Гр.дело №2-457/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 июля 2017 года Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. при секретаре Бобковой Е.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации Талдомского муниципального района <адрес> и Министерству строительного комплекса <адрес>, 3-му лицу Администрации городского поселения Талдом Талдомского муниципального района <адрес> об обязании восстановить в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации Талдомского муниципального района <адрес> и Министерству строительного комплекса <адрес>, 3-му лицу Администрации городского поселения Талдом Талдомского муниципального района <адрес> об обязании восстановить в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Требования истца основаны на том, что ФИО2 является ФИО3 войны, ФИО3 боевых действий в составе действующей армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно свидетельства о браке от ДД.ММ.ГГГГ фамилия истца «Соколова» изменена на «ФИО2». Истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Жилищные условия истицы являются установленными и никем не оспариваются. ДД.ММ.ГГГГ истица приобрела в собственность часть жилого дома по адресу: <адрес>. Другого жилья истица не имеет. По заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение признано аварийным с процентом износа свыше 80%. Указанные обстоятельства являются достаточными основаниями для признания за истицей права на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем по договору социального найма. Решение о признании ФИО2 нуждающейся в улучшении жилищных условий было принято ДД.ММ.ГГГГ (постановление Главы муниципального образования городское поселение <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ). Постановление отменено ДД.ММ.ГГГГ по формальному основанию в связи тем, что факт постоянного проживания ФИО2 в <адрес> не менее пяти лет документально не подтвержден. Защита прав истицы в настоящее время невозможна без восстановления ФИО2 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета. Данный вопрос отнесен к компетенции Администрации Талдомского муниципального района <адрес>. Вопрос обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета по договору социального найма отнесен к компетенции <адрес> в лице Министерства строительного комплекса. Истицей представлены доказательства ее постоянного проживания в <адрес> не менее пяти лет. Истица приобрела для постоянного проживания часть жилого дома по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ. С этого времени истица постоянно проживает по данному адресу. У истицы сохранились два свидетельства о страховании жилого дома за 1993 и 1994 годы. С 1995 года истица состоит на воинском учете в Талдомском военном комиссариате. По месту постоянного проживания истица зарегистрирована постоянно с ДД.ММ.ГГГГ. Однако до оформления постоянной регистрации истица имела временную регистрацию по указанному адресу. В связи с изложенным просит суд обязать <адрес> восстановить ФИО2 в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета, как ФИО3 войны, с даты подачи заявления, и признать за ФИО2 право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем по договору социального найма.
В судебном заседании истица ФИО2 иск поддержала и дополнила, что ей предоставили квартиру меньшей площади, и она просит доплатить. Она не довольна предоставленным жильем. Ее силой заставили подписать договор мены. Она хочет, чтобы ее обеспечили квартирой как ФИО3 войны и вернули землю.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Талдомского муниципального района <адрес> ФИО5 пояснил, что в соответствии с соглашением администрация района уполномочена составлять сводные списки. Признание гражданина нуждающимся в предоставлении жилых помещений отнесено к полномочиям городского поселения Талдом. В материалах учетного дела ФИО2 указано, что есть заявление, где она просила предоставить жилое помещение по договору социального найма. Жилой дом истицы был признан аварийным, и ФИО2 была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Это послужило основанием для включения ее в сводный список. Документы были рассмотрены и указано, что истец не проживает на территории <адрес> более 5 лет. У нее была постоянная регистрация в <адрес>. На это было указано при проверке документов. Так как жилое помещение истца было признанным аварийным и подлежащим сносу, истцу было предоставлено другое благоустроенное жилое помещение. С истицей был заключен договор мены. Она его подписала. Истица его не оспаривала. В соответствии с договором мены квартира признана равнозначной той части жилого дома, которую она занимала. Истица утратила право на получение квартиры по другим основаниям. Они не могут включить гражданина в сводный список при наличии постановления об отмене постановления о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения.
Представитель ответчика Министерства строительного комплекса <адрес> ФИО6 иск не признала, поддержала письменный отзыв, в котором, в частности, указала, что Министерство не может выступать в качестве ответчика, а может выступать только в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований. По существу спора, жилое помещение истца признано аварийным. Жилой дом был включен в адресную программу <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда <адрес> на 2016 – 2020 годы». В рамках данной программы администрацией истцу предоставлена в собственность квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 38,9 кв.м.. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией и ФИО2 был заключен договор мены равноценного имущества. Данный договор подписан истцом собственноручно. Право собственности ФИО2 зарегистрировано в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ. На момент обращения в суд ФИО2 уже была обеспечена жильем и факт ее нуждаемости в жилье отсутствовал. На момент рассмотрения заявления ФИО2 в отношении истца отсутствовал факт постоянного проживания в <адрес> не менее 5 лет (л.д.82-87).
