земельный участок, признании права отсутствующим, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о границах земельного участка,

Установил:

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обратился в Балаклавский районный суд города Севастополя с указанным исковым заявлением и просит признать недействительным свидетельство о праве собственности на земельный участок общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>; признать отсутствующим право собственности ответчика на спорный земельный участок, истребовать его из незаконного владения ответчика в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя, а также исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о границах данного земельного участка.

В обоснование иска указано, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 7 апреля 2010 года № 1250-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно–строительный кооператив «Дружба-8» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма», ответчику в собственность был передан вышеуказанный земельный участок и внесены сведения в государственный кадастр недвижимости как о ранее учтенных объектах недвижимости. Между тем, согласно материалам проверки, предоставленным Прокуратурой Балаклавского района города Севастополя, Севастопольской городской государственной администрацией не издавалось распоряжение от 7 апреля 2010 года № 1250-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно – строительный кооператив «Дружба-8» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма», заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали и соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались. Таким образом, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности без законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом, без утверждения проекта землеустройства по отводу земельных участков в установленном порядке, что свидетельствует об отсутствии правового основания приобретения ответчиком права собственности на спорный участок.

В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Севприроднадзора в судебное заседание не явился, ранее представил письменные пояснения, в которых исковые требования поддержал.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен в установленном процессуальным законом порядке.

Представитель ответчика - Севреестра, о судебном заседании извещен, своего представителя в судебное заседание не направил.

Суд с учётом отсутствия возражений представителя истца, руководствуясь положениями статьи 233 ГПК РФ, рассмотрел дело по правилам заочного производства.

Выслушав представителя истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд пришел к вводу о частичном удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что на основании распоряжения Севастопольской городской государственной администрации от 7 апреля 2010 года № 1250-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно – строительный кооператив «Дружба-8» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма», ответчику передан в собственность земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, целевое назначение (вид разрешенного использования) – для дачного строительства.

Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

В соответствии с пунктом 1 части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, вследствие чего применению к спорным правоотношениям подлежит действующее на момент их возникновения на территории города Севастополя и Республики Крым законодательство Украины.

Частью 2 ст. 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Статьёй 116 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти либо органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных настоящим кодексом, или по результатам аукциона.

В соответствии со статьей 118 Земельного кодекса Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебного участка) в пределах норм бесплатной приватизации, должны были подать ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает в собственность земельные участки государственной или коммунальной собственности.

В ходатайстве необходимо указать целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры с приложением графических материалов, в которых указано желаемое место расположения земельного участка, согласования землепользователя.

На основании такого заявления заявителю дается согласие на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка. Отвод земельного участка производится на основании разработанного, согласованного и утвержденного проекта землеустройства.

Материалы дела не содержат доказательств обращения ответчика с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, что свидетельствует о несоблюдении порядка получения земельного участка в собственность.

На момент издания Распоряжения и возникновения права собственности ответчика на земельный участок, о защите права государственной собственности на который по настоящему делу заявлены исковые требования, на территории города Севастополя земля могла находиться в частной, коммунальной и государственной собственности (часть 3 статьи 78 Земельного кодекса Украины, отдельные положения Гражданского кодекса Украины 2004 года); субъектами права коммунальной собственности на земли являлись соответствующие территориальные громады, реализовывавшие это право непосредственно или через органы местного самоуправления (статья 80 Земельного кодекса Украины).

В силу статьи 9 Земельного кодекса Украины распоряжение землями территориальной громады города и передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с настоящим Кодексом относились к полномочиям Севастопольского городского Совета.

В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Украины и пункта 12 его Переходных положений (раздел Х), полномочия по распоряжению землями в переделах населённых пунктов осуществлялись соответствующими сельскими, поселковыми, городскими советами.

Нахождение спорного земельного участка в пределах границ Балаклавского района города Севастополя является установленным фактом и не оспаривалось сторонами.

Территория города Севастополя в соответствии с положениями Закона города Севастополя от 03.06.2014 № 19-ЗС «Об административно-территориальном устройстве города Севастополя» определяется границами, существовавшими на день принятия города в состав Российской Федерации.

Решением Исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся № 3/93 от 8 февраля 1977 года «О границах районов города Севастополя» утверждены границы, в том числе Балаклавского района города Севастополя.

Доказательств того, что административно-территориальные границы города Севастополя после 1977 года и до 2014 года претерпели изменения, и в частности, Балаклавский район, суду не представлено.

В соответствии с генеральным планом города Севастополя до 2025 года, утвержденным Решением Севастопольского городского совета № 4114 от 13 декабря 2005 года, спорный земельный участок расположен на территории Балаклавского района города Севастополя.

Поскольку спорный земельный участок находится в пределах населенного пункта – города Севастополь, полномочия по распоряжению им до разграничения земель государственной и коммунальной собственности следовало осуществлять Севастопольскому городскому совету в силу пункта 12 Переходных положений Земельного кодекса Украины, то есть Севастопольская городская государственная администрация полномочиями по распоряжению спорным земельным участком не обладала.

Согласно ответу Законодательного собрания города Севастополя на запрос суда о предоставлении решения Севастопольского городского Совета по спорному земельному участку, такого решения городским Советом не принималось, а документы о выделении указанного земельного участка в собственность ответчику в городской Совет не поступали.

Кроме того, при рассмотрении дела установлено, что указанное выше распоряжение не издавалось и не регистрировалось.

Прокуратурой Балаклавского районного суда города Севастополя была проведена проверка, в результате которой установлено, что Севастопольской городской администрацией не издавалось распоряжение от 7 апреля 2010 года № 1250-р «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «ДСК «Дружба-8» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма», заявления членов указанного кооператива о выделении им земельных участков в порядке бесплатной приватизации не поступали и соответствующие распоряжения в отношении членов данного кооператива Севастопольской городской администрацией не издавались, указанные обстоятельства изложены в ответах ГКУ «Архив города Севастополя».

Как следует из сообщения ГКУ «Архив города Севастополя», распоряжение СГГА № 1250-р от 07.04.2010 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью <данные изъяты> с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма» отсутствует в архивном фонде Севастопольской городской государственной администрации.

Из архивной копии перечня распоряжений Севастопольской городской государственной администрации с 01-р по № 2580-р за период с 01.01.2010 по 31.12.2010 следует, что распоряжение № 1250-р от 07.04.2010 года «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков общей площадью 18,1348 га с установлением границ в натуре (на местности) для дачного строительства Обслуживающим кооперативом «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» и передаче в собственность членов кооператива земельных участков, расположенных в районе урочища Аязьма» не издавалось.

С реквизитами № 1250-р от 7 апреля 2010 года зарегистрировано Распоряжение СГГА «О предоставлении разрешения Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, расположенного в районе урочища Аязьма для строительства дачного комплекса».

Проект землеустройства по отводу ОК «ДСК «Дружба-8» земельных участков общей площадью <данные изъяты> для строительства дачного комплекса в архивном фонде также отсутствует.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Севастопольской городской администрацией решение о передаче в собственность членам ОК «ДСК «Дружба-8» земельных участков не принималось.

Таким образом, данные обстоятельства также указывают на выбытие спорного земельного участка из собственности города помимо воли собственника.

Судом установлено, что сведения об обращении ответчика в уполномоченный по распоряжению землей орган с заявлением о выделении ему в собственность земельного участка, получении соответствующего разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка отсутствуют.

Согласно ответу Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в архиве Главного управления Госземагенства Украины в г.Севастополе (которое осуществляло регистрацию права на земельные участки до 31.12.2012) архивные сведения о регистрации права собственности и техническая документация на спорный земельный участок отсутствуют.

Проект землеустройства по отводу Обслуживающему кооперативу «Дачно-строительный кооператив «Дружба-8» земельных участков общей площадью <данные изъяты> для дачного строительства также отсутствует.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и передан в собственность ответчика при отсутствии законных оснований, без принятия соответствующего решения уполномоченным органом и без соблюдения порядка, предусмотренного положениями Земельного кодекса Украины.

Кроме этого, незаконно было изменено целевое назначение спорного земельного участка.

Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено отнесение земель к той или иной категории.

Согласно статье 6 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя". До утверждения правил землепользования и застройки и утверждения лесохозяйственных регламентов разрешенное использование земельных участков определяется в порядке, установленном Правительством Севастополя с учетом утвержденных документов территориального планирования (при их наличии).

Земли, покрытые лесной растительностью, а также не покрытые лесной растительностью, нелесные земли, которые предоставлены и используются для нужд лесного хозяйства, относятся к землям лесного фонда, на которые распространяется особый режим по использованию, предоставления в пользование и передачи в собственность, который определяется нормами Конституции Украины, другими законами и нормативно-правовыми актами (ст. 55 ЗКУ).

Порядок использования земель лесного фонда определяется законом (п.2 ст. 57 ЗКУ).