Представитель 3-го лица Администрации городского поселения Талдом Талдомского муниципального района <адрес> в суд не явился. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает иск не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.51 ч.1 п.3 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со ст.15 ч.1 п.3 ФЗ «О ветеранах» ФИО3 войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:
3) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ФИО3 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. ФИО3 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
В соответствии со ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими должностными лицами.
2. В органах местного самоуправления для рассмотрения вопросов принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и снятия с учета создаются общественные комиссии по жилищным вопросам.
В соответствии со ст.2 Закона право на бесплатное предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и постоянно проживающие в <адрес> не менее пяти лет.
2. Для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, гражданин подает заявление в орган местного самоуправления по месту постоянного проживания.
3. К заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагаются:
1) решение органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими;
2) акт проверки жилищных условий заявителя;
3) выписка из домовой книги;
4) копия финансового лицевого счета;
5) копии документов, подтверждающих право пользования жилым помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер или решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о праве собственности на жилое помещение и т.п.);
6) технический паспорт на жилое помещение;
7) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и (или) членов его семьи на имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;
8) копии документов, подтверждающих семейные отношения заявителя (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака, судебное решение о признании членом семьи и др.);
9) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и личность каждого из членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий);
10) медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания заявителя, дающей право на предоставление ему жилого помещения общей площадью, превышающей норму на одного человека;
11) документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
12) документы, подтверждающие право заявителя на дополнительную площадь по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
7. Решение о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, принимается органом местного самоуправления не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов. Датой принятия на учет считается дата подачи заявления.
Судом установлено, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО3 войны, что подтверждается Удостоверением, выданным ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
ФИО2 имела на праве собственности ? долю жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании Договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13). На основании решения Талдомского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за истицей было зарегистрировано право собственности на часть жилого дома по указанному адресу (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Администрацию городского поселения Талдом Талдомского муниципального района <адрес> с заявлением о признании нуждающейся в предоставлении жилого помещения (л.д.68).
При этом ФИО2 было представлено, в том числе постановление Главы городского поселения Талдом от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу (л.д.22).
Постановлением Главы городского поселения Талдом от ДД.ММ.ГГГГ на основании материалов общественной комиссии по жилищным вопросам ФИО2, как ФИО3 войны, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью обеспечения жильем за счет субвенций из федерального бюджета (л.д.23).
Однако ДД.ММ.ГГГГ Главой городского поселения Талдом принято постановление об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24).
При этом в суд представлено письмо из Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отмечено, что в материалах учетного дела отсутствует выписка из ЕГРП, справка органа местного самоуправления о неполучении мер социальной поддержки, а также не подтвержден документально факт проживания ФИО2 в <адрес> более 5 лет.
ФИО2 постановление органа местного самоуправления об отмене ранее принятого постановления о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий не оспаривала.
При этом просит восстановить ее в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признать право на обеспечение жилым помещением за счет федерального бюджета. Суд считает требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению, так как истцом в подтверждение своих доводов о нуждаемости в предоставлении жилого помещения представлены доказательства признания органом местного самоуправления жилого помещения по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.
Однако в соответствии с выпиской из ЕГРН право собственности ФИО2 на часть жилого дома и земельный участок по адресу: <адрес>, прекращено ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день зарегистрировано право собственности на квартиру по адресу: <адрес> (л.д.107-109).
В соответствии со ст.2 абз.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 125/2006-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» при согласии гражданина, выраженном в письменной форме, мера социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета может быть реализована путем предоставления жилого помещения в собственность при условии заключения договора мены предоставляемого жилого помещения и жилого помещения, принадлежащего гражданину на праве собственности.
В суд представлено постановление Главы городского поселения Талдом от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым постановлено заключить договор мены без доплаты с ФИО2 (л.д.41). В соответствии с Договором мены равноценного имущества от ДД.ММ.ГГГГ Администрация городского поселения Талдом передала ФИО2 квартиру по адресу: <адрес>, а ФИО2 передала Администрации городского поселения Талдом земельный участок с расположенной на нем частью жилого дома по адресу: <адрес> (л.д.42-46).
Таким образом, право истицы на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета было реализовано путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения в собственность на основании заключенного договора мены.
Указанный договор мены никем не оспорен, недействительным не признан. В связи с чем оснований для признания за истицей права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО2 к Администрации Талдомского муниципального района <адрес> и Министерству строительного комплекса <адрес> об обязании восстановить в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.
Судья И.В.Никитухина
Решение в окончательной форме
составлено ДД.ММ.ГГГГ года