Земли лесного фонда могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности, что предусмотрено Земельным кодексом Украины (ст.ст. 56, 57 ЗКУ).

Гражданам и юридическим лицам по решению органов местного самоуправления и органов исполнительной власти могут бесплатно или за плату передаваться в собственность замкнутые земельные участки лесного фонда общей площадью до 5 гектаров в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств. Граждане и юридические лица в установленном порядке могут приобретать в собственность земельные участки деградированных и малопродуктивных угодий для облесения (статья 56 ЗК Украины).

В соответствии со ст. 8 Лесного кодекса Украины в государственной собственности находятся все леса Украины, кроме лесов, находящихся в коммунальной или частной собственности. Право государственной собственности на леса приобретается, реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, местных государственных администраций в соответствии с законом.

Согласно ст. 13 ЗКУ именно к полномочиям Кабинета Министров Украины в области земельных отношений относится распоряжение землями государственной собственности в пределах, определенных этим Кодексом.

Земельные участки лесного фонда по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления предоставляются в постоянное пользование специализированным государственным или коммунальным лесохозяйственным предприятиям, другим государственным и коммунальным предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные подразделения, для вед лесного хозяйства (ст. 57 ЗКУ, ч. 1 ст. 17 ЛК Украины).

Передача в собственность, предоставление в постоянное пользование для нелесохозяйственных потребностей земельных лесных участков площадью более 1 га, находящихся в государственной собственности, относится к полномочиям Кабинета Министров Украины в сфере лесных отношений (ст. 27 ЛК Украины).

Аналогичные положения закреплены и в статье 20 Земельного кодекса Украины.

Так, частью 2 статьи 20 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что изменение целевого назначения земель проводится органами исполнительной власти или органами местного управления, которые принимают решение о передаче этих земель в собственность или предоставление, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства или принимают решения о создании объектов природоохранного и историко-культурного назначения.

Частью 3 статьи 57 Лесного кодекса Украины и частью 4 статьи 20 Земельного кодекса Украины установлено, что изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию и с учетом заключений органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.

Согласно части 5 статьи 116, части 1 статьи 149 Земельного кодекса Украины предоставление гражданам земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании, производится лишь после изъятия их в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В соответствии с п.5 Заключительных положений Лесного кодекса Украины до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками, документами, подтверждающими это право на ранее предоставленные земли являются планово-картографические материалы лесоустройства.

Согласно заключению специалиста ГУП «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» от 21.09.2015 комплекс земельных участков по ул. Композиторская, общей площадью <данные изъяты>, расположен <адрес>.

Как следует из исторической справки, Севастопольское лесничество сформировано в 1921 году.

Постановлением Правительства города Севастополя от 29 июля 2014 года № 164 создано ГКУС «Севастопольское лесничество». Его границы, количество участков определены Приказом Рослесхоза от 3 июля 2014 гола № 227. В состав Севастопольского лесничества входит в том числе Чернореченское участковое лесничество.

31 марта 2014 года Правительством Севастополя издано Распоряжение № 237-РП, с учётом изменений, внесенных распоряжением № 603-РП от 21 июля 2015 года «О проведении кадастровых работ по установлению границ земель, на которых расположены леса в городе Севастополе», в соответствии с пунктом 1 распоряжения указано, что кадастровые работы следует производить на основании материалов лесоустройства Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» 2001 года».

16 ноября 2015 года Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя издано распоряжение № 763-РДЗ, которым утверждена схема расположения земельного участка Чернореченского участкового лесничества. То есть в основу определения границ земельного участка Чернореченского участкового лесничества легли материалы лесоустройства 2001 года.

Планово-картографические материалы как 1999 года, утвержденные в 2001 году, так и 2011 года подтверждают расположение спорного участка в пределах земель Чернореченского лесничества

Фактическое расположение спорных земельных участков в составе лесного участка Чернореченского участкового лесничества подтверждается актом определения (восстановления) границ земельного участка в натуре (акта приема-передачи межевых знаков на хранение) от 29 марта 2006 года, составленной в 2007 году ГП «Севгеоцентр» технической документацией по инвентаризации и составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок, для ведения лесного хозяйства в границах Чернореченского лесничества, государственным лесным кадастром г. Севастополя 2011 года, кадастровым паспортом земельного участка 91:01:000000:37.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что согласно технической документации и планово-картографическим материалам лесоустройства спорный земельный участок расположен в границах земельных участков лесного фонда, ранее находившихся в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.

Вместе с тем, при выделении спорных земельных участков Государственное предприятие "Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство" согласие на изъятие, изменение целевого назначения земельного участка не давало.

Кроме того, ОК «ДСК «Дружба-8» не являлось государственным и коммунальным предприятием, учреждением или организацией, в которой созданы специализированные подразделения для ведения лесного хозяйства, следовательно, земельный участок общей площадью <данные изъяты> не мог быть ему передан в рамках ст. 57 ЗКУ, ст. 17 ЛК Украины на основании решения Севастопольского городского Совета.

Земельный участок общей площадью <данные изъяты>, предоставленный на основании вышеуказанного распоряжения Севастопольской городской государственной администрации ОК «ДСК «Дружба-8», не являлся замкнутым земельным участком лесного фонда в составе угодий крестьянских, фермерских и других хозяйств, также не входил в состав деградированных и малопродуктивных угодий, следовательно, оснований для передачи его в пользование ОК «ДСК «Дружба-8» в порядке статьи 57 ЗКУ не имелось.

Земельный участок площадью <данные изъяты> га мог быть передан в пользование ОК «ДСК «Дружба-8» только на основании распоряжения Кабинета Министров Украины, однако такого распоряжения не издавалось.

Таким образом, земельные участки лесного фонда находились в постоянном пользовании Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» на основании планово-картографических материалов лесоустройства.

Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка общей площадью спорного земельного участка из пользования Государственного предприятия «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство» не принималось.

Следовательно, принятие Севастопольской городской государственной администрацией распоряжения о передаче спорного земельного участка в пользование ОК «ДСК «Дружба-8» не отвечает требованиям земельного и лесного законодательства Украины.

Кроме того, Севастопольская городская государственная администрация не была наделена полномочиями по распоряжению означенным земельным участком и передаче его кому-либо в пользование.

Таким образом, спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда, а распоряжением Севастопольской городской государственной администрации фактически изменено их целевое назначение, при этом решение об изъятии спорных земельных участков для нелесохозяйственных нужд соответствующими органами исполнительной власти не принималось.

Вышеустановленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что спорный земельный участок выбыл из государственной собственности и перешел в собственность ответчика вопреки нормам законодательства, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, в связи с чем на основании ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник имеет право истребовать своё имущество из чужого незаконного владения.

В статьей 12 ГК РФ закреплено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Поскольку установлено, что законных оснований для возникновения права собственности на спорный земельный участок у ответчика не имелось, земельный участок выбыл из государственной собственности вопреки воле собственника и нормам ранее действовавшего на территории Республики Крым и города Севастополя законодательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.

Исковые требования о признании недействительным свидетельства о праве собственности ответчика на земельный участок, признании отсутствующим права собственности на спорный земельный участок и исключении сведений о границах земельного участка из государственного кадастра недвижимости подлежат оставлению без удовлетворения как излишне заявленные, поскольку решение суда об истребовании у ответчика спорного земельного участка уже влечет наступление соответствующих правовых последствий в силу Закона.

Правовое значение государственной регистрации прав на недвижимость по Закону Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» было аналогичным значению, которое придаётся этому акту Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а также Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

По смыслу названной статьи Закона в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право, а не свидетельство о праве собственности, как заявлено истцом.

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 70 ЗК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 4, ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", истребование имущества из чужого незаконного владения ответчиков является основанием для погашения Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя записи о правах на спорный земельный участок, снятия его с кадастрового учета и аннулирования записи в государственном кадастре недвижимости.

По смыслу разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010, оспаривание зарегистрированного права может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права отсутствующим тогда, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем истребования имущества из чужого незаконного владения, тогда как в данном случае право истца может быть защищено именно таким способом.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 103, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя удовлетворить частично.

Истребовать из незаконного владения Курдас Любови Федоровны земельный участок площадью <данные изъяты>, расположенный <адрес>, в собственность субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Настоящее решение является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости данных о земельном участке и снятии его с кадастрового учёта.

Взыскать с Курдас Любови Федоровны в доход бюджета города федерального значения Севастополя государственную пошлину в размере 300 рублей.

    Ответчик вправе подать в Балаклавский районный суд города Севастополя заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня получения его копии.

    Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                            И.А. Анашкина

Решение в окончательной форме принято 16 октября 2017 года.

2-1308/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Ответчики
Курдас Л.Ф.
Другие
Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор)
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
06.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2017Передача материалов судье
07.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.04.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2017Предварительное судебное заседание
15.08.2017Судебное заседание
12.10.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее